Особенности научной картины мира нового времени. Новое Время: формирование научной картины мира

При сравнении картин мира Нового времени со средневековыми обращает на себя внимание прежде всего нерелигиозный характер первых. Интеллектуальные системы Нового времени представляют собой попытку дать описание природы, истории и культуры, опираясь только на человеческий разум. Богу при этом отводится скромная роль «перводвигателя вселенной» или олицетворения «нравственного закона», а на первый план выступают такие понятия, как «естественный закон», «движение», «развитие», «эволюция», «прогресс» и т.д.

Революция в науке второй половины XVII в. создала естественно-научную картину мира. Эта революция выразилась в качественном росте достоверности, точности, математической обоснованности научных и технических знаний, в росте их практической применимости. Были созданы методы теоретического и экспериментального исследований и образованы специальные учреждения (научные и технические общества, академии и институты), в рамках которых научное знание могло бы воспроизводиться и развиваться.

Зачинателями переворота в естествознании стали ученые ряда европейских стран. Галилей (Италия) открыл многие законы движения, дал окончательное подтверждение гелиоцентрической системе. Математическим фундаментом нового естествознания стали работы Паскаля и Ферма (Франция) и в особенности создание в 1665-1676 гг. Ньютоном (Англия) и Лейбницем (Германия) методов дифференциального и интегрального исчисления; Декарт (Франция) ввел переменные величины, благодаря чему математика стала способна описывать движение; Бойль (Англия) развил учение о химическом элементе. В 1687 г. Ньютон в своих «Математических началах натуральной философии» сформулировал три закона движения и закон тяготения, с помощью которых он привел в единую систему все ранее известные законы и данные. В XVIII в. механика Ньютона стала основой естественно-научной картины мира, выводившей все формы движения из сил притяжения и отталкивания.

В естествознании XIX в. наступил период распространения концепций эволюции, саморазвития природы. Космологическая интерпретация этой идеи восходит к XVIII в., когда Кант и Лаплас создали гипотезы об образовании планет из вращающегося вокруг Солнца газового облака. Важную роль сыграли учения Бюффона и Лайеля об эволюции Земли и непрерывном изменении земной поверхности. Теории развития в биологии XIX в. выразились в концепциях эволюции видов. Первая из них, основанная на представлении о непосредственном изменении наследственности под влиянием внешних условий, была предложена Ламарком (1809). Учение Дарвина об эволюции путем естественного отбора (1859) стало опытно обоснованной теорией эволюции. Универсальность клеточного строения организмов была установлена немецким биологом Шванном; в 1865 г. австриец Мендель открыл законы наследственности и создал генетику.

В физике крупнейшими открытиями XIX в. явились закон сохранения энергии, обнаружение электромагнитной индукции и разработка учения об электричестве. Представление об атомно-молекулярной структуре вещества получило всеобщее признание. В 1868 г. русский ученый Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Отличительными чертами науки Нового времени стали ее математизированный и экспериментальный характер, использование специальных научных языков, коллективный, а подчас и интернациональный характер исследований, неразрывная связь науки с техникой.

Параллельно научной картине мира и под ее влиянием в XVII–XVIII вв. развивается философия Просвещения. Во Франции это течение было наиболее сильным в период между 1715 и 1789 г., именуемый «веком Просвещения» и «столетием философии». Движение это приобрело всеевропейские масштабы: его главные представители во Франции – Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Дидро, Руссо, в Англии – Локк, Мандевиль, Юм, в Германии – Лессинг, Гердер, Кант, в США – Франклин, Джефферсон.

Просвещение выступило в качестве мировоззрения, претендующего на исправление человека и общества согласно «естественному закону». Он познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума.

Для просветителей невежество, мракобесие, религиозный фанатизм – главные причины людских бедствий. В понятии «Бог» большинство из них видели только обозначение разумной первопричины мира, верховного геометра и архитектора вселенной. Отсюда попытки создать «религию разума» или «религию в пределах только разума», более или менее резкий разрыв с христианской традицией и церковными организациями, доходивший у Ламетри, Гольбаха, Дидро, Гельвеция до открытого атеизма. Моральное учение Просвещения призвано было обосновать столь характерный для Нового времени индивидуализм, свободу и независимость личности от ограничений, прежде всего религиозных. Просветительский призыв следовать человеческой природе мог пониматься весьма широко: от умеренных концепций «разумного эгоизма» до проповеди аморализма, пороков и преступлений как проявлений той же человеческой природы (маркиз де Сад). Одним из духовных детей Просвещения был Наполеон, сказавший как-то: «Такой человек, как я, плюет на жизнь миллиона людей» .

Именно в рамках философии Просвещения были предприняты первые серьезные попытки анализа культуры. Особенно интересен в этом смысле труд немецкого просветителя Гердера «Идеи к философии истории человечества». В нем проводится мысль об органическом развитии во всей природе, восходящем от неживого мира к человеку, к его безгранично совершенствующейся душе. Человеческий дух, культура движутся к гуманности, разуму, справедливости. Гердер пытается систематизировать данные истории, психологии, этнографии, естественных наук, чтобы дать целостную картину эволюции культуры.

Новое время – эпоха идеологий. Они были необходимы для обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики. Из необычайного разнообразия идеологических концепций XVII–XIX вв. выберем некоторые наиболее значительные.

Выше мы упоминали учение об общественном суверенитете, которое было идеологическим отражением абсолютистской монархии и парламентского государства. Выдающийся вклад в его разработку внес в XVII в. английский философ Гоббс. Он рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление, которое возникло на основе общественного договора. Ему предшествовал период, когда люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех. Государство учреждается в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Гоббс всячески подчеркивал роль государства, монархии как абсолютного суверена. Напротив, Руссо в XVIII в. выступает с резкой критикой государства, присвоившего себе права народа, что стало причиной общественного неравенства и насилия богатых над бедными. Руссо предлагал восстановить подлинный народный суверенитет в форме прямой демократии.

Наиболее значительным идейно-политическим течением XIX в. был либерализм. Он объединил сторонников парламентского государства или «правового государства» – конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечивающего основные политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д. На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование экономических и социальных отношений осуществлялось бы через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства. Единственную функцию последнего либералы усматривали в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отдельными предпринимателями. Наибольшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, где его видными представителями были Милль и Спенсер.

Для политической мысли Нового времени характерны и резко критические настроения в отношении новоевропейского общественного строя, поиски альтернативы ему. Наиболее полного выражения они достигли в социалистических и коммунистических теориях XVII-XIX вв. Общими чертами этих подробно разработанных концепций были требования полного равенства, уничтожения общественной иерархии и того, на чем она основана: частной собственности, государства, семьи, религии. В середине XVIII в. Мелье, Мабли, Морелли выступили во Франции с проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей. В начале XIX в. широко распространились учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, предусматривавшие многочисленные практические меры по социалистическому преобразованию общества с использованием достижений техники. В середине XIX в. социализм превращается из кружкового в массовое движение. Значительную роль в этом сыграли Маркс и Энгельс. Марксизм претендовал на звание «научного социализма», который показывает объективную необходимость перехода к коммунистическому обществу.

В XIX в. традиции Просвещения продолжает позитивизм. Он основан на мысли, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения. По мнению основателя позитивизма Конта, то, что можно бы назвать философией, сводится к общим выводам из естественных и социальных наук. Наука не объясняет, а только описывает явления природы и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Следуя просветителям, Конт и его последователи во всех странах Европы и за ее пределами высказывали убеждение в способности науки к бесконечному развитию, неограниченных возможностях науки, в том числе в преобразовании общественной жизни. Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени (XVII–XIX вв.).

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век - век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век - век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век - век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это - начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени - это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой - вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи - Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го - 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии - деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие - сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир - это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек - 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение "причудливый".

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль - рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление "сентиментализм".

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го - начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну - Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем - Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце - это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества - интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.

начинает складываться в конце XVI – начале XVII вв. и занимает господствующее положение в сознании европейского человека вплоть до XX века.

Начало Нового времени обычно связывают с достижениями в области естествознания, однако его приход был подготовлен и идеями, появившимися в рамках Средних веков (в частности, учением о двойственной истине ), и идеями, принадлежащими эпохе Ренессанса.

Николай Кузанский (1401-1464) и вслед за ним Джордано Бруно (1548-1600) заявили о бесконечности миров во вселенной, Николай Коперник (1473-1543) выдвинул гелиоцентрическую модель мира, Иоганн Кеплер (1571-1630) математически описал движение планет, Галилео Галилей (1564-1642) открыл закон всемирного тяготения и т. д. Примерно в это же время Европа знакомится с компасом и начинается эпоха великих географических открытий, а в Германии Гутенберг (около 1440) собирает печатный станок и начинается эра книгопечатания. Серьезные изменения касаются и области религии: движение реформаторов (XV-XVI вв.) раскалывает христианскую церковь.

Становление философской картины мира Нового времени обусловлено тем значением, которое в обществе приобретает наука. Собственно, именно в период Нового времени формируется наука в современном смысле этого слова. В рамках Средних веков высшей и подлинной наукой считалась теология. Более тысячи лет человек стремился постигнуть Бога и его Слово (Священное Писание), более тысячи лет он использовал веру в качестве самого достоверного способа познания. К началу Нового времени ситуация меняется: главным предметом познания становится природа, наука ищет свои основания не в вере, а в опыте и разуме.

В Новое время изменяется отношение человека к природе и, в целом, ее понимание. С одной стороны, природа – это вещество (материя), косная и инертная сила, требующая подчинения и покорения. Она лишена разума и представляет собой огромный механизм, связанный цепью причинно-следственных связей. Природа – своего рода кладовая, из которой можно черпать и черпать, удовлетворяя бесконечно растущие человеческие запросы. А знание – та сила (Ф. Бэкон), которая сможет поставить ее на службу человеку. С другой стороны, природа – это естественность, некое материнское лоно, порождающие из себя все многообразие мира. Человек, в силу своей телесной организации, также принадлежит ей, поэтому все, что естественно – прекрасно, все, что здоро во – ценно, все, что обоснованно (подтверждается) природой – истинно.

В философско-культурном отношении Новое время – время Просвещения и Гуманизма . Просветители в качестве отличительной черты человека, выделяющей, возвышающей его над всем миром, указывают на разум, а не на душу человека (что свойственно эпохи Средневековья). На самом деле это тоже эпоха веры, но только веры не в монотеистического Бога, а в человека и его разум. Человек всесилен, совершенен и свободен. Все его беды от непросвещенности разума или от неумения пользоваться собственным умом. Человеку нет нужды держаться за авторитеты и слепо верить им, он сам способен (в его власти) изменить мир в лучшую сторону, приспособить его для себя. Античный человек приспосабливается к миру (природе), поскольку не выделяет себя из него, человек нового времени вторгается в организацию мира с тем, чтобы сделать ее удобной для себя. Он больше не его органическая часть (античность) и не высший ранг (род) сотворенного бытия (средневековье), отныне он – творец и законодатель мира. Вытеснив Бога из своей картины мира, человек сам становится на его место и берет на себя его функции по управлению миром.



Философскую картину Нового времени характеризуют индивидуализм и рационализм . Индивидуалистические воззрения (ориентации) данной эпохи исходят из признания автономности и самоценности человека. В социально-политической области они закрепляются в понятиях естественного и позитивного (установленного) права, в социально-экономической – в понятии собственности и свободы предпринимательства, в области философии они выражены в концепции самодостаточного, суверенного субъекта. В аксиологическом плане индивидуализм связан с десакрализацией и релятивизацией ценностей. Человек теперь сам определяет и устанавливает в обществе иерархию ценностей, на вершине которой оказывается то, что служит его благу. Свое логическое завершение аксиолого-индивидуалистические воззрения находят в теории разумного эгоизма или морали здравого смысла: человеку нужно (выгодно) работать не только на собственное благо, но и на благо общества, ведь от реализации последнего в конечном счете зависит и его собственное благополучие.

Рационализм – это не только убеждение в том, что в познании природы и общества человек должен исходить из разума. Рационализм тесно связан с рациональностью – способностью эффективно и экономично распоряжаться средствами и ресурсами, умением подчинить все стороны человеческого бытия требованиям разумности и целесообразности.

XVII в. - это столетие науки и философии. Возникает идея создания нового, единого мира, в Европе, где время и пространство является основными координатами человека. Ведущим действующим научным методом становится анализ. Важную роль играет научная революция XVII века, её роль в становлении новой, механической картины мира неоценима. Благодаря ей свершились значимые открытия в астрономии (Галиоей, Кеплер), физике (Галилей, Ньютон), математике (Декарт, Ньютон) и других научных и культурных областях. В этот период происходит универсализация науки, где разум предстает главным критерием истины.

В период Нового Времени происходит кардинальное изменение в понимании природы: от толкования природы как организма к природе как механизму. Роль философии Бэкона, Гоббса, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира неоценима.

Говоря о периоде средневековья, Р. Гваридини рассуждает о том, что в этом период уже начались предпосылки к созданию нового мира, однако, сдерживаемые религиозной системой.

«Но вот чего нет у средневекового мыслителя, так это воли к эмпирически-точному познанию действительности. Когда он подчиняется руководству античного авторитета, возникает опасность рабского повторения мыслей. Но, с другой стороны, здесь же открывается возможность такого мыслительного построения, какое неведомо индивидуалистическому новому времени. Особенно если мы вспомним, что речь идет не об одиночках, а о школах и традициях. Тут есть шанс достичь такой глубины и тонкости, какие ведут к подлинному совершенству».

В своем труде Р. Гвардини приводит в пример периодизацию философской мысли от античности до Нового Времени. В каждом из периодов он видит незавершенность, и последовательность. Вся философская система, по его мнению, шла именно к этому моменту - моменту революции в философской и научной мысли, к Новому Времени.

Что такое натуроцентризм?

Натуроцентризм - это, прежде всего, философская и мировоззренческая позиция, в которой точкой отсчета в решении всех вопросов и высшей ценностью выступает природа или космос.

Натуроцентрическое направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах. Основу такого подхода составляет вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом.

В эпоху нового времени для натуроцентризма характерно признание первичности природы (натуры), независимо от того, трактуется она материалистически, как causa sui, или пантеистически, как воплощение отождествленного с ней божественного духа, или даже как сотворенная богом, но рассматриваемая философией отвлеченно от проблемы ее происхождения, в ее реальном существовании.

Р. Гвардини очень ясно дает понять, что обособление от натуроцентризма иногда необходимо, для ясного понимания вещей и проблем современности.

«Если взглянуть без рационалистических и натуралистических предубеждений на то, что происходит в мире в последнее время, то уже сам способ поведения человека и его духовно-душевная настроенность будут достаточно красноречивы».

Какой тип личности складывается в эпоху Нового Времени?

Мы уже говорили о том, что Разум предстает главной категорией Нового Времени, соответственно человек этого времени должен быть, прежде всего, рационален. Сенсуализм и рассудочность - вот главные качества, которыми будет обладать личность XVII века. Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия выступают как компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия.

Как повлияло появление новых, капиталистических отношений на понимание человека как практического, деятельного существа?

Появление новых мотивов, таких как развитие сельского хозяйства, торгово-денежных отношений, промышленности, привело к идее равенства. Человек теперь понимается как движущий фактор развития. Возникает необходимость новых субъективно-объективных отношений, выстраивания новых принципов и позиций.

«Возникает капиталистическая система хозяйства, в которой каждый вправе иметь столько, сколько сумеет приобрести, не нарушая действующих правовых норм. Достижения этой системы огромны как в созидании, так и в распределении благ. Собственность взрывает установившийся социальный порядок и открывает доступ к некогда привилегированным сословиям и должностям. Развивается еще одна автономная область культуры - хозяйство, живущее по своим собственным законам».

Вся суть Нового Времени в перевороте, революции во всех сферах человеческой деятельности, отсюда и проистекает формирование капиталистических позиций, меняющих наше представление о существовании общества, и подталкивающих нас к созданию нового мира, новой культуры.

«Искусство во всех своих проявлениях: архитектуре, пластике, живописи, поэзии, драме - тоже стало автономной областью творчества и вызвало к жизни небывалую полноту форм. Одно за другим образовывались национальные государства с их упоением собственной силой. С неслыханной смелостью захватывалась во владение вся земля. Заново открывались моря и континенты, организовывалась система колоний. Наконец, все эти немыслимые для любой предшествующей эпохи открытия, которые мы зовем «техникой» и с помощью которых человек овладевает природой, были вызваны к жизни новым типом хозяйствования, при котором ничем не ограниченное стремление к прибыли порождает разветвленную систему капитализма. Все это выглядело тогда как мощный всплеск неведомых сил из каких-то внезапно разверзшихся глубин. Человек стал переживать мир и самого себя в нем совершенно по-новому. Его наполнила непреодолимая уверенность, что теперь-то наконец и начинается то Настоящее, для которого предшествующее было либо подготовкой, либо помехой».

В чем причины появления кризиса новоевропейской культуры?

Несмотря на непроясненность природы кризиса философы и социологи, анализируя текущие тенденции и факты в культуре, политике, экономике, обнаруживают и его всеобъемлющий характер, свидетельствующий о том, что затронуты важнейшие основания человеческого существования, и глубокую связь с историческим исчерпанием тенденций, сформулированных еще Просвещением. При этом темпы нарастания кризисных явлений вместе с отсутствием сколько-нибудь основательной (теоретической, идеологической) альтернативы наблюдаемым деградационным тенденциям существенно актуализируют проблематику онтологических оснований культуры в самом широком смысле - как цивилизационного целого, включающего духовную культуру, политику, экономику и все другие области человеческой деятельности.

Конец XVI века и XVII век ознаменовались в Западной Европе кризисом феодализма и ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии. Возникает не только подлинное научное естествознание, основой которого является органическое соединение теории с планомерным экспериментальным исследованием природы, но и опирающаяся на науку и ее философское осмысление качественно новая картина мира.

Опытно-экспериментальное исследование природы и тематическое осмысление его результатов оказало решающее влияние на философскую мысль. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

Лидером естествознания в Новое время, благодаря научной революции 16 - 17 вв., стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние на формирование новой картины мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая и метафизическая картина мира. Все явления природы трактуются как машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое движение. Распутывание этого хаоса и его трансформация в космос происходит уже спонтанно в соответствии с закономерностями механического движения и подчинено жесткой однозначной детерминации. Бог становится внешним "щелчком" по отношению к созданному им миру. Такое понимание мира отличает естествознание нового времени не только от античной и средневековой науки, но и от натурфилософии ХУ-ХУ1 вв., рассматривавших понятие "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать органицизмом).

Главной установкой этого периода является признание разума высшей, по крайней мере внутри философии, инстанцией.

Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм) - направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах). Особая форма - сенсуализм, выводящий все знания из ощущений. Рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц) - противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.