Виды ненаучного познания примеры. Научное и ненаучное знание

Познание можно разделить на научное и ненаучное, а последнее - на донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное.

Донаучное познание - это исторический этап в развитии по знания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на основе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности.

Обыденное и паранаучное познание существуют наряду с научным.

Обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует ее средства - методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют так называемые народные науки: народная медицина, метеорология, педагогика и др. Овладение этими знаниями требует длимого обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки в полном смысле слова.

К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др.

Наука – система проверенных на практике объективных знаний со своими методами, способами обоснования знаний.

Наука – социальный институт, совокупность учреждений, организаций, занимающихся выработкой новых знаний.

Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.

Таким образом, основные стороны бытия науки - это:

1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания;

2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;

3. социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации;

4. особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается -осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами.

7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Для науки в большей мере характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и др.

8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним - кроме названных - такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

Социальные функции науки:

1) познавательная (накопление знаний об окружающем мире, описание и объяснение явлений окружающего мира),

2) практическая (применение научных знаний на практике),

3) прогностическая (определение тенденций развития процессов и явлений),

4) мировоззренческая (формирование научной картины мира).

Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно - в совокупности специфических своих элементов.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2) Объекты научного познания – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта, это явление или процесс той или иной области действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками (физиология, анатомия, психология, история, литература).

Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

4) Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.

5)Свой специфический, язык - естественный, и искусственный (знаки, символы).

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения; г) «вырастающие» из них законы, теории, е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, нормы научного познания, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Выделяют 6 критериев научности знаний:

1. системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер;

2. целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели;

3. деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели;

4. рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме (в традициях Востока утвердился приоритет интуиции как сверхчувственного восприятия действительности);

5. экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально;

6. математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.

Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) и теоретический (уровень научного знания). Результатом научной деятельности являются научные знания, которые в зависимости от содержания и применения подразделяются на:

1. фактологические - представляют собой набор систематизированных фактов объективной действительности;

2. теоретические (фундаментальные) - теории, объясняющие процессы происходящие в объективной действительности;

3. технико-прикладные (технологии) - знания о практическом применении полученных знаний;

4. практически прикладные (праксеологические) - знания об экономическом эффекте, получаемом в результате применения научных достижений.

Формами научного знания являются: научные понятия, программы, типологии, классификации, гипотезы, теории.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений. Научное предположение, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности, называется гипотезой. Это не достоверное, а вероятное знание. Истинность или ложность такого знания нуждается в проверке. Процесс установления истинности гипотезы называется верификацией. Гипотеза, подтвержденная экспериментально, называется теорией

Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования . Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т о раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе-это всегда знание истинное. Т о, эмпир ислед изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исле-я

2) тип применяемых средств исследования . Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Кроме средств связанных с эксперементами применяются и понятийные средства, в которых взаимодействуют эмперические средства и термины теоретич. языка. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками). Основные средства теорет исслед-я - теоретические идеальные объекты. Это особые абстракции в к-ых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).

На эмпирич-м уровне познания использ-ся такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое восприятие действительности, которое всегда предполагает постановку задачи и необходимую активность, а также определенный опыт, знания познающего субъекта. В ходе наблюдения обычно используются различные приборы.

Сравнение , которое предполагает выявление сходства и различия в изучаемых объектах, что позволяет делать определенные выводы по аналогии.

Метод измерения является дальнейшим логическим развитием метода сравнения и означает процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения..

Эксперимент ,когда исследователь изучает объект путем создания для него искусственных условий, которые необходимы для получения нужной информации о свойствах этого объекта.

На уровне теоретического познания - исторический и логический, идеализация, математизация, логическая формализация и др.

3)результаты – знания. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В теоретическом познании доминируют формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения).Однако, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне-рациональное.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве основных способностей человека, позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы познания :

  • интуицию;
  • остроумие;
  • веру;
  • мистическое озарение.

Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.

Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. К примеру, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), кᴏᴛᴏᴩый во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Важно заметить, что однако, при всем этом решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на базе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Вполне понятно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». По϶ᴛᴏму интуиция находится на границе научных и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Важно знать, что большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях.
Стоит отметить, что остроумие по ϲʙᴏим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера будет в религии способом познания «истинного мира» и собственной души. Настоящая вера создаст сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает ненужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, ɥᴛᴏбы знать», — говорил средневековый схоласт Ансельм Кенгерберийский (1033-1109)

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие. В мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), кᴏᴛᴏᴩые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Виды ненаучного познания

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некᴏᴛᴏᴩые исследователи считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

Помимо способов можно выделить и виды ненаучного познания .

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и крайне важно для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, по϶ᴛᴏму их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей ϲʙᴏей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках ϲʙᴏих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на базе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из кᴏᴛᴏᴩых будет требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в кᴏᴛᴏᴩой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

Художественное познание базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. В случае если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.
С одной точки зрения, данные концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку данные понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

В отличие от данных видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области ϲʙᴏего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При ϶ᴛᴏм наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некᴏᴛᴏᴩые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.

При этом научное знание не застраховано от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, кᴏᴛᴏᴩыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.) При этом наука и не претендует на абсолютное знание. В ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, кᴏᴛᴏᴩая сокращается с развитием науки. Наука направлена на поиск истины, а не на обладание ею.

Именно в ϶ᴛᴏй направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной будет ненаучной.

См.также: Лженаука

Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности.

Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена.

И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука.

Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание.

Определение

На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения.

Более того, ненаучное знание – один из основных источников получения информации для науки.

Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой.

Презентация: "Ненаучное познание"

Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:

  • максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений.
  • связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями;
  • отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания;
  • отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований;
  • отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания.

Разновидности

Официально философия признаёт существование четырёх форм ненаучного познания. Это такие виды ненаучного познания:

  • мифологическое;
  • обыденное;
  • народная мудрость
  • паранаука.

Мифология как вид познавательной деятельности

Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций.

Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом.

Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов:

  • структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества);
  • структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.);
  • способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.);
  • природные условия, в которых проживала община.

Познание в процессе повседневной жизни

Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием.

Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.

Польза обыденного знания:

  • даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни;
  • может передаваться из поколения в поколение путем поучений;
  • нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека.

Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте.

Народная мудрость

Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д.

Народная мудрость как форма познания характеризуется:

  • обобщенностью;
  • неоднородностью и противоречивостью;
  • стихийностью;
  • стереотипностью;
  • большой вероятностью заблуждений.

Паранаука

Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку.

Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука.

Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений.

Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований.

Недостатки паранауки:

  • использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки;
  • несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям;
  • спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.

Вненаучное знание – информация, которую человек приобретает в процессе познания мира ненаучными методами. Все представления об окружающей действительности, которые выходят за рамки науки, относятся к категории ненаучного знания.

Научное и ненаучное познание, которые представляют собой массив познаний человечества за всю историю его существования, не являются хаотичным набором информации. Но объем этой информации, её разноплановость и диапазон применяемости фантастически грандиозный.

За всю историю человеческой цивилизации не было персонажа, который бы убедительно заявлял, что владеет хоть сколько-нибудь значительной частью всего объема человеческого знания. Однако есть масса людей, которые постоянно ориентируются во всем этом объеме, извлекают из него полезную информацию и формируют материал для получения новых сведений о явлениях.

Процесс оперирования всем информационным объемом возможен благодаря тому, что каждое, в том числе вненаучное знание имеет форму.

Согласно формальной логике, которая является основой не только научного познания, но и во многом помогает ненаучному, форма – внутренняя структура содержания. То есть связи, которые формируют содержание по определенному порядку.

Исходя из данного определения, философы выводят несколько форм ненаучного знания, которые имеют собственную внутреннюю структуру, и содержание которых сформировано на основе присущих только этим формам связям.

Состав и взаимосвязи ненаучных знаний

Структура ненаучной формы знаний мало чем отличается от структуры научного знания:

  • объект познания
  • теоретические изыскания;
  • практическое применение.

Презентация: "Виды познавательной деятельности. Обществознание"

Вот именно по этим трем пунктам и разделено все вненаучное знание человека о мире на 5 форм:

  • обыденное;
  • художественное;
  • философское;
  • религиозное;
  • мифологическое.

Формирование обыденного знания

Обыденное знание представляет собой информацию, полученную на основе житейского опыта, о практической стороне жизни человека. Как приготовить еду, как добраться из одного города в другой, как заработать средства на жизнь – на все эти вопросы ответит обыденный кругозор, доступный определенному человеку.

В данном случае объект познания – способы обустройства практической стороны жизни человека.

Как любое знание, обыденное имеет теоретический аспект и практический аспект. Теория обыденного знания представляет собой весьма ограниченный объем информации, поскольку развивать теории средствами, доступными обыденному познанию, практически невозможно.

Практически все теоретические основы, которые однажды пришли в житейскую практику, либо вышли из науки, либо подхвачены нею и развиваются уже в рамках научного познания. Так, теоретическая часть личной гигиены пришла в быт из сферы научного познания (биология, медицина) и безоговорочно принята подавляющей частью цивилизованного человечества. В то же время далеко не все могут доступно сформулировать, почему нужно мыть руки перед едой.

Основная часть обыденного знания всё-таки приходится на практику. Действуя, человек получает новые знания и учится применять уже имеющиеся.

Художественное познание

Объектом художественного знания является художественный образ, с помощью которого постигается смысл определенного явления окружающей действительности.

Теория художественного вненаучного знания представляет собой информацию, которая позволяет изучить предпосылки, методы и средства, которые доступны человеку для формирования художественных образов:

  1. История искусств раскрывает весь путь, который прошло человечество в поисках выразительных средств для создания ярких образов.
  2. Теория искусств учит, какими средствами и методами можно достигнуть формирования того или иного образа.
  3. Изучается взаимное влияние социума и искусства для определения дальнейших перспектив развития художественного знания.

Практическая реализация художественного знания выражается в создании художественных произведений.

Философское знание

Несмотря на то, что есть такая наука – философия, сами философы отдельно выделяют философию, как вненаучное знание.

Чем это объясняется? Наука как способ познания мира, имеет строгий регламент, нарушение которого влечет признание исследований ненаучными или даже лженаучными.

Философия как наука изучает познавательную деятельность человека. Инструменты, которые философия при этом использует, ограничиваются рамками научного метода. Но человек как познающий субъект, и сам всегда стремился объяснять себе и окружающим внутренние процессы, связанные с собственным познанием.

Вот эти объяснения и формируют философские представления человечества, которое в последующем становится базой для исследований. Такие исследования осуществляются либо с использованием научных методов и средств, либо с применением других форм ненаучных представлений (религиозное, мифологическое).

В повседневной жизни иногда можно наблюдать, как применяется философское вненаучное представление. Яркий пример – когда кто-то советует всё познавать на собственном опыте. В этом случае предлагается использовать определенный способ познания, который, по мнению советчика, способен дать боле достоверную информацию о процессах и явлениях окружающей действительности.

Мифологическое знание

Одна из самых древних традиций человечества – пытаться создать целостную картину мира, очеловечивая его и объясняя непознанные аспекты объективных явлений личностными особенностями проявлений человеческой природы и воздействием магии.

Основной объект мифических представлений – действие магических сил на мир и на человека. Именно благодаря магическому воздействию существуют те или иные связи между людьми и миром.

Невозможность объективного познания этих действующих сил заставляет искать понятное человеку объяснение. А что может быть человеку понятнее, чем он сам?

По этой причине в мифах все магические явления характеризуются человеческими характеристиками:

  • имеют человеческий облик;
  • им характерны человеческие эмоции;
  • понимают человеческие поступки и умеют их оценивать.

На практике мифологические знания чаще всего используются как вспомогательные. Мифы развивают творческое мышление, позволяют дать ребенку первичные представления о мироустройстве, дают материал для исследования причин возникновения тех или иных мифических категорий у разных народов.

Религиозное познание

Объектом религиозного вненаучного знания является Бог как творец всего сущего.

Теоретическая база религиозных представлений колоссальна. Кроме того, что за всё время своего существования человечество наработало огромный массив религиозных знаний, и они постоянно пополняются новыми трактовками и суждениями.

Развитие науки и технологий, смена социальных концепций и возникновение новых потребительских стандартов требуют от религии подведения все новых и новых теоретических баз под веками существующих религиозных доктрин.

Необходимость сохранения и укрепления влияния религиозной информации на современное общество ведет к тому, что исследователи религиозных проблем вкладывают в свои разработки механизмы популяризации определенных идей среди широких масс, уходя тем самым от сакрализации таинства сопричастности к божественному промыслу.

Практически религиозные представления используется в обрядах, в формировании социально-культурной среды того или иного сообщества и в посильном решении тех проблем общества, которые не под силу решить современной науке.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отделение науки от ненауки так и не увенчалось успехом до сих пор.

Весьма убедительно звучат слова Л. Шестова о том, что, "по-видимому, существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины, которые и приводили если не к самому познанию, то к его преддверию, но мы так опорочили их современными методологиями, что не смеем и думать о них серьезно" (Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л., 1991. С. 171)

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то важно понять: ненаучное знание не является выдумкой, оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами и имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше научного знания, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы ненаучного знания:

1) ненаучное - это разрозненное несистематическое знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2) донаучное , которое выступает прототипом научного, то есть, предшествует ему;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

В качестве симптомов лженауки является нетерпимость к опровергающим доводам. Лженаучные знания очень чувствительны к сенсации, их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью, они вкраплениями сосуществуют с научными знаниями.

5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жесткой иерархии науки, в которой доминирует идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, критика генетики, кибернетики и т.д.;

6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, который имел разрозненный, несистематический характер, и представлял собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений и является исходным началом всякого познания. Иногда аксиомы здравого смысла препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживают процесс познания. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания.

Особую форму ненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука , которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания. В эпоху доминирования классической науки она заняла прочные позиции на периферии, вдали от официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда ее можно выделить в форме заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И, несмотря на то, что народную науку квалифицируют как самобытную и проницательную, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм (экстрасенсорное - телепатия, ясновидение, второе - психокинез).

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

Уже давно ненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы ненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Нельзя запрещать развитие ненаучных форм знания, как нельзя и культивировать псевдонауку. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь "инофондом" идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать ненаучное знание. К ненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов науки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают большей информационной емкостью, также оспаривается сторонниками подобной точки зрения. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.

Особое внимание следует обратить на вопрос соотношения веры и разума. Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: "Верую, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии - неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача данной философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться, в конечном счете, "светом веры".

Французский ученый, философ и теолог Тейяр де Шарден пытался создать "научную феноменологию", которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной. Идею единения науки и мистики он считал панацеей от всех бед современного человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи - технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра де Шардена, должен сыграть духовный фактор - ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.

И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру - "Бог есть" или наоборот "Бога нет"). Ее граница - чувственный опыт, ее метод - объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, не утверждая, что они являются всеобщими, и не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.

Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) - то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера .

Вместе с тем следует иметь в виду, что "вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств, принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения. Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества.