Как результат отражения в сознании. Сознание как отражение

— это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

  • наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;
  • людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

  • когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;
  • целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;
  • интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;
  • эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

  • познавательная (отражает действительность);
  • оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);
  • целеполагающая (ставит перед собой цели);
  • управленческая (управляет своим поведением).

Сознание как феномен бытия, его возникновение и эволюция

С того времени, когда человек начал размышлять о самом себе и окружающем его мире, перед ним неизбежно возникают вопросы о том, что он представляет собой, и в силу каких причин существуют его мысли о предметах и явлениях, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, о деяниях, совершаемых им самим и другими людьми и т.п.

Стремление найти ответы на эти и подобные вопросы породило различные объяснения сознания, начиная с объяснений, имеющихся в мифах, до объяснений, содержащихся в современных учениях, базирующихся на новейших данных психологии и нейрофизиологии. Трудность получения ответов на эти вопросы заключается в том, что невозможно провести непосредственную связь между чувственно воспринимаемым миром и мыслями (представлениями, понятиями) о нем, чувственно невоспринимаемыми.

Первым, кто создал целостную концепцию, с помощью которой объяснил, каким образом возникают мысли человека и в какой форме они существуют, был древнегреческий философ . Он исходил из признания того, что существуют параллельно два мира: один мир конкретных, чувственно-воспринимаемых предметов и вещей; они возникают и исчезают, подвержены случайным изменениям; другой мир — мир невещественных (нематериальных) образований, так называемых идей или идеальных сущностей; они не изменяются, самосохраняясь. По словам Платона, чувственно воспринимаемые предметы есть своего рода тени идеальных сущностей или идей. Олицетворением этих сущностей является душа — как некая особая невещественная сила, бессмертная, она существует всегда, хотя и небессмертен ее обладатель — человек. Душа, поселяясь в человека как природное существо, наделяет его способностью быть разумным, приобретать знания.

Примерно таким образом длительное время решался вопрос о соотношении между вещественным, материальным и невещественным, нематериальным.

На протяжении истории философии, вплоть до ХIX в., все явления, которые так или иначе относились к области сознания, объяснялись наличием души, квалифицировались как духовные. Например, еще в конце XIX в. мыслители, в том числе и российские, доказывали, что, говоря словами В.С. Соловьева, не тело человеческое существует само по себе, а благодаря душе, которая обуславливает и его существование и действия, “живет и мыслит не организм, а душа посредством организма”. Далее он утверждает: “неправомерно отвергать существенную связь между индивидуальными душами, и, следовательно, солидарность всего существующего”. Это “одинаково противоречит и опыту и разуму”.

Другое направление в решении вопроса о сознании основывались на тезисе, гласящем о том, что в мире с самого начала его существования есть некое духовное начало — либо в форме составной части “Абсолютного единства” (как доказывал греческий философ Плотин), либо в форме бесчисленных деятельных субстанций — монад, изначально способных к психической жизни (Г. Лейбниц) и т.д.

Третье направление в объяснении сознания представлено значительно большим числом вариантов решения вопросов о сущности и происхождении сознания. Все они объединяются на основе признания двух постулатов: сознание не имеет сверхъестественного характера и не существует сознания (идеального) вне связи с мозгом (материальным). Отсюда следует, что рациональное объяснение сознания возможно — в той или иной степени — лишь на основе обобщения результатов конкретных исследований конкретных проявлений сознания.

Однако, это не помешало тому, что внутри этого направления сложилась весьма широкая разноголосица. Одни, признавая факт неразрывного характера связи “сознание — мозг”, оставляют в тени вопрос о происхождении сознания. Оно рассматривается как факт само собой разумеющийся, который проявляет себя в наличии разума у человека; оно дано человеку как бы от рождения. В своих философских построениях И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, представители философии позитивизма не ставят и не решают вопросы о происхождении, да и о сущности сознания, ограничиваясь констатацией конкретных (и бесконечно различных) его проявлений.

Подобный подход к сознанию обусловлен, главным образом, отрицанием сходства между ним и всеми другими явлениями реального мира. Результаты конкретно-научных исследований, как правило, служит иллюстративным материалом для различных концепций, сформировавшихся под углом зрения аналогичных подходов к решению вопросов о сознании.. Э.Мах — крупный физик и философ конца XIX и начала XX вв. — вообще считал ложной самую постановку вопроса о существовании в фундаменте материи (неорганической) cвойства, тождественного ощущениям. По его словам ощущения, из коих возникает сознание, существуют изначально как “элементы мира”. А “наше тело и наше сознание есть сравнительно замкнутая, изолированная система фактов”.

Для более или менее рационального понимания и объяснения сути сознания следует иметь ввиду такое положение: чем сложнее материальная система, тем более длительное время требуется для ее формирования, тем больший у него предшествующий эволюционный период. И на каждом последующем — по сложности — структурном уровне, тем различнее элементы, составляющие систему и ее свойства. Общей же чертой, какими бы своеобразными эти системы не представлялись, остается то, что их свойства не имеют способности воздействовать на свои материальные носители. Исключением из “общего правила” является сознание: оно способно воздействовать на “своего носителя”.

Итак, что такое сознание? Оно как особое свойство есть высшая форма отражения особым образом организованной материи. Понятие “высшая” форма означает, что более высокой по сложности и совершенности формы отражения не может быть, ибо законы эволюции природы не “в состоянии” породить более совершенное отражение.

“Высшей форме”, естественно, предшествуют менее совершенные формы отражения. К ним относятся отражение в неорганической (неживой) природе и особенно в живой природе. По своей сути отражение представляет собой конкретные результаты взаимодействия материальных образований, по содержанию — изменения их структуры, либо их энергетического потенциала, либо того и другого вместе взятых, а способом его выражения выступают присущие ему признаки. В неживой природе отражение характеризуется “системностью”, т.е. проявлением какой-либо “организованности”, тенденцией направленности развития и действия. В живой природе материальные образования — особи, даже самые простейшие из них — непременно проявляют стремление к самосохранению при малейшем изменении условий их существования. Наглядной иллюстрацией уже первых признаков такого стремления служит появление различного рода тропизмов, т.е. четкой реакции простейших организмов на изменение химического состава среды ее температуры, освещенности и т.п. Подобное отражение, присущее живой природе, определяется как раздражимость.

Эволюция живой природы на стадии относительно высокого уровня организации имела характер, преимущественно, совершенствования системы регуляции всей совокупности жизнедеятельности организма. “Жесткость” регуляции, проявляемая в форме запрограммированности поведения живых организмов, дополнялась образованием системы относительно гибкого реагирования на внешние воздействия (спектр которых постоянно расширялся под влиянием непрерывных изменений условий жизни). Способности к “гибким реагированиям” зафиксировались в образовании условно-рефлекторной системы, на основании которой отражение у высших животных приняло форму психики. Ее материальными носителями стали головной мозг со специализированными клетками как основной регулятор жизнедеятельности, а физиологически — резкое возрастание (по сравнению с другими органами особей) скорости биохимических и биофизических процессов и объема потребления энергии.

Если в виде раздражимости и ощущения отражение представляется и по способу и по содержанию как относительно прямая, т.е. непосредственная связь между раздражителем и характером действия организма, то на уровне психики — и как непосредственная и опосредованная (т.е. в форме способности к свободе выбора ответных реакций на тождественные раздражители). Однако, как бы ни эволюционировала психика животных, она не в состоянии породить отражение, которое могло бы иметь качественно новую форму. Основным “препятствием” является ествественным путем устанавливаемая связь “инстинкты — потребность”. Причем эта связь односторонняя: удовлетворенная потребность на определенное время останавливает действие инстинкта, а не порождает новую потребность. Данная связь не выходит за пределы тех внешних факторов, действия которых так или иначе непосредственно соотносятся с инстинктами. И, стало быть, отражение не может не быть конкретно-чувственным; а как только происходит отвлечение от этой связи, исчезает и само отражение.

Пределом совершенствования психики в живой природе на основе биологических законов является психика приматов — высших животных. Поэтому она рассматривается как биологическая предпосылка сознания. Первым отличительным признаком сознания является способность к обобщенному отражению, т.е. образованию и непосредственной и отвлеченной (неоднократно опосредованной) связи действия внешних факторов и формирования ответных реакций. Этот признак называют интегративным, синтетическим и т.п. Вторым отличительным признаком сознания является способность к неограниченному совершенствованию (благодаря обобщенности) отражения. Третьим признаком сознания как “свойства особым образом организованной материи” является способность воздействия (в силу обобщенности отражения) на материальный носитель — мозг, и тем самым на, так сказать, самое себя или, образно говоря, отражение на отражение.

Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания есть история возникновения и развития человека — как биологического и, особенно, как социального существа. Поэтому сознание в собственно смысле слова изначально есть общественное явление.

Сознание, как особое свойство материи , неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова — основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией. Слово, язык, речь будем употреблять в однозначном смысле. Уже самое простое слово обобщает, в то время, как другой “носитель” информации — жест, мимика, звуковые сигналы и т.п. — способен обозначить то или иное событие в его конкретно-чувственном, непосредственно данном виде.

Слово, конечно, изначально формировалось как потребность в выработке таких средств взаимного обмена информацией, которые соответствуют становлению и развитию трудовой деятельности, — деятельности по изготовлению и использованию орудий для создания или производства предметов потребления. Оно, слово, было вызвано — с самого начала вполне инстинктивно — необходимостью выработки целевой установки, т.е. того, что требовало объединения усилий в достижении конкретных результатов с наибольшей эффективностью. А каждый цикл деятельности: цель — достижение соответствующих результатов — удовлетворение потребности порождал новый цикл. Слово, кроме информативности, выполняло и выполняет функцию накопления и сохранения опыта, знаний и является средством регуляции отношений в обществе. Поэтому каждому уровню развития трудовой деятельности, в принципе, соответствовала степень совершенства словарного запаса, языка, речи.

Сознание человека, в целом являясь обобщенным отражением, наряду с этим имеет ярко выраженный активный характер. Его истоком может быть только переход от инстинктивного использования орудий деятельности естественного порядка к использованию специально сознанных орудий деятельности, т.е. к труду. Можно сказать, что активность человеческого сознания неразрывно связана с преодолением инстинктивности в деятельности становящегося человека.

Активностью сознания (или “отражением отраженного”) является то, что называется мышлением.

Мышление есть то же самое, что и обобщенно-активное отражение внешнего мира в мозгу человека. В силу такой особенности на определенном этапе своего формирования и развития сознание начинает приобретать (в ускоренном виде) относительную самостоятельность и характеризуется соответствующими нейрофизиологическими, психоневрологическими процессами. Развиваясь, мыслительный процесс достигает столь высокого уровня относительной самостоятельности, что воспринимается самим органом отражения как отдельное и особое явление, ему противостоящее и обозначается как духовная жизнь.

С точки зрения концепции, в которой сознание понимается как свойство отражения, основой сферы духовной жизни может быть только многократное и опосредованное отражение, в процессе которого, естественно, возникает абсолютизация относительной самостоятельности и, тем самым, придание ей полной самостоятельности, отрицание какой-либо ее связи с каким-либо признаком “вещественности”. Именно такой подход позволяет рационально понять и объяснять духовную жизнь, а вместе в тем не согласиться с утверждениями о наличии некоего духовного начала существующего мира. Равно также не следует предполагать, будто духовная сфера, возникнув, остается неизменной. Ибо она постоянно изменяется и развивается, совершенствуется как и все ее разделы и направления, методы и способы действия.

Сознание является свойством человеческого мозга. Вне человеческой головы нет и не может быть самостоятельного существования духовного мира и, тем более, параллельно материальному миру.

Сознание по своему содержанию представляет собой совокупность всех тех продуктов отражения, которые отличают психику человека от психики животных. К таким продуктам относятся ощущения, представления, идеи и т.д., которые порождаются в процессе трудовой деятельности в широком смысле. Однако не все продукты отражения в голове человека “проходят” через порог его сознания, так как не все, а точнее — абсолютное большинство раздражителей не имеют в данное конкретное время существенного значения для нормальной жизнедеятельности. Все воспринимаемые организмом раздражители такого рода не исчезают, а навсегда оставляют — в том или ином виде, — след в “своей памяти”, проявляя себя в форме “непонятных” переживаний, немотивированных поступков и т.п. Все они — эти продукты отражения — образуют содержание бессознательного, а возникающие из “него” образы, мысли как бы вдруг, внезапно проявляются в русле определенного умонастроения.

Другую часть бессознательного образуют раздражители , “прошедшие” через порог осознания. Но они “вытеснены” из стадии активного состояния другой информацией, имеющей актуальное и более важное значение для жизнедеятельности организма в данное время. Эта часть бессознательного (которую З. Фрейд обозначил как сверхсознание), как правило, играет ведущую роль в отношении содержания сновидений и различного рода иных видений, которые постоянно сопутствуют человеку в состоянии сна, нарушениях психики, появления феноменов, обозначаются как интуиция, иррациональное и т.д.

Во время бодрствования сознания как бы приглушаются проявления сферы бессознательного, а раздражители, имеющие определенную значимость для организма -воспринимаются через призму осознания. Пассивная, в значительной степени хаотическая картина калейдоскопических образов, сменяется активным и, преимущественно, системным построением ответных реакций на раздражители (внешние и внутренние) в виде различных представлений, понятий, суждений, умозаключений и т.д. и соответствующих практических действий.

Процесс этого построения активной частью сознания представляет собой мыслительный процесс или, коротко, мышление, которое подчиняется определенным правилам или законам, а их строгое соблюдение обуславливает уровень мышления, его эффективность. Мысль — понятие, которое обозначает конкретный результат (независимо от его формы) функционирования сознания в активной фазе психического состояния. Его материальным носителем является слово (язык, речь) и его производными (в виде знаков, фигур и т.п.). Они — хранители и средство передачи информации.

Любая мысль — абстрактная или конкретно-образная — по своему содержанию не имеет каких-либо элементов вещественности, материальности. Поэтому она идеальна в смысле противоположного материальному. Идея, идеальность — как понятия с самого начала (с философии Платона) обозначали нечто совершенное, самостоятельное и независимое от конкретных предметов (вещей, явлений) существующее. Этот смысл понятий сохранился, в основном, и до сих пор.

Иногда кое-кто (в том числе из философов, а не говоря о естествоиспытателях) пытается провести грань между материальным и идеальным. И нередко возникают споры, порой разделяющие их участников, отстаивающих четко выраженные противостоящие друг другу позиции: одни полагают, что к идеальным относятся все продукты психического отражения (в том числе чувства, эмоции и т.п.), другие, напротив, — полагают, что к идеальным относятся только продукты мыслительного процесса (представления понятия и т.п.).

В подобных дискуссиях остается в тени вопрос об историческом характере возникновения проблемы о соотношении идеального и материального. Во-первых, во внечеловеческом “cознании” подобная постановка вопроса не имеет смысла, ибо “пассивное” сознание не различает предмет и образ предмета. Во-вторых, при осмыслении процесса познания возникает вопрос: каким образом человек приобретает знания о форме понятий, суждений, умозаключений, т.е. об общем, существенном, необходимом, — путем саморазвития сознания, независимо от преобразовательной деятельности или “черпает” эти знания каким-либо образом из предметов. Очевидно, что попытки найти зримую грань различия идеального от материального и наоборот, бессильны, ибо она подвижна. И тем не менее она становится вполне уяснимой при рассмотрении вопросов, относящихся к теме познаниия.

При изучении первой темы курса мы уже знакомились, в общих чертах, со взглядами идеалистов на сознание. Так или иначе, они рассматривали сознание как самостоятельную сущность, противопоставляемую материи. Рассмотрим диалектико-материалистическую точку зрения на генезис и сущность сознания.

Сознание возникает на определенном этапе развития материи и имеет свою предысторию - как социальную, так и природную. Изучение этой предыстории помогает понять, как из материи неживой возникает материя мыслящая. Предпосылкой возникновения сознания является такое всеобщее свойство материи как отражение. Отражение возможно благодаря взаимодействию и имеет место в любом процессе взаимодействия. Если исходить из того, что все вещи, процессы, события в мире и в нас самих находятся во взаимосвязи и взаимодействии, то становится понятно, почему отражение является всеобщим свойством материи на всех уровнях ее организации. Отражение - это способность материальных объектов (вещей, процессов и т.п.) воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов. Иначе говоря, при взаимодействии отражающего и отражаемого объектов по изменению свойств первого можно судить об особенностях (специфике) второго. Характер этих изменений определяется особенностями обоих объектов. Кстати сказать, их можно менять местами: отражающий рассматривать в качестве отражаемого и наоборот.

Отражение в неживой природе, в растительном, животном, человеческом мире качественно отличается.

Отражение в неживой природе в целом носит относительно пассивный характер и проявляется через изменения механических, физических, химических свойств: след на песке или на снегу, нагревание камня или таяние снега под лучами солнца и т.п. Эту форму отражения можно назвать элементарной.

Отражение в живой природе носит активный характер: организмы не только получают информацию о внешнем мире, но и приспосабливаются к его воздействиям. Раздражимость как форма отраженияпоявляется у растений и одноклеточных животных, которые способны проявлять простейшую активность, внутреннее возбуждение в ответ на внешние раздражители (например, растения реагируют на электромагнитные поля).На этой основе развилась чувствительность как способность ощущать. Появление и развитие этой способности у животных связано с развитием нервной системы и с образованием специализированных органов чувств - осязания, зрения, слуха, обоняния, вкуса. Ощущение позволяет животным фиксировать отдельные свойства и характеристики предметов: запах, цвет, температуру и т.д.Отражение на основе нервной системы (или нейрофизиологическое отражение) позволяет животному активно формировать свое поведение по определенной схеме с учетом особенностей окружающей среды и своих жизненных потребностей, что выражается в наличии у животного сложной системы последовательных действий.

Возникновение и развитие психического отражения (психики) связано с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которого и осуществляется это отражение. На основе ощущений у высших животных возникают такие сложные формы психического отражения как восприятие и представление . Восприятие выражает результат целостного воздействия различных объектов на органы чувств животного. Это отражение уже не отдельных свойств объекта, не отдельных его характеристик, а объекта в его целостности, в единстве его свойств, иначе говоря, формирование целостного образа объекта при непосредственном с ним взаимодействии. Высшие животные оказываются также способны формировать целостные образы ранее воспринятых объектов, удерживая их в памяти, т.е. способны формировать представления об объектах. Формирование психики животных подчинено приспосабливанию к условиям окружающей среды в ходе естественного отбора.

У высших животных появляется инстинктивное поведение. Если выразиться коротко, инстинкт - это система безусловных рефлексов. Это целесообразная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными “механизмами” реагирования и совершаемая под влиянием жизненно важных биологических потребностей. У высших животных можно воспитать и условно-рефлекторную деятельность. Условный рефлекс - это реакция организма не только на жизненно важные раздражители, но и на биологически нейтральные.

Животное оказывается способным к так называемому “опережающему” отражению, то есть к способности предвосхищать, предугадывать будущее на основе отражения настоящего. Речь идет о способности опережать результаты возможных взаимодействий еще до непосредственного контакта с тем или иным раздражителем.

А.Г.Спиркин утверждает, что отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета 1 . Любое взаимодействие можно назвать информационным процессом: оно есть информационное взаимодействие в том смысле, что оставляет о себе память в другом, т.е. во взаимодействующих вещах. С позицией А.Г.Спиркина согласны и другие философы 2 . Информация всеобща, хотя можно и нужно говорить о ее специфике для разных уровней материи. А.Г.Спиркин подчеркивает: все в мире находится в непосредственном или опосредованном взаимодействии. Все несет в себе информацию обо всем, каждая точка универсума есть живое зеркало Вселенной (вспомним, что по этому поводу утверждали Г.Лейбниц, Н.Кузанский, Анаксагор). С тем, что информация всеобща, что это - объективная сторона процесса отражения как свойства материи как таковой, даже на стадии неживой природы, согласен и Г.А.Заиченко 1 .

У такой позиции есть оппоненты. Некоторые ученые утверждают, что информационное отражение появляется лишь на стадии живой природы. К информационному отражению они относят раздражимость, нейрофизиологическое отражение, психическое отражение 2 . Специфика информационного отражения усматривается в том, что это отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий (а объект неживой природы не может активно реагировать при воздействии на него). Живым организмам присущи внутренние программы активной жизнедеятельности 3 . Примером информационного отражения могут служить генетическая информация и иммунитет. Болгарский ученый М.Янков тоже пишет о том, что не всякое отражение является информационным 4 .

Думается, такое расхождение во взглядах в значительной мере вызвано неопределенностью самого понятия “информация”. Иногда под информацией понимают то, что обеспечивает организованность, оформленность и структурность всего сущего. Если согласиться с определением информации как отраженного разнообразия, а информационного процесса как отражения разнообразия элементов объекта, их связей, отношений, функций, свойств, то можно утверждать, что информация действительно всеобща 1 .

Проблема сознания является одной из самых сложных проблем философии и естествознания. Оно является предметом изучения не только философии, но и психологии, физиологии, психиатрии, кибернетики, информатики, педагогики и других наук. Сознание до сих пор является большой загадкой, мы не полностью знаем, что такое сознание, какова его природа, как сознание влияет на материю, психика на соматику.

Представители идеалистической философии рассматривают сознание как отдельную, самостоятельную сущность, отдельную субстанцию. Они придают ей статус мирового разума, космического начала. В понимании человеческого сознания такая логика приводит к признанию существования отдельной от тела души. Некоторые естествоиспытатели и философы считают, что человеческий мозг через духовную субстанцию общечеловеческой культуры («третий мир») вступает в контакт с мировым разумом и как детектор, приемник делает доступным его «волны» для человеческого восприятия, что и выглядит как «мое сознание». Вульгарные материалисты (К. Фогт, Л. Бюхнер, И. Молешотт) считали, что сознание представляет собой следствие только физиологических процессов. Признавая физиологические процессы причиной сознания, они отождествляли сознание и материю, рассматривали мысль в качестве вещественного выделения мозга.

Идеалисты и вульгарные материалисты совершают одну и ту же ошибку – отрывают сознание от мозга и превращают его в субстрат. Современная философия, основываясь на фактический материал естественных наук, дает научное объяснение сознания, раскрывает его сущность и структуру. С одной стороны, наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа - мозга. С другой стороны, логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Поэтому с генетической точки зрения сознание сформировалась как результат развития такого общего свойства материи как отражение.

Отражение есть всеобщее свойство материи вытекающее из способности предметов адекватно воспроизводить характерные черты, структуры и отношения других предметов. Отражение есть способность одних предметов, материальных систем запечатлевать, сохранять, воспроизводить следы действия других материальных предметов или систем. Отражение – это воспроизведение особенностей, сторон (структуры, организации, упорядоченности, содержания, свойств и связей) одного предмета в иной форме в другом предмете в процессе их взаимодействия1. Отражение есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

В зависимости от уровня организации материи различают несколько форм отражения. В неживой природе встречается механическое, физическое, химическое отражение. Это различные следы, деформации и разрушения взаимодействующих тел. В органической материи существует биологическое отражение – раздражимость. Это есть свойство простейших живых существ выборочно реагировать на внешние раздражители, что ведет к оптимальному приспособлению к окружающей среде. Раздражимость проявляется через тропизмы, таксисы и другие реакции. У простейших организмов отражение ещё более сложное и осуществляется через чувствительность – воспроизведение отдельных свойств и сторон предметов и явлений. Результатом этого отражения является образ, который носит сигнальный характер. У организмов с развитой центральной нервной системой проявляется психическое отражение. Оно реализуется посредством мышления – воспроизведение связей и отношений предметов и явлений. С формированием человека и общества возникает высшая форма отражения – сознание (социальное отражение).



На основе отражения возникает информация – это шифрованное, переданное отражение. На основе информации возникают знания (освоение, переработка и систематизация информации). А на основе знаний формируется сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека2. Сознание есть способность понимать себя, свое место в этом мире, отдавать отчет о своих действиях и нести ответственность за свои действия. Сознание есть свойство человека, возникающее на его отношение с внешним миром, это осмысленное, понятное отражение. Оно представляет собой духовный мир человека, его знания, убеждения, желания, воля, достоинство, надежда, вера, любовь. Сознание есть сущность личности, есть специфическая реальность – идеальная, субъективная реальность.

Сознание как высшая форма отражения отличается от психического отражения у животных. Как бы нам ни казалось поведение животных разумным и целесообразным, в их поведении нет ничего разумного и целесообразного. Поведение животных основывается на инстинктах и конкретное мышление. Инстинкты – это своеобразные программы поведения, которые передаются наследственно в структуре тела, и которые функционируют автоматически в зависимости от ситуации. Мышление у животных – это отражение связей и отношений между предметами и явлениями, оно носит конкретно-образный характер, связано непосредственно с действием («ручное мышление»), является ситуативным, т.е. в данный момент и данное место. Человеческое мышление имеет абстрактный характер и связано с языком и членораздельной речью.

Развитие сознания начинается ссамосознания – способность индивида понимать, оценивать самого себя как познающего и действующего субъекта. Сознание не является результатом только физиологической деятельности, просто функцией мозга. Оно является общественным продуктом. Сознание отражает отношения между людьми. Чтобы понять отношения, надо выделить себя из окружающего мира, осознать собственное «Я». Этот процесс является условием, стержнем формирования сознания в широком смысле, как знание о своем месте в окружающем мире, среди других людей.

Формирование самосознания начинается с отражения собственного телесного, психического и социального бытия. В развитии индивида это соответствует возрасту 3 лет и предполагает определенные этапы познания самого себя. Отличие себя от других начинается с усвоения собственного имени, своей телесности, настроения и духовного состояния, своих действий и личностных качеств.

Следующим этапом является выделение себя из внешнего мира, ориентирование и понимание своего места в этом мире, понимание себя как представителя определенной социальной группы, коллектива. Высший этап связан с появлением личностного «Я». Проявляется не только отличием себя от других и внешнего мира, но и оценкой самого себя, которое реализуется через такие понятия как стыд, совесть, честь, достоинство и др.

Важно иметь в виду последовательность развития самосознания и соответственно личности, чтобы понять порядок и сложность развития патологического процесса. То, что в процессе филогенеза и онтогенеза формируется в последнюю очередь, в случае патологии разрушается первым. Например, у психических больных в первую очередь расстраиваются такие качества как честь, достоинство, стыд, потом нарушается ориентация во времени, пространстве и внешнем мире, а в последнюю очередь расстраивается восприятие на уровне телесности.

Сознание есть социальный феномен, отражающий отношения между людьми. Наше собственное «Я» рождается не из внутри индивида, а из взаимодействия с другими людьми, из возможности рассматривать самого себя из вне. Человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к другому человеку как к самому себе, он начинает относиться к самому себе как к человеку. Сознание непосредственно связано с материальной деятельностью человека и представляет собой идеальную сторону человеческой деятельности. Оно позволяет преобразовывать действительность в идеальной форме, в абстрактном мышлении, в воображении и фантазии.

Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат (нервная система) , который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.


Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической) , отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

ОТВЕТ №12

Картина мира" - важная философская категория. В отличие от категории "материя", фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство - независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, и прежде всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь часть, или фрагмент более общей и фундаментальной философской категории "картина мира", лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.

В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина.

Назначение философии, рисующей эту картину мира, состоит в том, что она выдвигает на передний план задачу познания мира во всех его связях, по всем его многообразии. Она выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания.

Введение

Сущность, структура и функции сознания

Психическое и идеальное

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт "я мыслю" есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сущность, структура и функции сознания

Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие способы овеществления идеального - знаковые системы. Язык, как и другие знаковые системы, - это не просто заместитель реальных вещей. За ними стоит общественная практика, откристаллизованная в значениях.

Идеальное овеществляется не только в языке и знаковых системах. Оно материализуется вообще в любых продуктах человеческого труда: в созданных людьми предметах, в покоящихся свойствах которых зафиксирована сознательная деятельность. Именно как продукты труда они обладают "идеальной стороной", которая раскрывается в актах их осознанного восприятия, понимания, действия с ними и т. д. В этом заключается основная сущность сознания, как преобразование воспринятой информации для реализации познания, его передачи в жизнь. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

"Без идеального образа человек вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между вещами природы, поскольку эти вещи вовлечены в процесс общественного производства. Идеальное как таковое рождается только процессом предметно-практической деятельности общественного человека, изменяющего природу. Оно вообще только и существует в ходе этого процесса и до тех пор, пока этот процесс длится, продолжается, воспроизводится в расширенных масштабах"

Преобразующая деятельность общества потребовала особой формы отражения, обеспечивающего предвосхищение будущего ее результата, и эта форма возникла и развилась именно как идеальное отражение.Главное в идеальном определяется тем, что оно является общественно-историческим продуктом; в развитом обществе формируются и развиваются особые виды "духовной" деятельности (научной, художественной, идеологической и т. д.), специальным предметом которых является идеальное. Когда человек что-то "строит в своей голове", то он так или иначе пользуется теми приемами, способами и средствами работы сидеальными объектами (отражающими реальные объекты), которые сложились в ходе исторического развития человечества. Осознаваемые образы, которыми он оперирует, выступают в функции идеальной меры, овеществляемой впоследствии в предметно-практической деятельности. При этом далеко не всегда (более того, редко) идеальный образ, созданный каким-либо конкретным индивидом, овеществляется им же самим. Он может овеществляться (обычно это и бывает) в деятельности других людей. Иначе говоря, идеальное отражение как бы получает самостоятельное существование: человек может "отделить от себя" идеальный образ, овеществить его (например, в чертеже) и действовать с ним, не трогая до поры до времени самый объект, отраженный в этом образе. Эта относительная самостоятельность идеального отражения, различных видов общественного сознания имеет для понимания законов развития человеческой психики исключительное значение.

Сознание как идеальная форма отражения бытия имеет реальный смысл только в обществе и для общества; результаты идеального отражения, возникая в процессе общественной жизни, диктуемые ее потребностями, рано или поздно в ней же и воплощаются, реализуются, овеществляются в продуктах человеческой деятельности.Будучи общественным по своей сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо них, а в их головах.

Структуру сознания можно представить в виде круга, это "поле" делится на четыре части.

1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель – полезность и целесообразность бытия тела человека.

2. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

3. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой. К самосознанию человек приходит только через социализацию.

4. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

Познавательная

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

Ценностная

Коммуникативная

Регулятивная

Положение о трех основных функциях психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной – в том или ином виде проявляются на всех ступенях психического развития, но с возникновением и развитием сознания (имеется в виду, прежде всего индивидуальное сознание) они приобретают новые качественные особенности.

Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - писал Маркс, - это знание".При этом, прежде всего имеются в виду знания как идеальные результаты отражения, созданные в процессе общественно-исторической практики и "отлитые в форму" научных, идеологических, этических и других идей, принципов, норм и т. д. Овладевая ими, индивид вместе с тем усваивает и сложившиеся виды общественного сознания. Знания фиксируются и передаются от человека к человеку в основном при помощи языка, хотя используются и другие средства. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Конечно, в системе психических процессов, протекающих на уровне сознания, мышлению принадлежит важнейшая, быть может, ведущая роль. Но ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением было бы неверно. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.