Подворье русской православной церкви в японии. Из истории подворья русской православной церкви в японии

Первые семена веры на японской земле были посеяны иеромонахом (впоследствии архиепископом) Николаем (Касаткиным), который приехал в Японию в 1861 году в качестве настоятеля церкви при Российском консульстве в Хакодате.
Более 50-ти лет трудился в Японии святитель Николай на ниве Христовой, просвещая японцев светом Истины. Его заслуги в качестве основателя и первого Предстоятеля Японской Православной Церкви широко известны не только в Японии и России, но и во всем мире.
Блаженная кончина архиепископа Николая последовала 16 февраля 1912 года, а в 1970 году он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых с наименованием "равноапостольный".
Преемником архиепископа Николая стал митрополит Сергий (Тихомиров), который был направлен в Японию Синодом Русской Православной Церкви в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, в связи с вступлением в силу "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, его смещают с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.
В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Метрополии.
Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы Николай-до создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи.
В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.
30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем.
Сначала молитвенное помещение этой Церкви находилось на территории Николай-до (под него была переоборудована бывшая Русская школа), а в последствии оно было перенесено в отдельное здание в районе Синдзюку. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.
В апреле 1970 года группа Николай-до вернулась в юрисдикцию Русской Матери-Церкви и начала свое существование в качестве Святой Автономной Японской Православной Церкви. Епископ Владимир был назначен Епископом Токийским и Японским. Таким образом состоялось полное примирение между двумя Церквами.
В связи с этим, решением Священного Синода с апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и Начальника Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья.
22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей св. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии".
С июля 1991 года настоятель Подворья - протоиерей Николай Кацюбан.

«Сейчас самое важное — подарить пострадавшим надежду на то, что все будет хорошо, — сказал в беседе с корреспондентом сайта Диакония.ру отделавице-консул консульского отдела посольства РФ в Японии Никита Смирнов. — Самое тяжелое, что пострадавшие потеряли жилье, личные вещи, а катастрофа еще не закончилась, и ряд факторов усугубляют положение».

По словам дипломата, пострадавшие сейчас нуждаются в поддержке, «потому что то, что здесь творится, не описать словами».

Н. Смирнов был одним из сотрудников консульства, направленных в наиболее пострадавший от удара стихии район - префектуру Мияги, чтобы выяснить судьбу российских граждан. По данным на 15 марта, в результате землетрясения и цунами в Японии пострадал только один гражданин России. Это член экипажа рыболовного судна, севшего на мель в порту Офунато. «С ним все в порядке, он уже прошел медицинское обследование и доставлен во Владивосток», — уточнил вице-консул.

В результате землетрясения в наибольшей степени пострадала северо-восточная часть Японии. Значительные повреждения получили ряд храмов Сендайской епархии Японской Автономной Православной Церкви. Разрушен православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Ямада (префектура Ивате). Н. Смирнов рассказал, что связывался по телефону с настоятелем храма. В ответ на предложение гуманитарной помощи настоятель сказал, что прихожане обеспечены всем необходимым. Что касается русской общины поселка, то все пожелавшие эвакуироваться уехали из поселка с помощью транспортного коридора, который организовало посольство. В целом поселок, по словам сотрудника консульства, представляет собой зону стихийного бедствия: всюду завалы, есть перебои с поставкой продуктов питания, отсутствует электроснабжение.

Точной информация о ситуации в городе Исиномаки, где мог быть поврежден деревянный храм во имя Иоанна Богослова, у сотрудников консульства нет. Из-за проблем со связью только на розыск российских граждан в этом городе потребовалось более четырех суток.

По словам настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерея Николая Кацюбана, в японской столице храмы на пострадали. Он также отметил, что остается неизвестной судьба одного прихода Японской Автономной Православной Церкви в Сендайской епархии, и одного священника — настоятеля храма в Исиномаки иерея Василия Тагучи, с которыми пока невозможно установить связь. О жертвах среди мирян пока точной информации нет.

Епископ Сендайский Серафим во вчерашнем письме Святейшему Патриарху Кириллу рассказал, что точной информации о жертвах среди прихожан нет и у него. «Несмотря на то, что со всех концов страны направляется помощь пострадавшим, полная картина случившегося еще неясна ввиду того, что разрушены дороги и телекоммуникационные сети», — отметил епископ Серафим.

Расстояние от Сендая до Токио около 300 километров. В первый день, по словам отца Николая Кацюбана, в Токио также был парализован транспорт, не было электричества. «Город предоставил школы для ночлега тех, кто приезжает на работу из других городов. Сейчас все более-менее налаживается, но пока нет бензина на заправках, ежедневно отключаются электричество на 3-4 часа. Сегодня радиационный фон в Токио в 8-10 раз превысил норму. В связи с этим граждан попросили не выходить из домов, делать дома влажную уборку. Если кто-нибудь выходит на улицу, то в головных уборах и защитных масках. При входе в дом обувь и верхнюю одежду оставляют снаружи», — сообщил отец Николай Кацюбан.

Он добавил, что 16 марта Патриаршее подворье в Японии открывает свои счета для сбора средств на оказание помощи пострадавшим. Все собранные деньги будут переведены на счет, специально открытый японским правительством для сбора помощи. С отцом Николаем связались из Владивостокской епархии, где по поручению правящего архиерея уже собрана определенная сумма для помощи пострадавшим.

На вопрос о том, какая именно помощь требуется пострадавшим, отец Николай ответил, что по местному телевидению распространяют информацию о сборе денежных средств, при этом отмечается, что одежда и прочие вещи не требуются.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению проводит сбор средств и открыл счета для перечисления пожертвований для пострадавших в Японии.

Соболезнования руководству Японии и Священноначалию Японской Православной Церкви направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также выразил надежду, что «участие России в оказании помощи Японии» сможет способствовать примирению наших народов.

Землетрясение магнитудой 9,1, эпицентр которого находился в 373 километрах северо-восточнее Токио. произошло 11 марта, что вызвало цунами с высотой волны около десяти метров. 15 марта в том же районе произошло еще несколько мощных подземных толчков магнитудой 6.0. Общее число погибших и пропавших без вести превысило 10 тысяч человек, более 2 тысяч получили ранения. После землетрясения из-за выхода из строя систем охлаждения был введен режим чрезвычайной ситуации на АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2», находящихся в пострадавшем районе. Начиная с субботы, на АЭС «Фукусима-1» произошли взрывы на нескольких энергоблоках. Население в радиусе 20 км от АЭС эвакуировано.

Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии.

Если в Токио поинтересоваться православной церковью, то первым делом вам расскажут о храме святого Николая (или Никорай-до, как его называют). Находится этот храм русско-византийской архитектуры конца XIX века на холме Суругадай на станции Отяномидзу, и резко выделяется на фоне остальных зданий, хотя и нельзя сказать, что противоречит окружающему пейзажу, а можно даже сказать, гармонично вливается в него. Не найти его невозможно, указатели приведут вас прямо от станции. Официально называясь Кафедральным собором Воскресения Христова, храм является кафедральным в Токийской епархии, а его предстоятель – архиепископ Токийский, митрополит всея Японии Даниил (Икуо Нусиро). Построенный в конце XIX века Николаем Японским, первым миссионером православия в Японии, храм был разрушен во время Кантоского землетрясения 1923 г. и отреставрирован, а теперь его можно назвать главным храмом Японской автономной православной церкви. Всего в Японии 70 православных храмов и около 36 тыс. православных верующих. Службы в храме святого Николая проводятся строго по расписанию и в соответствии с православными обычаями. Присутствовать на литургии, однако, может кто угодно, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Как же проходит служба в японской православной церкви и сильно ли она отличается от службы в русской? Попробуем описать это на примере храма святого Николая в Токио.

Нужно заметить, что разница бросается в глаза сразу при входе в храм. И не только в глаза. Внутреннее убранство огромного храма с белыми стенами со сравнительно небольшим количеством икон (что уже непривычно) ослепляет блеском золотых обрамлений, величием и пышностью, расставленные рядами стулья невольно напоминают о католической церкви, свечи кажутся не совсем «правильного» размера и пахнут тоже как-то «неправильно». Одним словом, в храме другая атмосфера. Если можно говорить о «православной атмосфере», то она вполне православная (за исключением того, что половина прихожанок не покрывает голову, а некоторые приходят в брюках), но она другая. Это специфическая атмосфера японской православной церкви. Прихожане в большинстве своем японцы. Среди служителей можно было заметить лишь одно русское лицо. Кроме японских и русских прихожан, службу посещают и верующие из Африки, и из арабских стран.

Многочисленный хор состоит из японцев и стоит, как полагается, в правой передней части церкви, перед огромным пюпитром и под руководством дирижера. Поет он стройно и гармонично, что еще более подчеркивается отличной акустикой храма. Удивительно красиво звучит и пение служителей церкви из алтарной части как бы в ответ хору.

Служба проходит по установленному порядку, с чтением Библии по-японски (которое, кстати, раздают на русском языке), с совместными молитвами и проповедью в конце. За исключением небольших вставок, все происходит на японском языке, что стало возможным благодаря Николаю Японскому, который перевел большинство текстов на японский язык, так же соотносящийся с современным, как современный русский соотносится со старославянским. Несмотря на то, что в церкви поставлены стулья, во время службы на них никто не сидит. До начала службы происходит облачение архиепископа Даниила в центральной части церкви под пение хора.

Служба оставляет светлое и радостное ощущение, как и должно быть, но не покидает чувство некоторого отчуждения. Может быть, потому что служба на японском, может быть, так влияет несколько иная обстановка. Как бы то ни было, расстраиваться не стоит, потому что в Токио есть и русская православная церковь, сохраненная без каких-либо изменений. Называется она Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии и находится в северной части центрального Токио в тихом переулке. У церкви нет своего помещения, и она ютится в здании, предоставляемом Посольством России в Японии.
В этой церкви можно встретить, в основном, русских прихожан, потому что это русская православная церковь, только в Японии, и настоятель ее тоже русский – протоиерей Николай Кацюбан, который поддерживает активное сотрудничество с Японской Православной Церковью. Основная деятельность Подворья направлена на наших соотечественников – православных верующих, временно или постоянно проживающих в Японии. Просветительскую деятельность церковь проводит только в своих пределах, а как представительство Русской Православной Церкви в Японии Подворье осуществляет информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организацией паломничества японских верующих в Россию. Подворье произошло от японских приходов в ведении Московского Патриархата во время формирования Православной Церкви в Японии.

На первый взгляд сложно и разобрать, что это церковь: небольшой дом, самая обычная калитка, куполов нет и в помине. Но потом замечаешь, что над входом крест, что вокруг толпятся соотечественники, женский хор тихонько разучивает песнопения, а когда заходишь внутрь, то сразу понимаешь: вот она, та самая атмосфера, и свечи правильного размера, и запах тот, и иконы как будто более знакомые. Обстановка в этой маленькой церквушке, можно сказать, домашняя: батюшка знает всех прихожан по имени, да и прихожане знакомы друг с другом, активно участвуют в жизни церкви и поют в хоре, возглавляемом двумя японками, которые, однако, говорят и поют по-русски. Служба проходит на русском языке с небольшими японскими вставками. Священнослужители же и русские, и японцы, при этом японский батюшка свободно читает проповеди на русском языке. Подворье собирает деньги на строительство храма: ведь церковь должна быть церковью не только внутри, но и снаружи, даже если она на иностранной земле.

Так что Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии – это два различных института, которые, однако, сотрудничают и участвуют в совместных мероприятиях. Дай Бог, и наша церковь в скором времени построит достойный храм и объединит еще больше русских православных верующих, оторванных от дома.

Японское патриаршее подворье Русской Православной Церкви

Подворье Московской Патриархии в Токио является представительством Русской Православной Церкви в Японии . В его задачи входит духовное окормление русских верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. В функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию . В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью , раз в месяц сослужит митрополиту Токийскому и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений.

История

Патриаршее подворье в Японии ведет свое начало от японских приходов бывших в юрисдикции Московской Патриархии во время размежевания японской православной паствы между и годом.

Хотя большинство японских православных приняло в начале года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию "Американской Митрополии", немногие оставшиеся верными Московской Патриархии организовали Истинную Православную Церковь Японии и были возглавлены владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай . 24 апреля года владыка Николай и большинство клириков также перешли в ведение Американской Митрополии, после чего во главе оставшихся приходов встал отец Антоний.

По итогам посещения Японии епископом Зарайским Ювеналием в сентябре-октябре года, 7 октября того года было принято решение Священного Синода о преобразовании благочиния в Православную духовную миссию в Японии . Архипастырское окормление оставалось за владыкой Ювеналием, но одновременно 10 декабря того года отец Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим предстоятелем Японской Православной Церкви.

Настоятели

    • ранее см. раздел о предстоятелях Японской Церкви
  • Николай (Саяма) (10 апреля 1970 - 29 июля 1986) еп. Можайский
  • Николай Дмитриев (29 июля 1986 - 26 февраля 1987)
  • Аркадий Тыщук (26 февраля 1987 - 25 октября 1990)
  • Николай Кацюбан (с июля 1991) прот.

Деятельность Русской Православной Миссии в Японии играет особую роль в культурных, духовных связях двух стран и знаменует кульминационный период контактов эпохи Нового времени, важные события в истории становления миссионерских, литературных, художественных, образовательных контактов. С Православной Миссией связано издание таких журналов, как Сэйкё симпо (Православные вести), Сэйкё ёва (Православные беседы), Уранисике (Скромность), Синкай (Духовное море), Нива (Сад), Нироку симбун (Круглосуточная газета), Симэй (Предназначение). Миссией открыты многие учебные заведения: православная семинария, катехизаторское училище, женское училище, училище причетников, училище для детей в Хакодате. На страницах журналов впервые напечатаны произведения А. Пушкина, Л. Толстого. Н. Некрасова.

Деятельность русской Миссии в конце XIX века была столь многогранна, что в полном своем объеме с трудом поддается анализу. Наиболее ярким примером является архитектурная практика в Японии, имеющая и для потомков, и для современников большое значение.
Строительства первого православного храма в Японии совпало с расцветом миссионерства: утверждающемуся на японских островах христианству необходим был храм, где православные японцы могли совершать таинства и обряды, обрести духовный покой. Кроме собственно религиозного значении сооружение храма играло огромную роль в становлении культурных связей между двумя странами.

Идея создания православного кафедрального собора Воскресения Христова на Японских островах принадлежала святителю Николаю Японскому, с чьим именем связано и становление, и расцвет Русской Духовной Миссии в далекой восточной стране.

В 1880 году состоялась поездка отца Николая в Россию, где он активно собирал средства на строительство храма в Токио, - выделенных казённых средств было явно недостаточно. Архимандрит обращался за пожертвованиями и сегодня известны имена некоторых дарителей. Это Ф.Н. Самойлов, Ю.С. Нечаев-Мальцев, дочь адмирала О.Е. Путятина.

В Петербурге архимандрит Николай искал архитектора, способного воплотить масштабный замысел. Им стал зодчий, автор ряда церквей в Санкт-Петербурге профессор М.А. Щурупов. В своих дневниках архимандрит неоднократно упоминает о встречах и переговорах с ним по поводу проекта храма. В Петербурге Щурупов имел активную архитектурную практику, был известен, прежде всего, как создатель целого ряда храмов, построенных в русском и византийском стиле. К наиболее удачным работам Щурупова относят Церковь Воздвижения Креста Господня на углу Большой Посадскои и Малой Монетной улиц и церковь Смоленской Божьей матери в селе Смоленском по Шлиссельбургскому тракту. О последней говорили как о наиболее примечательной в системе храмов, расположенных вдоль тракта. К сожалению, теперь эти церкви разрушены. Кафедральный собор Воскресения Христова, построенный в Японии Щуруповым, является, таким образом, чуть ли не единственным сохранившимся архитектурным памятником мастера.
В Японии о. Николай купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда (в центре Токио). Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно своеобразным маяком для входивших судов в порт Эдо. Место было исключительно эффектным и во многом соответствовало традициям древнерусского зодчества: храм на Руси обычно располагался на возвышенности, являясь архитектурной доминантой.

Проект храма, рассчитанного на полторы тысячи прихожан, отличался грандиозностью. На всем Дальнем Востоке не было собора равного по великолепию и масштабам Воскресенскому.

Воплощал замысел русского архитектора в камне и металле английский зодчий Джошуа Кондер, широко известный в Японии (с 1878 по 1907 гг. он построил более 50 зданий в Токио). Именно ему принадлежали проекты зданий Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здание Морского министерства (1895). Строительные работы продолжались в течение семи лет, и в 1891 году Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от собора.

Кирпичный храм поражал грандиозностью: его покрытый медными листами купол вознесся над землей на 35 м., колокольня на 5 метров выше. Площадь внутреннего пространства 805 кв.м.

Открытию собора придавалось особое значение. К событию был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая. Но в Токио он так и не появился. В г. Оцу на цесаревича напал фанатик-полицейский Цуда Сандзо, считавший, что русские имеют агрессивные замыслы в отношении Японии. Полицейский нанес цесаревичу удар мечом по голове, но, к счастью, он не пострадал (металлическая каска с вмятиной от сабельного оружия и сегодня хранится в Эрмитаже). Этот неприятный инцидент изменил планы путешествия Николая, храм освящали без него 24 февраля 1891 года при участии 16 священников и 4000 верующих, прибывших с разных концов Японии.

В своем первозданном виде храм простоял недолго. В 1923 году в Токио произошло разрушительное землетрясение, в результате которого он сильно пострадал. Восстановительные работы начались в конце 20-х гг. Руководил ими японский мастер Синъитиро Окада. Он стремился доподлинно следовать плану Щурупова, тем не менее, внес некоторые коррективы в проект - несколько изменил купол, колокольню и часть интерьера. В остальном все осталось без изменений.

Сегодня православный кафедральный собор в Токио стал частью архитектурного облика города. В конце XX века его окружили современные высотные здания, но место, мудро выбранное святителем Николаем, позволяет Храму доминировать над прилегающими районами. Собор Воскресения Христова справедливо относится к наиболее интересным достопримечательностям города. Он отмечен во всех картах, путеводителях, ни один местный экскурсовод не упустит возможности обратить на него внимание гостей. Свидетельством исключительности собора служит его популярное среди жителей японской столицы название Николай-до, буквально Храм Николая...

Текст nature.web.ru