Ливан христианская страна. Религия в ливане и их политическое значение в стране

Существование множества различных религиозных общин является основной характеристикой ливанского общества. По данным за 2004 год, мусульмане составляют 59,7 %, христиане — 39 %, другие религии исповедуют 1,3 % населения.

Исторически население Ливана с древнейших времён придерживалось религии семи народов Ханаана (семитское язычество). В торговых центрах строились крупные культовые сооружения. В Тире был распространён культ Мель-карта (Геракла Тирского, согласно Геродоту), причём эта посвятительная религия (mystery religion) распространилась во многих финикийских колониях и не перестала существовать в адаптированной форме и в эллинистический период. Тирский культурный герой совершал путешествие в подземный мир и затем воскресал вместе со всей природой весной. Его почитали как изобретателя всех ремёсел, торговли, счета, мореплавания. После распространения христианства, в период догматических споров, между древними религиозными представлениями и официальной религией Византии усилились противоречия. Средиземноморские культы в различных формах сохранились и после исламского завоевания. Хотя первоначально арабы проводили на завоёванных территориях политику полного разрыва с предшествующими традициями, позднее мусульманские правители обратились к античному наследию. В XI-XII веках в период крестовых походов с ним смогли соприкоснуться и крестоносцы, которые заимствовали многие учения древнего мира в арабской передаче.

В период османского владычества на территории Ливана была проведена попытка повторной исламизации, в результате которой сформировалась система закрытых этноконфессиональных сообществ, существующая и по сей день.

В Ливане не существует официальной государственной религии, но в конституции нет указаний на то, что Ливан — светское государство. Скорее наоборот, ещё со времён принятия «Национального пакта» 1943 года конфессионализм закреплён в качестве основного принципа государственного устройства. Согласно этому принципу, президентом республики является маронит, премьер-министром — суннит, председателем парламента—шиит. Состав парламента также определяется по конфессиональному принципу: христиане и мусульмане должны иметь равное количество мест (по 64). У суннитов и шиитов по 27 мест, у друзов — 8, у алавитов — 2. У христиан 23 места принадлежит маронитам, а остальные распределяются между представителями православной, католической, протестантской и армянской церквями.

После заключения Таифских соглашений (1989 год) и внесения в 1990 году поправок в конституцию заявлено, что «основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы, для реализации которой необходимо совместное претворение в жизнь поэтапного плана» (Преамбула конституции).

Формирование ливанского государства и общества является уникальным процессом. На территории Ливана одна этническая общность — ливанские арабы — образовала множество религиозных общин. Одновременно в стране сложились множественные христианские общины: маронитов, православных, католиков, армян, яковитов, греко-католиков. Подобная сложная конфессиональная структура ливанского общества обусловила государственное устройство современного Ливана. Наряду с институтами и учреждениями парламентской республики в стране складывались кланово-корпоративные структуры на основе местных религиозных общин, способных в той или иной мере влиять на принятие политических решений в стране.

В результате в Ливане сложилась система конфессионализма, закреплённая в писанных и неписанных, основанных на традициях и обычаях законах. В частности, распределение государственных постов и мест в парламенте определялось необходимостью справедливого представительства существующих в стране религиозных общин. У различных общин складывались отличные подходы к развитию страны. Так, марониты стремились к созданию христианского государства и поддерживали сохранение влияния Франции. Тогда как сунниты выступали за укрепление связей с арабскими странами. Антиизраильские настроения особенно сильны среди шиитской части населения.

На сегодняшний день большинство населения Ливана считает себя мусульманами — 59,7 % населения, включая шиитов-двунадесятников, алавитов, друзов и исмаилитов. Точную численность некоторых мусульманских сект установить сложно из-за религиозной практики сокрытия вероисповедания (такыйя). Христианское население — 39 % населения (марониты, армяне, православные, мелкиты, яковиты, римо-католики, греко-католики, копты, протестанты и др.). Менее 2 % населения составляют приверженцы иных религиозных конфессий, в том числе иудеи.



План:

    Введение
  • 1 Конфессии
    • 1.1 Список официально признанных религиозных общин
  • 2 Примерная статистика
  • 3 Мусульмане
  • 4 Христиане
  • 5 Другие религии
  • Примечания

Введение

Расселение религиозных групп по территории Ливана.

Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр - мусульманин-суннит. Спикер парламента - мусульманин-шиит.

В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.


1. Конфессии

Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.

Религия традиционно является главным фактором в разделении ливанского населения. Разделение государственной власти между общинами и предоставление религиозным авторитетам судебной власти восходит к временам, когда Ливан входил в состав Османской империи. Эта практика была продолжена в течение французского мандата, когда христианским общинам были предоставлены привилегии. Эта система управления, хотя и является компромиссной, всегда вызывала напряженность в ливанской политике.

Считается, что христианское население с конца 1930-х гг. не имеет большинства в Ливане, однако лидеры республики не хотят менять баланс политической власти. Лидеры мусульманских общин требуют увеличить их представительство в органах власти, что вызывает постоянную межконфессиональную напряжённость, привёвшую к ожесточённому конфликту в 1958 году (последовала американская военная интервенция) и к многолетней гражданской войне в 1975-1990 гг.

Баланс власти был слегка изменён Национальным пактом 1943 года, в котором политическая власть была распределена между религиозными общинами в соответствии с переписью 1932 года. Суннитская элита к тому времени стала более влиятельной, однако в системе власти продолжили преобладать христиане-марониты. В дальнейшем межконфессиональный баланс во власти был снова изменён в пользу мусульман. Мусульмане-шииты (сейчас это крупнейшая община) тогда увеличили представительство в госаппарате и обязательное христианско-мусульманское представительство в Парламенте было изменено от 6:5 до 1:1.

Конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.


1.1. Список официально признанных религиозных общин

  • Алавиты
  • Исмаилиты
  • Сунниты
  • Шииты
  • Друзы
  • Армяно-григориане
  • Армяно-католики
  • Ассирийская церковь Востока
  • Халдейская католическая церковь
  • Копты
  • Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
  • Грекокатолики
  • Православные
  • Марониты
  • Римско-католическая церковь
  • Сирийская католическая церковь
  • Сирийская православная церковь
  • Иудаисты

2. Примерная статистика

По данным CIA World Factbook

Другие религии: 1,3 %.


3. Мусульмане

На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности - суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.

4. Христиане

Марониты - крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.

Греко-православные - вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.


5. Другие религии

Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше - большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.


Примечания

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:30
Похожие рефераты:

Как корни дерева питаются глубиной почвы, так и культура Ливана питается древностью веков. Ливанская культура известна своей литературой, музыкой, архитектурой, традиционной кухней и. конечно же, фестивалями. Сегодня она очень близка к европейской.

Религия Ливана

Практически на 100 % арабская страна , на удивление сочетает в себе одновременно несколько религий. Религия Ливана состоит из 57 % мусульман (основная часть шииты и сунниты, небольшая доля друзов), и 43 % христиан (марониты и православные христиане).


Экономика Ливана

Торговые и культурные связи, как с арабскими, так и с европейскими странами определили предпосылки для становления торговли ка одного из основных секторов экономики. В целом же одна из немногих в государствах Азии , половину дохода которой составляют прибыли от сферы обслуживания и торговли.

Бейрут еще называют Восточной Швейцарией, сюда долгие годы стекались потоки денежных средств от продажи нефти со Среднего Востока. Ливан со своей банковской системой в большей степени привлекателен для крупных капиталов, так как там до сих пор сохраняется конфиденциальность вкладов, и размер оных и то, откуда они поступают, не привлекает особого внимания.


Наука Ливана

Уровень образования в Ливане принято считать одним из лучших среди стран Ближнего Востока. Модель образования сродни французской. Наука Ливана координируется в университетах Национальным ливанским советом по научным исследованиям. Некоторые высшие учебные заведения имеют уже более чем столетнюю историю.


Искусство Ливана

Лаконичное переплетение старинного и новаторского делает неподражаемым и самобытным. Балет, опера, джаз, классическая музыка, фольклор, современная и религиозная музыка соседствуют на разнообразных фестивалях, которые постоянно проводятся в городах страны . Бейрут изобилует большим количеством театров, которые имеют разнообразнейшую направленность.


Кухня Ливана

Как и в культуре, в кулинарных предпочтениях прослеживается сплетение европейской и арабской. Кухня Ливана предлагает очень много блюд из тушеного мяса, рубленого мяса и фарша, а также овощей, злаков, молока, зелени и т.д. Важной особенностью является использование местного хлеба «лаваша» вместо вилки. Знаменитая закуска «меззе» состоит из порядка тридцати наименований изделий холодного и горячего приготовления. География Ливана и его история сделали страну известным винным регионом. Также Ливан родина абсцента – традиционного напитка творческой богемы. После запрета его производства, пользуется большой популярностью анисовая водка.


Обычаи и традиции Ливана

Как и в любой Восточной стране, местное население очень гостеприимно и дружелюбно, однако не стоит забывать, что ливанцы в своей повседневной жизни придерживаются определенных традиций и норм поведения. Обычаи и традиции Ливана очень интересно и ярко выражены в ливанских свадьбах. Молодоженов посыпают рисом и лепестками цветов с пожеланиями счастья. Не следует отказываться от предложения выпить кофе, это может быть расценено как оскорбление. В разговоре следует избегать политических и этнических тем. Посещение местных мечетей предусматривает необходимость снять обувь перед входом в храм, женщинам также необходимо покрыть голову.


Спорт Ливана

Народ Ливана очень спортивный. Спорт Ливана представлен баскетболом, плаванием, бегом, теннисом и верховой ездой. В республике масса аквацентров, где можно напрокат воспользоваться водными лыжами, скутером и даже парашютом.

Ранее Правмир уже поднимал тему достаточно тревожного положения христиан на Ближнем Востоке. Во многом для того, чтобы обсудить положение христианского населения, с 14 по 17 июля состоялся визит делегации представителей российской общественности в Республику Ливан. В состав делегации входили представители разных общественных организаций России, ведущих высших учебных заведений России, журналисты ведущих информационных агентств, в частности, «Голос России».

О результатах поездке и ситуации в Ливане нашему порталу рассказал участник поездки, директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность» Дмитрий Пахомов.

- Дмитрий, с кем вам удалось побеседовать в Ливане во время поездки?

Наша делегация была принята на очень высоком уровне: президентом республики Мишелем Сулейманом, патриархом-кардиналом Маронитской католической церкви Бeшарой Бутросом ар-Раи, недавно посещавшим Москву с официальным визитом, и министром обороны Ливана Файезом Госном.

- И что можно сказать по поводу положения христиан в стране?

Сейчас положение христиан в достаточно терпимое, но все, с кем мы встречались, особенно президент и кардинал, выразили большую обеспокоенность теми событиями, которые сейчас происходят в Сирии. По их словам, это имеет прямое влияние и на их страну. По словам патриарха-кардинала, сейчас в Ливане активизируется деятельность исламских радикалов ваххабитского толка. Недавно СМИ сообщали о восстаниях в двух городах республики. Их удалось подавить при помощи армии, однако военнослужащие понесли большие потери.

- А чего формально требовали ваххабиты?

Они хотели воспрепятствовать политике Ливана по поддержке режима Башара Асада в .

- Но это чисто политические требования. Как они могут сказаться на положении христиан?

В Ливане и Сирии существует такая поговорка: «Две страны, один народ». Дело в том, что ливанцы и сирийцы действительно осознают себя одним народом. В 20-м веке, например, христиан Ливана спас от расправы со стороны радикальных исламистов отец нынешнего президента Сирии Хафес Асад. Христианам тогда пришлось лично обращаться к нему за защитой, и на территорию Ливана были введены сирийские войска, что помогло остановить кровопролитие. С тех пор одна из улиц столицы Ливана Бейрута носит имя Хафеса Асада. Поэтому неприятие ваххабитами всего, связанного с Асадом, невольно бьёт и по христианам.

На данный момент можно сказать, что христианам Ливана живётся достаточно спокойно. Когда мы поднимались по горному серпантину в резиденцию Маронитского патриарха, на расстоянии более двухсот километров я не видел ни одной мечети. Это был полностью христианский район, где буквально через каждые сто метров расположены церкви разных конфессий, а в горах - древние монастыри, построенные ещё полторы тысячи лет назад. В скалах вырублены пещеры, в которых жили древние монахи.

- А можно сказать, какой процент христиан и каких конфессий проживает в Ливане?

Дело в том, что последняя перепись проводилась лишь в 20-е годы 20-го века. С тех пор в этой стране сознательно не менялась Конституция и не проводились переписи, чтобы не провоцировать конфликты на религиозной почве. Поэтому официальных данных сейчас не существует, и любая статистика в Ливане на этот счёт запрещена. Что касается неофициальных данных, то сейчас общее число христиан Ливана составляет около 45%, то есть добрую половину населения. Раньше их число превосходило 60%.

Всего в Ливане проживает 8 христианских деноминаций. Самая многочисленная - Армянская церковь. Много храмов принадлежит католикам-маронитам, часть - греко-православным. Недавно в стране даже была создана ортодоксальная христианская партия. Маронитская церковь, кстати, является одним из крупнейших собственников земли в Ливане. Значительная часть генералитета ливанской армии состоит из христиан и шиитов.

- В последнее время положение христиан Ливана не ухудшилось?

Частично. Уже имеют место эпизодические погромы и случаи мародёрства, в основном в районах, где доминирует суннитское население. Пока они жёстко пресекаются полицией. Сейчас основная задача руководства Ливана - это сохранить статус кво во взаимоотношениях между конфессиями и тем самым сохранить ливанскую государственность. Кстати, патриарх Бeшара Бутрос ар-Раи отметил выдающуюся роль Русской Православной Церкви и лично в деле защиты христиан в их стране. Наш фонд тоже открывает своё представительство на территории Ливана.