Божья матерь боголюбская от чего помогает. Боголюбская икона божьей матери

Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 1 :

Боголюбивая Царице, / неискусомужная Дево Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша .

Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 3 :

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога .

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская» :

О , Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь .

Боголюбская икона Богоматери .
Ок. 1158 г.
185 х 105.
Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Инв. В-2972.
Икона происходит из церкви Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира.

Боголюбская (Боголюбовская) икона Божией Матери создана ок. 1158 г., согласно преданию, по повелению князя Андрея Боголюбского ( ) в честь явления Пресвятой Богородицы во время его моления близ устья реки Нерль 18 июня 1155 г. ( ). Позднее в этом месте, названном Боголюбовым, князем был возведен Боголюбский дворцовый ансамбль, который датирован Н.Н. Ворониным 1158-1165 гг. (известие о закладке Боголюбова приведено в Новгородской четвертой летописи под 1158 г.). Поэтому Боголюбская икона, вероятно, была написана по заказу кн. Андрея, установившего праздник в честь образа в день явления Богоматери, сразу после сооружения в его загородной резиденции храма Рождества Богородицы, где и был помещен образ: «и церковь каменную на понаказанном Богоматерию месте соверши… в ней же новописанный в подобие явльшияся ему Богоматери образ, нареченный Боголюбивыя, постави и освяти оную церковь». Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых 9 лет пребывал в дворцовой церкви рядом с другой знаменитой святыней - Владимирской иконой Божией Матери.

Богоматерь на Боголюбской иконе изображена в рост с молитвенно воздетыми руками к поясному пятифигурному Деисусу на верхнем поле, который является одним из самых ранних в древнерусской иконописи. Иконография Боголюбской иконы восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме у ковчега, в котором хранились богородичные святыни: пояс и риза Божией Матери(См. об этом : ). По месту пребывания икона именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». Боголюбская икона имеет очевидное сходство с такими характерными образцами византийской живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII в. константинопольскими мастерами.

Ближайшей аналогией Боголюбской иконы является изображение Богоматери на титульном листе «Статутов Навпактоского братства» 1154 г., хранящихся в капелле Палатина в Палермо. Со времени своего основания в 1048 г. это братство особенно почитало икону Богородицы из монастыря Михаила в Навпакте (Garufi C.A. I capitoli della confraternita di S. Maria di Naupactos // Bullettino dell’istituto storico Italiano. 312. 1910. P. 73). «Статуты», возникшие при смене уставов в XII в., были подписаны всеми членами братства, назвавшими себя «слугами пресвятой Богоматери Навпакта». Примечательно, что в Константинополе подобные статуты не сохранились.

Иконографические особенности и размеры Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была особо чтимым образом в храме Рождества Богородицы. Боголюбская икона написана на доске с широкими полями, причем первое поновление иконы могло произойти в конце XII в., после 1177 г., когда кн. Глеб Рязанский «много... зла створи церкви Боголюбьскои юже бе оукрасил Андреи князь добрыи иконами и всяким оузорочьем» (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383). Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только одна Боголюбская икона осталась невредимой. Появление в дополнение к Деисусу поясного образа Иисуса Христа, изображенного в небесном сегменте, и свитка в руке Богоматери, вероятно, относится к рубежу XIII-XIV вв. и, быть может, связано с инициативой митрополита Максима, переехавшего в 1299 г. из Киева во Владимир. В то же время мог появиться новый серебряный оклад, заменивший первоначальный, о наличии которого свидетельствует отсутствие золотого фона на Боголюбской иконе. Фон иконы был некогда серебряный, как это видно по одеждам левого деисусного ангела. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в т. ч. накладных звезд из драгоценного металла на челе, плече и одеждах Богоматери; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Предположительно к XIV в. относится возникновение списка Боголюбской иконы, находившегося с XVII в. в Благовещенском соборе Московского Кремля (утрачен в 1812). Первым достоверным свидетельством почитания и свидетельством чудотворений Боголюбской иконы является надпись «Миро святыя Богородици Бо(го)любьское » на золотом ковчеге 1-й половины XVI в. (СПГИАХМЗ) с изображением Богоматери, молящейся пред десницей Божией, без свитка в руках. Такое же изображение находится на помещенном внутрь этого ковчега более раннем серебряном мощевике. Остатки серебряной басмы XVI в. на чудотворной Боголюбской иконе, зафиксированные на фотографии нач. XX в. (публ. Н.П. Кондакова), также могут считаться свидетельством почитания и поновления иконы. Во 2-й пол. XVI в. и позднее были созданы первые точные копии Боголюбской иконы «в меру и подобие» с изображениями Господа в небесном сегменте и свитка в правой руке Богоматери (икона из Сретенского собора - ныне в ГММК; икона из собрания ГВСМЗ).

Начиная с последней трети XVII в., устанавливается общерусское почитание Боголюбской иконы Божией Матери в связи с особым отношением к ней в царской семье. Считается, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест, прикрепленный к ее окладу у правого плеча Богоматери. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря.

Наибольшее распространение культ этого чудотворного образа получает в XVIII-XIX вв., когда появляется большое количество списков, основываются храмы и монастыри в честь иконы. Старейший список службы Боголюбской иконе датируется 1704 г. (ГИМ. Симон. № 1). Наиболее точными списками Боголюбской иконы, воспроизводящими Деисус на верхнем поле, являются: икона 1694 г., написанная иером. Толгского монастыря Геннадием (ЯХМ); икона 1710 г., написанная Яковом Ивановым Молчановым для церкви Иоанна Воина на Якиманке в Москве (в наст. время там же), икона 1712 г., написанная Василием Улановым «с чудотворнаго образа, что у Стретения в Верху» для московской церкви Троицы в Сыромятниках (ГТГ). Особенно прославилась Боголюбская икона Божией Матери во время эпидемии чумы 1771 г., когда Богоматерь, являясь разным людям, велела перенести Боголюбскую икону из Боголюбова во Владимир. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще более усилится, Преосвященный поначалу отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Боголюбскую икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Очевидцы говорили, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. В честь этого события был установлен обычай ежегодного крестного хода 21 мая с принесением иконы в губернский центр и по городам и селам губернии. Многие списки Боголюбской иконы тоже прославились в 1771 г. и во время холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

После разрушения древнего храма Рождества Богородицы в 1-й четверти XVIII в. Боголюбская икона была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. В 1820 г. жители Владимира украсили Боголюбскую икону новою серебряною вызолоченною ризою и венцами из разных драгоценных камней и жемчуга, которые во 2-й пол. XIX в. были дополнены чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу; текст на свитке в руках Богоматери на окладе XIX в. был следующим: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное ». Во 2-й пол. XIX в. чудотворный образ был перенесен в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь, где святыня пребывала у правого столпа. В 60-х гг. XIX в. икону поновлял иконописец И.И. Шорохов, в 1900 г. образ был «исправлен» на средства А.А. Шишкиной. В этот период на икону под оклад была надета срачица, отверстия для ликов и рук были закрыты слюдой. После закрытия монастыря в 20-х гг. XX в. Боголюбскую икону перенесли в приходскую церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, позднее - во владимирский Успенский собор.

Еще в 1915 г. известный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению ». В июне 1918 г. икона была освобождена от оклада, укрепленного сотнями винтов, и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г.О. Чириковым под наблюдением И.Э. Грабаря, А.И. Анисимова и В.Т. Георгиевского, которые впервые документально зафиксировали плохую сохранность Боголюбской иконы . Лучше всего сохранилась глава Богоматери, повернутая в три четверти влево, густого золотистого тона.

Как пишет И.Э. Грабарь, «глазам открылась картина ужасного разрушения : изъеденная древесным червем (шашель) доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху , сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя … После нескольких недель укрепления дерева и остатков левкаса при помощи многократного и обильного пропитывания их раствором клея, явилась возможность приступить к пробной расчистке живописи » (Грабарь И.Э. В поисках древнерусской живописи. Рукопись. 1919. Отдел рукописей ГТГ. Ф. И.Э. Грабаря). Тем не менее, по сделанным тогда фотопластинкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918 г. реставраторы Владимиро-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX в. привело к резкому ухудшению ее состояния .

В 1946 г., сразу после войны, Боголюбская икона поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где было повторно зафиксировано (Ф.А. Модоров) крайне аварийное состояние образа : на всей поверхности произошло сильное отставание и деформация грунта, местами - до самой доски. Очередная реставрация Боголюбской иконы проводилась специалистами мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря - Н.А. Барановым (в 1956 и 1958 гг.) и М.В. Романовой (в 1963-1976 гг. под руководством Н.Н. Померанцева). Ввиду чрезвычайно сложной ситуации с сохранностью Боголюбской иконы была разработана специальная методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой. Восемь лет, с 1963 по 1971 гг., реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965 по 1968 гг. она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от конца XIII до XIX века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII в., а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою ...») уже в XVIII в., - изначально их не было. Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. В результате двадцатилетней реставрации были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях, на изображении свитка оставлена запись XIX в. Однако , что было отражено в реставрационных отчетах .

Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке 1974 г. в Третьяковской галерее. После завершения реставрации Боголюбская икона была выставлена в одном из залов исторической экспозиции ГВСМЗ, где находилась под мониторингом музейных работников. В 1993 г. в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, по заказу и на деньги ГВСМЗ сделала специальную герметично закрытую витрину из особого стекла, куда был установлен специальный прибор для обеспечения постоянного температурно-влажностного режима, благоприятного для чудотворного образа. Боголюбская икона в этой особой музейной витрине была передана вместе с храмовой иконой Успения XVII в. (вклад патриарха Иосифа) во временное пользование обители. До последнего времени Боголюбская икона Божией Матери находилась на условиях временного хранения в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря под постоянным наблюдением реставраторов ВСМЗ .

Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире был основан на рубеже XII-XIII вв. женой князя Всеволода III Марией Шварновной, которая была матерью восьмерых сыновей и четырех дочерей вел. князя. Поводом к основанию монастыря стала болезнь великой княгини после рождения сына Иоанна, в силу чего она решает уйти в монастырь и принять иночество. В память о ней монастырь и стали называть Княгининым. В 1200 г. заложен монастырский собор, который стал великокняжеской усыпальницей: здесь были погребены сама Мария Шварновна, вторая жена Всеволода III Анна, а также жена и дочь Александра Невского. Здесь же с 1230 г. покоились мощи святого Аврамия Болгарского.
В 1411 г. Успенский собор, как и весь монастырь, был разграблен и разрушен татарами. В XV-XVI вв. был воздвигнут новый четырехстолпный одноглавый храм с тремя мощными апсидами, ставший одним из лучших образцов московского зодчества. В XVI в. началось возрождение Княгинина монастыря, когда в нем проживали вторая супруга сына царя Ивана Грозного - Пелагея Михайловна, также некоторое время жила дочь царя Бориса Годунова - Ксения. Из расходных тетрадей 1629 г. известно, что в монастыре были «особые царицыны хоромы и их смотрел воевода Владимирский». В 1647-1648 гг. собор был расписан московскими государевыми иконописцами во главе с Марком Матвеевым, по заказу патриарха Иосифа, росписи почти полностью сохранились.
Собор очень сильно пострадал во время пожара 1855 г., и в последующие годы постепенно восстанавливался. В конце XIX в. внешний вид Успенского собора сильно изменился - верхняя его часть с двумя ярусами кокошников была разобрана, и на ее месте сооружена простая четырехскатная кровля. Также был надстроен второй барабан. После закрытия в 1920 г. Княгинин монастырь был разорен: часть строений была снесена, храм Казанской Божией Матери «обезглавлен». Собор реставрирован в 1926 и 1961 гг.

См. источники и литературу : Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 г., сост. по монастырским актам и записям игум. Аристархом в 1767-1769 гг. / Сообщ. архим. Леонид (Кавелин) // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-24; Доброхотов В. Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М., 1852. С. 6-7, 22-23, 45-46, 65, 105-110; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 298-301. Илл. 166-167; Грабарь И.Э. В поисках древнерусской живописи. Рукопись. 1919. Отдел рукописей ГТГ. ф. И.Э. Грабаря; Лазарев В.Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1. М., 1953. Стр. 444-447, илл. на стр. 445, 447; Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. № 119. С. 263-264; № 122. С. 268-270 (ковчеги с миром Боголюбской иконы); Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // ВВ. 1965. Т. 26. С. 200, 214, 215; Ростово-суздальская школа живописи. М., 1967. № 1. С. 77; Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в рус. живописи XV-XVI вв. // ТОДРЛ. Т. 36. 1981. С. 289-294; Анисимов А. И. О древнерусском искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 88, 175-176, 325, 397-398, 440; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands: Gnadenbilder, Legenden, Darstellungen. Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 16, 19, 31-32; Романова М.В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси // Русское искусство XI-XIII веков: Сб. статей. М., 1986. С. 62-72; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Wladimir» // Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 182 ff.; idem. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98-99; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 349-351, 351-355 (чтимые списки).

Новая провокация вокруг святыни

23 декабря 2009 г. в «НГ-РЕЛИГИИ» был опубликован фельетон некоего Михаила Ситникова под названием «Грибы "по-монастырски"». Однако автор потчует читателя вовсе не «рецептами батюшки Гермогена», а откровенной «чернухой», стращая слоганом, что де «хранение иконы XII века рядом с крестильней привело памятник искусства к гибели ». Совершенно не вникнув в суть вопроса, он громоздит ошибку за ошибкой, путая даты первой реставрации (не в 1920, а в 1918) и называя уникальную работу по спасению образа специалистами И.Э. Грабаря «неудачной » (?!). Вопреки выводам в реставрационных отчетах, что «аварийное состояние левкаса и красочного слоя иконы приобрело необратимый характер », автор фельетона пытается утверждать, что «до передачи Церкви икона находилась под присмотром реставраторов…. после многолетней реставрации удалось привести в состояние стабильности для хранения… состояние доски было вполне стабильным » (?!). При этом, естественно, у автора, не являющегося специалистом, нет никаких ссылок ни на документы, ни на акты приема-передачи, ни на мнения сотрудников ГВСМЗ, отвечающих за сохранность своей «единицы хранения Инв. В-2972». Для чего же нужен столь откровенный подлог? Весь пафос этого фельетона направлен на то, чтобы внушить читателю одну простую мысль, что якобы «Церковь сгубила шедевр» несмотря на хранение иконы в климатическом «киоте» и ежегодные профосмотры музейщиков. Сразу ясно, откуда «ветер дует»! После успешного перенесения Торопецкой иконы в подмосковный храм, где она благополучно пребывает в специальном киоте-«валиокассете» ( ) при постоянном мониторинге температурно-влажностного режима в самом храме ( ), была публично разоблачена ЛОЖЬ всяких нерсесянов , что Торопецкая икона «настолько плоха, что ее с места тронуть нельзя, иначе памятник погибнет ». А ведь какая истерия была раздута, столько СМИ подключено, сколько средств налогоплательщиков вложено в ретрансляцию «нерсесяновщины»... Ставки-то надо отрабатывать, вот и извлекли на свет божий «историю» с Боголюбской иконой, о возврате которой в ГВСМЗ из Княгинина монастыря ВЕСНОЙ 2009 г. никто не сообщал … до возвращения Торопецкой иконы.

Поскольку в фельетоне «НГ-РЕЛИГИИ» нет ни слова хранителей ГВСМЗ, то очевидно, что источником «своевременной утечки» стала завотделом реставрации памятников древнерусской темперной живописи ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Галина Цируль. По ее словам, «плесень обнаружили весной … при последнем исследовании мы обнаружили, что живых плесневых грибов на самой иконе, к счастью, не осталось ». Но странно слышать ее признание, что «как реставраторы, мы зашли в тупик », ведь именно в ВХНРЦ почти 20 лет реставрировали Боголюбскую икону. В свое время в сообществе rublev_museum (Реставрационный паспорт «Троицы» прп. Андрея Рублева ) и в сообщении «Вся правда о «Троице» Андрея Рублева » ( ) был поднят вопрос о наличии в Третьяковке реставрационного паспорта чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, который НИГДЕ НИ РАЗУ не был представлен широкой общественности. Вот и сейчас в обществе нагнетается антицерковная истерия, а реставрационный паспорт Боголюбской иконы, который является единственным документом, подтверждающим ее реальную сохранность, даже не упоминается!

В связи с этим стоит напомнить, что именно сотрудники ВХНРЦ первыми выступили против временной выдачи Церкви чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева ( ). Уж кому-кому, но не им стоило упоминать про «плесень на иконах», ведь вплоть до переезда ВХНРЦ в новое здание реставрация икон у них проходила в антисанитарных условиях с пораженными грибком заплесневелыми стенами мастерских, из-за чего все работы органы СЭС неоднократно предписывали прекратить! А в нашем Музее в результате директорского «ремонта» от-реставрированное здание фондохранилища ЦМиАР по своим температурно-влажностным параметрам оказалось непригодным для хранения иконного собрания Музея, о чем информировало . Самое страшное, что часть бесценных икон основного собрания ЦМиАР оказалась зараженной плесенью! И этот преступный факт также тщательно скрывался Г.В. Поповым и его свитой, в числе коей пресловутый Нерсесян ( ). То, что по древним иконам пошла плесень во вновь отреставрированном хранилище, как сообщает , стало логичной расплатой за некомпетентность и разгон опытных музейных работников (

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери

За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).

К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.

О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери

Чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.

Молитва иконе

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Б оголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в 10 верстах от Владимира, повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему - стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Первообраз иконы, XII век

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века. В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых 9 лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой — Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской».

В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…» ) приписан уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.


Мозаичная «Агиосоритисса» в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо

Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.


Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)

На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на 3 дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (Москва, Петропавловский пер., 4-6) , а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Храме Воскресения Христова в Сокольниках (Москва, Сокольническая площадь, 6).


Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с.Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с.Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире (г.Владимир, Княгининская ул., 37-А) .

Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Икона Богородицы «Боголюбская» почитается православными христианами всего мира. Молитвы Богоматери перед этой иконой способны полностью изменить вашу судьбу в лучшую сторону.

История иконы

Боголюбская икона Девы Марии — одна из немногих, сохранившихся во время татаро-монгольского ига. В 1157 году князь Андрей Юриевич Долгорукий направлялся из Вышгорода в Суздальские земли в сопровождении иконы Богоматери. Возле города Владимира кони встали, как вкопанные, и перестали повиноваться. Князь и его дружина разбили лагерь и остались на ночлег.

Во сне князю явилась Богородица и повелела основать на этом месте храм в честь Рождества Ее, а чудотворную икону поместить в нем. Воодушевленный явлением Богоматери, князь Андрей тотчас отдал приказ о строительстве церкви и описал явленное ему чудо, повелев написать икону Пречистой Девы такой, какой Она явилась ему. Икона была написана, и в последствие прославила церковь в Боголюбово чудесами исцеления смертельных больных.

Где находится святой образ

Татары не раз совершали набеги на Владимирские земли, среди прочего сжигая и разоряя церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, однако чудотворная икона каждый раз оставалась невредимой. В 15 столетии Боголюбская икона была помещена в Дворцовую Сретенскую церковь в Московском Кремле. В настоящее время образ находится в Успенском Княгининском монастыре города Владимира.

Описание иконы

Основой чудесной иконе служит кипарисовая доска. На иконе изображена Богородица, воздевшая руки в молитве к Господу. В правой руке Дева Мария держит свиток с молитвой Иисусу Христу и просит благословить избранное Ею место для строительства храма.

В чем помогает Боголюбская икона

Самым примечательным чудом, совершенным Боголюбской иконой, считается избавление Владимира от эпидемии холеры и чумы в 1771 году. Череда чудесных исцелений безнадежно больных и стала окончательным подтверждением особенной силы этого образа. Именно поэтому Боголюбской иконе Богородицы молятся об исцелении болезней и о защите от врагов.

Молитвы чудотворному образу

«О, Преблагая Владычица, силою Твоею наполнится ли позволишь? О, Богородительница, не оставь нас, грешных и недостойных рабов Божьих, склонись к нам и позволь смиренно молить Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего, да избавит Он нас от проклятия диавольского и изгонит из душ наших грех и неверие. Да не посрамим благодать Божию и с радостью войдем в Царствие Небесное. Аминь».

«Пресвятая Владычица, утешительница и заступница рода человеческого! В слезах к тебе прибегая, смиренно молю Тебя: исцели, Богородица, раны и болезни телесные и душевные, не оставь живот мой в боли и болезненном жаре! Умоли Бога нашего и Сына Твоего избавить меня от проклятия дьявольского и освободи меня от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна помочь исцелить самые тяжелые болезни и укрепиться в истинной вере.

День памяти Боголюбской иконы Богородицы — 1 июня по новому стилю. В этот день с помощью искренней молитвы можно навсегда изменить свою жизнь . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.07.2017 04:36

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы особенно почитаются православными христианами. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять...

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году - в Москву). Тем самым Боголюбская - одна из первых икон, написанных русскими мастерами, - словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных - бояр Кучковичей.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы - зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) - коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил - в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась - вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота - ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) - в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице - лишь домовый храм при Александро-Невском приюте - доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.