1801 году официальные религии франции было признано. Религия франции связь культуры и религии во франции

Во Франции преобладающая религия – католицизм. К католикам относится 84% французов, правда, в это число входят и те, кто порвал с религией, но с рождения окрещен по католическому обряду.

Около 2% французов протестанты, остальная часть верующего населения принадлежит к различным сектам.

Во Франции быстро растет число атеистов. Ныне лишь 4 французов посещает воскресную мессу. Это цифра средняя. Религиозность населения различна в различных социальных слоях и областях страны. Влияние католической церкви еще сильно в Бретани, Вандее, в отдельных департаментах Центрального массива, Эльзаса, Лотарингии, Савойи, а также в области басков.

В сельской местности религиозность населения выше, чем в городе.

Французская церковь, рассматриваемая в католическом мире как «авангардная», возглавила поиск новых религиозных, политических и идеологических концепций, которые позволили бы ей приспособиться к современной эпохе, удержать в сфере своего влияния трудящихся. Критикуя капитализм и якобы защищая жизненные интересы трудящихся, французская церковь призывает к примирению классов, к подчинению рабочего движения «общему интересу», к ассоциации труда и капитала.

Французское духовенство стремится демонстрировать солидарность с трудящимися массами. Ныне епископов можно встретить среди бастующих рабочих.

По религиозной принадлежности большинство французов - католики, около 1 млн. французов исповедует протестантизм и незначитальная часть населения (немногим более 30 тыс. человек) принадлежит к различным сектам.

Большинство протестантов живет в Париже и в окраинных областях Франции: на юго-западе, в районе Пиренеев, на юге - в бассейне Роны и в районе Марселя, на востоке - в Эльзасе и Лотарингии и на севере - в Нормандии.

Религиозность населения различна в разных социальных слоях. Пролетариат и городская интеллигенция, как правило, нерелигиозны; примерно один рабочий из двадцати - верующий. Крупная буржуазия и остатки старинной монархически настроенной аристократии демонстративно религиозны. Они дают религиозное воспитание молодежи, особенно девочкам, в монастырских школах, торжественно справляют церковные праздники. Религиозна и часть мелкой буржуазии, преимущественно мелкие торговцы. Показателен пример Парижа с его разделением на западные буржуазные районы и восточные пролетарские; в восточном, пролетарском Париже в несколько раз меньше населения посещает воскресную службу; здесь часты гражданские браки, похороны без соблюдения церковного обряда, много некрещеных детей.

Население деревень более религиозно, но и в деревнях все меньше становится людей верующих. Многие посещают церковь лишь во время больших праздников. Как в деревне, так и в городе большинство французских семей соблюдает церковный обряд лишь по случаю четырех торжественных актов: крестин, первого причастия, свадьбы и похорон.

Влияние церкви различается и по областям: на северо-западе, в ряде департаментов Центрального массива, на востоке (Эльзас и Лотарингия, Савойя), на юге в области басков большинство населения - верующие. В центральных областях Франции и в Средиземноморье население в массе равнодушно к религии, в пятидесяти департаментах этих областей редко можно найти коммуну, где хотя бы пятая часть населения регулярно соблюдала церковные обряды. Религиозность населения заметно меньше и вокруг больших городов (Парижа, Бордо, Марселя) и в районах виноградарства, где на сбор винограда стекаются рабочие из разных концов страны.

Во Франции живы традиции давней антиклерикальной борьбы, формы которой менялись со временем. В настоящее время она проявляется главным образом в борьбе за светское образование.

Церковь во Франции с 1905 г. отделена от государства, но государство оказывает церкви постоянную поддержку. Католическая церковь представляет собой серьезную реакционную силу. Конфессиональное обучение ведется в пяти университетах, в сотнях частных коллежей, в тысячах частных начальных школ. Массовым тиражом издается религиозная литература: книги, журналы, еженедельные и ежедневные газеты. 50 тыс. служителей церкви прилагают все усилия к тому, чтобы остановить движение «дехристианизации», которое охватило нацию.

Среди отсталых слоев населения, особенно в деревне, держатся до сих пор пережитки древних, дохристианских верований, которые не искоренила христианская церковь; более того, она их зачастую поддерживала преследованиями «колдунов» и «ведьм» в средние века.

Некоторые крестьяне сохраняют веру в колдунов. Они верят, что есть люди, обладающие способностью, якобы передаваемой по наследству, «насылать порчу» ( jeter le sort ). Для этот о им достаточно хлопнуть человека по левому плечу, произнося установленные слова. Этим «колдунам» приписывают и другие сверхъестественные способности: превращаться в волков или в других животных, напускать волков на свою жертву, вызывать грозу, проливной дождь, бурю или засуху. Верят, что внезапно разразившаяся буря - это предвестие близкой смерти какого-нибудь колдуна и что он сам с толпой чертей несется по небу во время бури. Такая буря называется «chasse a Ribaud» (нечто аналогичное немецкому народному поверью о «диком охотнике»). Смерть колдуна - это лишь начало его расплаты с дьяволом, с которым он заключил союз при жизни; поэтому колдун умирает очень тяжело. Это поверье очень сходно с русскими старинными верованиями. Подобного рода поверья изучены в 1950-х годах по материалам провинции Берри (к югу от Парижа) этнографом г-жой Марсель Бутейе. До сих пор случаются и судебные дела о колдунах; правда, теперь их судят уже не за сношения с дьяволом, как в средние века, а за обман.

Сохранились среди крестьян и старинные верования, связанные со смертью. Так, согласно народным поверьям, можно облегчить смерть магическими действиями: поместить постель параллельно балкам потолка, вынуть черепицу из крыши, положить ярмо под голову умирающему и т. д. В каждой провинции, а иногда и области, были свои поверья на этот счет. Общими для всей Франции стали обычаи более позднего происхождения, связанные с христианством: умирающего кропят святой водой, зажигают свечу, освященную в день сретения, исповедуют и причащают.

Так как верили, что душа покойного некоторое время остается в доме и боялись, что она причинит какой-нибудь вред, возникли охранительные обычаи и.запреты. Некоторые из них сохраняются и теперь в силу традиции.

Среди части горожан, даже образованных, до сих пор сильна вера в астрологию, в таинственное влияние светил на судьбу человека. Шарлатаны наживаются, составляя и продавая желающим гороскопы их жизни. Астрологические предсказания регулярно публикуются в ежедневных буржуазных газетах.

С течением времени судьбы народов и исторические события образовали единую религиозно-культурную общность. При доминирующем католицизме в галло-римскую эпоху и с появлением в недавнем прошлом азиатских общин, исповедующих буддизм или индуизм, сохраняя память о проявлениях православия и о реформе христианства, уважая иудаизм и ислам, Франция остается толерантной ко всем существующим на ее территории религиям и верованиям.

Католицизм сегодня по-прежнему, несмотря на некоторое сокращение количества верующих, исповедует две трети населения Франции. Привезенная в Галлию во II-м веке и укоренившаяся благодаря религиозному усердию первого обращенного короля (Хлодвига в 481 году), римская католическая церковь сыграла основную роль в развитии духовной и политической истории страны. В XIV-м веке во Франции находилась Папская резиденция (в городе Авиньон).

Во времена Революции христиане подвергались гонениям, но не стоит забывать и о том, что и сами католики не раз становились инициаторами полноценных гражданские войны (против реформированной церкви Франции). Римской католической церковью было создано уникальное наследие, состоящее из религиозных сооружений (романские монастыри, готические соборы и т.д.) и иных памятников. Многие из этих творений являются настоящими произведениями искусства. Другой важной вехой в развитии католицизма во Франции стал закон 1905 года, закрепившего разделение церкви и государства (названный республиканским и светским).

Более 1,2 миллионов адептов Протестантизма насчитывается среди прихода различных ветвей протестантских и лютеранских церквей (основанных в связи с европейским реформистским движением), баптистов, евангелистов (в большей степени англо-саксонское влияние) или пятидесятников (в основном в заморских владениях). История реформатской церкви во Франции сопряжена с важными и зачастую драматическими событиями (Варфоломеевская ночь 1572 года и т.д..), которые не могли не повлиять как на политическую ситуацию и на дальнейшую судьбу отдельных регионов, так и на историю страны в целом: от «еретиков»-катаров, адептов вальденской ереси, обращенных в XIII-м веке, реформистов-кальвинистов в XV-м веке и религиозных войн (8 конфликтов, вспыхивавших на протяжении всего XVI-го века) до камизаров-севенолов (крестьян-гугенотов, участников восстания на юге Франции в начале XVIII в.), появившихся в конце XVII-го века.

Около 750 000 человек во Франции обращены в Православие. Православная церковь разделена на несколько направлений: греческая, армянская, славянская и, так называемая, восточная церковь (египетские копты и т.д.). Православие корнями уходит ко временам раннего христианства и было закреплено, как самостоятельная ветвь христианства, после раскола в 1054 году. Во Франции Православие появилось относительно недавно (в XIX-м веке): в момент формирования различных общин (русской, армянской, греческой...), в частности, в Париже и на юге Средиземноморья.

Около 500 000 человек во Франции исповедуют Иудаизм, имеющий одновременно довольно древнюю традицию (евреи, именуемые «ашкенази») и свежую «подпитку» в лице новых эмигрантов. Первые евреи (именуемые Ашкенази) путешествовали по Центральной Европе в эпоху Римской империи до тех пор пока в IX-м веке не осели во Франции (в период правления Карла Великого). Тысячелетние история существование еврейской диаспоры во Франции была богата на радостные и трагичные события как в XIVм- веке (Папский анклав в Авиньоне) и в XV-м веке (иммиграция испанско-андалузских евреев, именуемых «сефардами»), так и после Революции. Трагические моменты (депортация во время Второй мировой войны...) и новый приток из стран Магриба после деколонизации в 1960-е г.г.

На территории континентальной Франции Ислам, отличающийся разнообразными формами выражения, исповедует около 4-х миллионов человек. В Средние века мусульманская конфессия (пришедшая из Испании) незаметно закреплялась на юге страны. Следующий приток относится к началу XX-го века и связан с привлечением рабочей силы из Турции, стран бывшей Югославии и т.п. А благодаря развитию экономических связей и деколонизации в Африке в пятидесятые годы прошлого века мусульманская община значительно расширилась.

Приверженцами Буддизма во Франции являются около 400 000 человек, в основном, выходцы из азиатских стран, мигрировавшие в 1960-е годы. Сегодня все больше европейцев обращаются к этой философии мудрости, пропитанной соответствующими ритуалами.

Индуизм исповедуют около 150 000 человек, в частности индусы, пакистанцы и маврикийцы, обосновавшиеся во Франции в 1950-х годах, преимущественно в Париже.

Нидаросский собор, крупнейшая церковь в Норвегии. Религия в Норвегии. Государственной религией в Норвегии является лютеранство. Также су … Википедия

- (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

На протяжении долгого времени играла большую роль в образовании и культуре Квебека … Википедия

- (religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для… … Политология. Словарь.

В Канаде представлено большое количество различных религий, но ни одна из них не является официальной в стране, поскольку в канадской политической культуре большое значение имеет идея религиозного плюрализма. Однако большинство жителей причисляют … Википедия

Религия - одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в… … Экология человека

Культура Франции культура французского народа, сложившаяся под влиянием географических условий и крупных исторических событий. Франция в целом и Париж в частности играли большую роль, являлись центром элитарной культуры и декоративного… … Википедия

Для улучшения этой статьи желательно?: Проверить достоверность указанной в статье информации. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Папа Урбан II на Клермонтском соборе с Livre des Passages d’Outre mer Католицизм во Франции или Католическая церковь во Франции крупнейшая религиозная община страны, преимущественно латинского обряд … Википедия

Ислам во Франции вторая по числу приверженцев и значению религия Франции и первая по темпам роста. Доля мусульман в разных странах … Википедия

Книги

  • Историческая традиция Франции , Гордон А. В.. История и география, культура и религия Франции в осмыслении национальной историографией. В центре исследования историческое самосознание нации в его динамике отлегендарного прошлого к…
  • Историческая традиция Франции , Гордон А.. История и география, культура и религия Франции в осмыслении национальной историографией. В центре исследования историческое самосознание нации в его динамике отлегендарного прошлого к…

Франция - страна свободного вероисповедания. Наиболее популярные религии здесь - католическое христианство, ислам, иудаизм. Согласно опросу, проведенному в 2010 году, 27% французов верят в то, что Бог есть, 33% ответили, что допускают существование какой-то энергии или высшего разума, и 40% ответили, что не верят ни в Бога, ни в наличие у человека души, ни в энергию. В этом отношении Францию можно считать одним из самых нерелигиозных государств. Но культура и вера в этой стране тесно связаны между собой. Так какая религия во Франции является преобладающей и почему существуют другие? Об этом мы расскажем в этой статье.

Исторический обзор

В последнее тысячелетие Франция оставалась одной из тех европейских стран, где принципиальной считалась религия католицизма. Со времен Карла Великого и до возникновения протестантизма в 16 веке это государство было одним из самых могущественных на континенте, где католицизм, за исключением традиционных форм, являлся единственным направлением христианства. Во Франции прочно утвердилась католическая вера, в то время как в других частях Европы, включая Англию, Швейцарию, исторические Нидерланды, большую часть Германии и Скандинавии, господствовали различные формы протестантизма.

После революции 1798 года религия Франции была взята под государственный контроль с целью сдержать революционные настроения. Монашеские общины прекратили свое существование. Но в 1801 году Наполеон подписал договор с Ватиканом, благодаря которому положение церкви было восстановлено.

Религия во Франции в 19 веке

На протяжении почти всего этого столетия рассматриваемая страна официально считалась католическим государством. Но в 1905 году случилось масштабное событие, благодаря которому религия во Франции в начале 19 века претерпела существенные изменения, - произошло отделение государства от церкви. С тех пор, даже несмотря на то, что католицизм не переставал быть преобладающей религией в этой стране, католическая церковь, согласно Конституции, стала всего лишь одной из многих других Новообразованное наделило своих граждан правом выбора вероисповедания. И сегодня в этой стране католицизм свободно уживается с протестантизмом, исламом, буддизмом, иудаизмом и сторонними культами.

Религия в наши дни

Основная религия Франции - католицизм. Но сегодня, несмотря на то, что это вероисповедание на территории светского государства все еще имеет больше сторонников, чем любое другое, то время, когда большинство французов считали себя католиками, прошло. Таковыми называет себя менее половины населения в наши дни. Результаты опроса, проведенного в 2011 году, показывают, что 45% французов считают себя христианами, большинство из которых католическими. В то же время 35% не относят себя ни к одной религии, а 3% исповедуют мусульманство.

Количество церковных прихожан, по данным общественного опроса, здесь одно из самых низких в мире. Фактически это только 5% населения, и лишь 10% из тех, кто считает себя католиками, сегодня посещают церковную службу. Но, несмотря на это, до сих пор остается во многом католической, что подчеркивал в своих выступлениях предыдущий глава государства Саркози.

Секуляризм - "краеугольный камень" государства?

Секуляризм сегодня считается «краеугольным камнем» государственного самоопределения Франции. По сравнению с Великобританией или США значение религии в жизни общества рассматриваемого государства весьма незначительно. В Великобритании и США политики часто организуют встречи с религиозными лидерами, фотографируются с ними на официальных приемах, а многие важные национальной события и мероприятия предваряются религиозными церемониями. Но во Франции все обстоит иначе. Публичные фигуры этого светского государства, даже если они называют себя христианами (что становится все менее популярным у членов правительства в настоящее время), стараются по разным причинам скрыть от посторонних глаз свою религиозную жизнь.

Особая территория - провинция Эльзас

В провинции Эльзас и Мозеле отношения между иное, нежели на всей территории Франции, несмотря на утвержденное единство республик. Здесь священники получают государственное жалование, а религиозное обучение в государственных школах и колледжах является обязательным. В Страсбургском университете есть богословский факультет, единственный в государственном вузе во Франции.

Протестантизм

Протестантизм, еще одна религия Франции, имеет свою историю. В средние века, до того как появился этот термин, многие жители юго-западной Франции отказались от католицизма и перешли к еретическому типу христианства, известному как катаризм. Протестантская вера была принята во многих регионах страны во время реформации. Эта религия хоть и не поощрялась, но и не запрещалась. В 1598 году король Генрих IV, сам бывший последователь протестантизма, вынужденный обратиться в католицизм, чтобы стать монархом Франции, подписал Нантский эдикт. Согласно этому документу, кальвинистам, известным как гугеноты, гарантировалась свобода вероисповедания и совести. Многие области Франции, особенно на юго-востоке, обратились тогда в протестантизм, а города, такие как Ла-Рошель, стали главными оплотами этой религии в стране, официально считающийся католической.

Упадок и возрождение протестантизма

Но в 1685 году эдикт был упразднен Людовиком XIV, что повлекло за собой массовые эмиграции протестантов из Франции. Религия во Франции в 17 веке оказалась в некотором смятении. По существующим данным, около полумиллиона последователей этого учения покинули тогда страну и обосновались в Великобритании, Северной Америке, Швейцарии и исторических Нидерландах. Протестантизм как религия во Франции в 18 веке после смерти короля Людовика XIV начал медленно возрождаться на некоторых территориях. А по завершении Великой французской революции он был официально признан одной из многих существующих форм вероисповедания. Сегодня протестантизм местами существует по всей территории страны, но больше всего последователей этого религиозного течения можно встретить в провинции Эльзас и Северном Франш-Конте в восточной Франции, а также в Севеннах на юге страны.

Ислам

Еще одна религия Франции - ислам. Точных цифр нет, но, по приблизительной оценке, от 6 до 7 миллионов человек, то есть около 8% населения, являются мусульманами. Треть из них, чуть больше двух миллионов, соблюдают Для сравнения: на территории страны проживают 10 миллионов практикующих католиков. Большинство мусульман во Франции - выходцы из Северной Африки, то есть потомки тех, кто жил когда-то в бывших ее колониях - Тунисе, Алжире и Марокко.

Согласно исследованию социолога Самира Эль-Амгара, во Франции проживает от 12 до 15 тысяч салафитов, или радикальных мусульман, но лишь небольшая их часть разделяет взгляды так называемых исламистов. С 2000 года в стране начали усиленно строиться мечети, и сейчас их насчитывается более 2000. Выполнены они в основном в очень сдержанном стиле. Что касается образования, то во Франции действует 30 мусульманских, 282 еврейских и 8485 католических школ.

Связь культуры и религии

Культура и религия Франции всегда были тесно переплетены. На искусство этой страны сильно повлияли христианские и католические традиции. В средневековой Франции величайшими архитектурными сооружениями были не замки и дворцы, но великие кафедральные соборы, а иногда и небольшие церкви. Лучшие художники и ремесленники трудились над созданием фресок, надалтарных украшений, витражей, высекали утонченные скульптуры, предназначенные для внутренней и внешней отделки церквей. В литературе можно часто встретить упоминание о христианстве. Самое известное сочинение на французском языке, «Песнь о Роланде», - это история великого противостояния христиан и сарацинов, возглавляемого Роландом, племянником императора Карла Великого. Большая часть была выдержана в религиозных традициях, например, популярные в Средневековье кельтские легенды. На творчество известных композиторов так же сильно повлияла религия Франции, что можно заметить в произведениях Форе, Сезара Франка, Видора и Берлиоза.

В заключение хочется сказать, что в этой статье были рассмотрены только основные религии. Нужно помнить, что их существует гораздо больше. Каждая форма вероисповедания значительно влияет на культурную жизнь Франции и находит своих почитателей в этой стране.