Ассасин история убийцы. Ассасины: многовековые мифы и жестокая реальность

Ближний Восток, Средняя Азия, как и средневековая Европа, в IX-XI веке переживали острый политический кризис. В этом регионе планеты массовое переселение народов носило гораздо больший размах, чем на Европейском континенте. Политическая карта перекраивалась с калейдоскопической скоростью. Вслед за арабами, сумевшими покорить огромные территории, на эти земли пришли тюркские племена. Одни империи и государства исчезали, на их месте появлялись куда более могущественные государственные образования. Политическая борьба носила явный религиозный подтекст и принимала порой самые неожиданные формы – заговоры и государственные перевороты чередовались бесконечными войнами.

Излюбленным инструментом восточной политики становится политическое убийство. Слово ассасин прочно входит в обиход политической элиты, олицетворяя беспощадного и жесткого наемного убийцу. Ни один правитель Востока, политический деятель не мог гарантировать себе полную безопасность. В любой момент можно было стать жертвой коварного убийцы. Именно на этот исторический период приходится расцвет самого таинственного и закрытого религиозно-государственного образования — ордена Ассасинов.

Орден представлял собой немногочисленное государственное образование, которое стало самой радикальной ветвью ислама и отличалось крайне радикальными взглядами. В течение последующего целого столетия ассасины держали в страхе весь ближний Восток, олицетворяя самые жестокие методы политического давления.

Ассасин – кто это? Краткий экскурс в историю

Выше уже было сказано, что Ближний Восток в X-XI веке представлял собой варящийся общественно-политический котел, в котором соединились острые политические, социально-общественные и религиозные противоречия.

Эпицентром острого общественно-политического кризиса стал Египет, где политическая борьба достигла наивысшей точки кипения. Правящая династия Фатимидов не могла справиться с другими политическими оппонентами. Страна погружалась в гражданское вооруженное противостояние. Не сидели, сложа руки, и агрессивные соседи. Исмаилиты — шиитская ветвь ислама — в таких условиях оказались между молотом и наковальней, рискуя стать жертвой острого социально-общественного и религиозного конфликта. Одну из ветвей исмаилитов – низаритов возглавил Хасан-ибн-Саббах. Именно под его руководством многочисленная группа низаритов вынуждена была покинуть Египет, отправившись искать убежища. Конечным пунктом долгих скитаний стали центральные труднодоступные горные районы Персии, которая в те времена входила в состав государства Сельджуков. Здесь Хасан-ибн-Саббах вместе со своими сподвижниками решил основать новое исмаилитское государство низаритов.

Оплотом и центром новой державы стала крепость Аламут, захваченная исмаилитами в 1090 году. Следом за Аламутом новыми хозяевами быстро покорились другие соседние города и крепости Иранского нагорья. Рождение нового государства совпало по времени с началом крестовых походов, ввергнувших весь Ближний Восток в длительное кровавое противостояние. Используя свое влияние, Хасан-ибн-Саббах сумел привнести в структуру государственного управления новую форму – религиозный орден, в основу которого лег религиозный культ, обряды и традиции назаритов. Возглавил орден Хасан-ибн-Саббах, получивший титул шейха, а символом нового ордена стала крепость Аламут.

Правители соседних княжеств и центральная власть Сельджукского государства пренебрежительно относились к пришельцам и смотрели на них как на мятежников и бунтарей. Сподвижников Хасана-ибн-Саббаха, население нового государства и вообще назаритов, правящая сельджукская и сирийская элита небрежно называла чернью – хашшашинами. Впоследствии с легкой руки крестоносцев в обиход вошло суннитское название ассасин, означавшее уже не классовую принадлежность человека, а его профессиональные качества, социально-общественное положение и религиозно-идеологическое мировоззрение.

Шейх Хасан I благодаря своим личным качествам прекрасно ориентировался в политической обстановке. В результате проводимой им внешней политики государство исмаилитов и орден Ассасинов не только сумели выстоять в противостоянии с центральной властью. Внутренние политические распри, охватившие сельджукское государство после смерти султана Малик-шаха, способствовали возвышению ордена и политическому влиянию ассасинов на политику мироустройства. Орден стал негласным политическим субъектом внешней политики, а самих ассасинов стали считать религиозными фанатиками, которые были способны ради идеологических мотивов, естественно, за материальную и политическую выгоду, идти на самые крайние меры.

Государство низаритов просуществовало полтора века, до 1256 года, сумев за этот период объединить под своим началом обширные территории современного Ливана, Ирака, Сирии и Ирана. Этому способствовали достаточно жесткая система управления, построенная на беспрекословном подчинении законам шариата, коммунальная система социально-общественных отношений. В государстве отсутствовало разделение на классы, а все население было объединено в общины. Верховная власть принадлежала верховному духовному и религиозному наставнику – вождю.

Централизованное государство ассасинов было разгромлено монголами, пришедшими в Иран с востока. Дольше всех под властью ассасинов находились ближневосточные владения, которые были утрачены в 1272 году в результате военного похода египетского султана Бейбарса I. Однако потеря государственности не означала конец существования ордена Ассасинов. С этого времени начинается новый этап жизни этой организации, которая целиком и полностью переключилась на ведение подрывной, диверсионной и шпионской деятельности.

Истоки реальной силы и могущества ассасинов

На пике своего могущества государство и орден представляли собой реальную политическую силу в мусульманском мире. Ассасин — это не просто название радикально настроенных религиозных фанатиков. Только одно упоминание о них наводило ужас на правящую и политическую элиту. Ассасинов не без основания считали мастерами политического террора, профессиональными убийцами и вообще преступной организацией. Влияние ордена не ограничивалось границами мусульманского мира. В полной мере с коварством и с могуществом ордена столкнулись и европейцы.

Такая политика стала результатом продуманного идеологического и политического хода. Хасан I, будучи верховным вождем назаритов, осознавал, что без мощной армии любая оборонная стратегия обречена на провал. Выход из сложившейся ситуации был найден гениальный. В отличие от соседних государств и княжеств, вкладывающих огромные средства и ресурсы на содержание армии, Хасаном была создан орден – секретная и закрытая организация, своеобразный спецназ того времени.

Задача новой спецслужбы заключалась в устранении политических противников и оппонентов, решения которых могли негативно сказаться на существовании государства назаритов. Политический террор был поставлен во главу угла политики ордена Ассасинов. Способы и методы, используемые для достижения результатов, были выбраны самые радикальные – политический шантаж и физическое устранение противника. Основной двигающей силой ордена стала фанатическая преданность членов организации своему духовному и религиозному наставнику. Этому способствовала технология профессиональной подготовки, которая была обязательна для каждого члена ордена.

Основными условиями членства в ордене были следующие аспекты:

  • полное безразличие к собственной жизни, пренебрежение к смерти;
  • воспитание чувства самопожертвования и преданности религиозным идеалам;
  • беспрекословное подчинение воли вождя ордена;
  • высокие моральные и физические качества.

В ордене, как и во всем государстве, пропагандировались райские воздаяния в обмен за беспрекословное послушание воли религиозного вождя. В привычном представлении того времени ассасин — это молодой человек крепкого телосложения, беззаветно преданный идеями шариата и свято верящий в высокое божественное положение своего покровителя. Набирали в орден подростков 12-14 лет, которые проходили жесточайший конкурсный отбор. С первого дня новобранцам внушалось чувство избранности для достижения высоких целей.

Принято считать, что идеологический и религиозный аспекты являются основными аспектами прочной структуры ордена. Однако его реальная сила держалась не только на высоких моральных качествах его членов. Профессиональная подготовка, которой ассасины занимались с утра до вечера, в перерывах на намаз, давала превосходные результаты. Воины средневекового спецназа в совершенстве владели любым оружием и приемами рукопашного боя. Ассасин прекрасно владел приемами верховой езды, мог точно стрелять из лука, отличался выносливостью и хорошей физической силой.

Кроме того, в программу обучения входили практические и теоретические знания в области химии и медицины. Искусство ассасинов в применении ядов достигло совершенства. Существует теория, что Екатерина Медичи, будучи искусным мастером по отравлению ядами, получала уроки этого ремесла именно у ассасинов.

В заключение

Одним словом, подготовка шпионов и профессиональных убийц у шейха Хасана I была поставлена на поток. Результаты столь тщательной и всесторонней подготовки не заставили себя ждать. Дурная слава о могуществе ордена быстро разошлась по миру. Благодаря своим слугам Хасан I, прозванный в исламском мире и далеко за пределами Горным Старцем, сумел не только добиться своих целей, но и поставить политический террор на поток. Государство низаритов сумело просуществовать довольно длительный период, успешно играя на политических противоречиях своих более сильных соседей.

Что касается ордена Ассасинов, то эта организация стала не только инструментом внешней политики низаритов, но и весомым источником дохода. Услугами профессиональных убийц и шпионов не брезговали пользоваться правители и политики разных стран и государств, решая свои политические вопросы в достижении определенных целей.

Кто такие ассасины? История ассасинов начинается в конце 11 — го века, когда некий человек по имени Хасан ибн Саббах основал в Персии и Сирии орден низаритов — исмаилитов. Это были те самые пресловутые ассасины, которые захватили множество горных крепостей и представляли серьезную угрозу для суннитской династии Сельджуков. Братство ассасинов получило широкую известность и славу благодаря своим методам устранения противников посредством высокопрофессиональных убийств. Само слово «ассасин», произошедшее от названия ордена – «хашшашины» (hashshashins), стало нарицательным и обрело значение хладнокровного профессионала – убийцы.
Несмотря на то, что существует множество историй, повествующих о деятельности ордена, сейчас довольно трудно отделить факты от вымысла. Во-первых, большая часть наших сведений об ассасинах происходят либо из европейских источников либо от людей, настроенных враждебно по отношению к данному ордену, тех же тамплиеров . Например, согласно одной из историй, которую слышал на востоке итальянский путешественник Марко Поло, Хасан использовал наркотики , в частности, гашиш, для того чтобы вести своих последователей «в рай». Когда эти самые последователи вновь приходили в чувство, Хасан, якобы, внушал им, что он единственный, кто имеет средства, которые позволили бы им вернуться «в рай ». Таким образом, члены ордена были полностью преданы Хасану и исполняли любую его волю. Тем не менее, с этой историей связан ряд неувязок, простите за каламбур. Дело в том, что термин hashshishi (гашиши) был впервые использован халифом Аль-Амиром из династии Фатимидов в 1122 как оскорбительное название сирийских низаритов. Вместо своего буквального значения (что эти люди курят гашиш), слово это было использовано скорее образно и имело смысл «изгои» или «сброд». Этот термин затем был применен к персидским и сирийским исмаилитам летописцами , враждебно настроенными к этой шиитской ветви и, в конечном счете, распространился по Европе благодаря крестоносцам.

Ассасин убивает Низамаль-Мулька. Источник — Википедия

Не в последнюю очередь благодаря этим историкам и летописцам, ассасины за время своего существования заслужили репутацию хладнокровных убийц. Нет, личности, убитые ассасинами среди бела дня, действительно существовали. Пожалуй, одной из самых известных их жертв является Конрад Монферрат, де-факто король Иерусалима в конце 12-го века. Согласно истории, Конрад был убит во время одной из прогулок в сопровождении закованных в броню рыцарей в одном из дворов Тира. Двое ассасинов, переодетых в христианских монахов , прошли в центр двора, ударили два раза Конрада и убили его. Историки пока так и не смогли ответить на вопрос, кто все-таки нанял этих ассасинов, но бытует общепризнанное мнение, что за это несут ответственность Ричард Львиное Сердце и Генрих Шампанский.

Самым впечатляющим достижением ассасинов, даже более впечатляющим, чем их смелость и дерзость, является, наверное, их умение использовать методы «психологической войны». Ибо, вселяя страх в противника, им удавалось завоевывать их разум и волю, не рискуя собственными жизнями. Великий мусульманский лидер, Салах ад-Дин (Саладдин, Салааддин), к примеру, пережил два покушения ассасинов на свою жизнь. Несмотря на то, что он остался жив после покушений, его преследовал страх и паранойя, боязнь новых покушений и страх за свою жизнь. Согласно преданию, однажды ночью во время завоевания Масиафа в Сирии Саладдин проснулся и увидел, как кто-то выходил из его шатра. Рядом с его кроватью были горячие булочки и записка на отравленном кинжале. В записке говорилось, что он будет убит, если не отведет свои войска. Думается, ничего удивительного в том, что в итоге Салах ад-Дин решил заключить перемирие с ассасинами.

Несмотря на всю скандальную славу, мастерство, дерзость и ловкость ассасинов, их орден был уничтожен монголами, вторгшимися в Хорезм. В 1256 году их крепость, когда-то считавшаяся неприступной, пала перед монголами. Хотя ассасинам удалось отвоевать и даже удерживать Аламут в течение нескольких месяцев в 1275 году, в конечном итоге, они все равно были побеждены. С точки зрения историков, монголо-татарское завоевание Аламута — это весьма значимое событие, так как источники, которые могли бы преподнести историю ордена с точки зрения самих ассасинов, были полностью уничтожены. В результате, нам остаются только довольно сильно романтизированные представления о пресловутом братстве ассасинов. Лучше всего это заметно по знаменитой, ставшей культовой, игре «Assassin’s Creed».
Существуют ли ассасины в наше время в реальной жизни, достоверно неизвестно. Тут уж, как говорится, каждому свое. Кто хочет верить, тот верит.

Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.

Звали этого юношу Хасан аль-Саббах. Именно он основал тайную секту, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Речь идет об ассасинах - организации, готовившей убийц. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Хасан родился около 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре после его появления на свет родители перебрались в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас лишь в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учение ислама; я неизменно был убежден в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда семнадцатилетний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Поначалу Хасан не уделял внимание этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Мало того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески юноша противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Однако тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моем сердце его слова нашли сильный отклик».

Наконец, произошел переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что решил перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Чтобы понять, что произошло, перенесемся на несколько веков назад. Мухаммед умер в 632 г. После этого разгорелся спор о его преемнике. В конце концов, его ученики объединились вокруг «верного из верных», одного из первых мусульман - Абу Бакра. Его провозгласили первым халифом - «заместителем»

Пророка. Именно тогда соратники Мухаммеда начали записывать стихи Корана.

Однако не все были довольны таким выбором. Тайные враги Абу Бакра (632-634) и его преемников Омара (634-644) и Османа (644-656) группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Им казалось, что у него больше прав носить титул халифа. Этих людей стали называть «шиитами» (от арабского слова «шиа» - группа). С самого начала они были в оппозиции к большинству мусульман - те звались суннитами. У сторонников Али была своя правда. Люди, продолжавшие дело Мухаммеда, больше интересовались захватом новых земель и накоплением богатств, чем укреплением веры. Вместо государства мусульман их заботил лишь собственный прок. Святость и справедливость они подменили стяжательством.

В конце концов, мечтания шиитов сбылись. В 656 г. восставший люд убил халифа Османа из мекканского рода Омейядов. Новым правителем мусульман стал Али. Однако пять лет спустя был убит и он. Власть перешла к Муавии (661 -680) из того же рода Омейядов.

Омейяды, как и правители всех времен и народов, укрепляли свою власть. В годы их правления богатые становились богаче, а бедные - все беднее. Вокруг шиитов сплотились все недовольные властью. Халифат стали сотрясать восстания. Еще в 680 г., после смерти Муавии, подняли восстание Хусейн, сын Али, и Фатима - дочь Пророка и вдова Али.

Первоначально «шиа» была чисто политической группировкой. Теперь раскол произошел и в религиозной области. Главной причиной неурядиц и беспорядков, считали шииты, была незаконная власть халифов. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу.

Вожди шиитов - имамы - были Алидами, потомками Али по прямой линии. Значит, все они своими корнями восходили к Пророку. Они не сомневались в том, что долгожданный Спаситель будет шиитским имамом. Отзвуки этой тоски по «праведному миру» мы наблюдали совсем недавно, когда в 1979 г. в шиитском Иране народ встретил ликованием весть о том, что аятолла Хомейни провозгласил страну Исламской республикой. Сколько надежд простые шииты связывали с этим счастливым событием!

Но вернемся в далекое прошлое. В 765 г. шиитское движение ждал раскол.

Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена - и остались верны Исмаилу. Их назвали исмаилитами.

Их проповедь снискала неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей - и по разным причинам. Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речения исмаилитов. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты, Они основали свой халифат, названный в честь Фатимы. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 г. армия Фатимидского халифата - он располагался в Тунисе - вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую ее столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман - Мекку и Медину.

Впрочем, когда Хасан аль-Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такова. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии же - то бишь в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

На средневековом Востоке ассасином мог оказаться самый безобидный по виду человек Хасан не мог не знать, что, становясь сторонников исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон.

Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако прошло целых шесть лет, пока Хасан наконец не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Возможно, Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Однако судно, на котором его везли, потерпело крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твердо держался клятвы, данной халифу.

Хасан замыслил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря.

Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее.

Поэтому проповедь свободы, принесенная сгранными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он вновь приказал им уйти, они отказались».

Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму - в пересчете на привычный нам валютный курс - более 3000 долларов.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими все, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце.

Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу Он начал с малого - с покорения крепостей и селений.

Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60 000 человек.

Но этого было мало; он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям Тогда его убили. В ответ был казнен вожак сих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 г. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные», - сказано в Коране (5,48). Они - поклонники идолов, презревшие правду; они - отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!» (9, 5) Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.

Вот уже четыре года Хасан аль-Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось На взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром; теперь он остался один, окруженный врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов. Те запугивают жертву, угрожая или мучая ее. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя «тише воды, ниже травы».

Если противилась, ее ждала смерть.

Покушения были подготовлены до мелочей. Убийцы не любили спешить, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 г., рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Все, что могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определенную роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна. Еще и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика.

Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - все было напрасно. Убийства продолжались.

В начале 1124 г. Хасан аль-Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 г., саркастично пишет арабский историк Джувейни, он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б.Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так с і рашны еще и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряженная борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII в. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - сообщает историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов -Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это - мирные люди, и кинжал их - более не судья.

Средневековая история многих народов изобилует разнообразными тайными обществами и могущественными сектами, о которых к нашему времени сохранились в основном легенды и предания.

Так произошло, в частности, с исламской сектой ассасинов, история которых легла в основу знаменитой компьютерной игры Assassin’s Creed . В игре ассасинам противостоит орден рыцарей-тамплиеров, но в реальной истории пути развития и гибели этих могущественных средневековых организаций практически не пересекались. Итак, кто же такие на самом деле ассасины и тамплиеры?

Ассасины: от царства справедливости к позорной гибели

Название «ассасины» - это искаженное арабское слово «хашшишийя» , которое многие связывают с гашишем, употреблявшимся этими таинственными убийцами. На самом деле в средневековом исламском мире «хашшишийя» было презрительным названием бедняков и буквально значило: «те, кто ест траву» .

Общество ассасинов было образовано в промежутке между 1080 и 1090 годами исламским проповедником Хасаном ибн Саббахом, который принадлежал к шиитской ветви ислама, точнее – к его исмаилитскому учению. Это был хорошо образованный и очень умный человек, который задумал создать царство всеобщей справедливости, основанное на законах Корана.

Установление царства справедливости

В 1090 году Хасану ибн Саббаху и его сторонникам удалось занять мощную крепость, находившуюся в плодородной долине Аламут, и установить в ней свои порядки. Всякая роскошь была объявлена вне закона, все жители должны были трудиться на общее благо.

Согласно преданию, ибн Саббах казнил одного из своих сыновей, когда заподозрил его в желании получить больше благ, чем полагалось обычному жителю долины. В своем государстве Хасан ибн Саббах на самом деле уравнял в правах богатых и бедных.

Секта тайных убийц

Мировоззрение нового правителя Аламута не могло понравиться окрестным владыкам, и Хасана ибн Саббаха всячески старались уничтожить. Вначале он организовал огромное войско для обороны своей долины и замка, но затем пришел к выводу, что страх будет лучшей защитой.


Им была создана система подготовки тайных убийц, которые могли скрываться под любой личиной, но достигали поставленной цели. Ассасины верили, что после смерти попадут прямо в рай, поэтому не боялись гибели. От их рук погибли сотни правителей и военачальников еще при жизни Хасана ибн Саббаха.

В систему подготовки, на ее конечном этапе, входил сеанс опийных грез. Будущего ассасина, одурманенного наркотиком, переносили в роскошные покои, где он проводил несколько часов в окружении изысканных блюд и красивых женщин. Проснувшись, он был уверен, что побывал в раю и больше не боялся погибнуть, веря, что после смерти вернется в этот прекрасный сад.

Тамплиеры вместе с ассасинами

Христианский орден тамплиеров возник в Иерусалиме приблизительно в 1118 году. Он был образован рыцарем Гуго де Пейном и еще шестью бедными дворянами. По приказанию тогдашнего правителя Иерусалима новый орден, названный ими «орденом нищих» , разместился в одной из частей городского храма.

Отсюда и пошло их название – тамплиеры , или храмовники, от слова «temple» , означающего замок или храм. Орден быстро приобрел популярность, а его воины – славу искусных и самоотверженных защитников Гроба Господня.

К концу одиннадцатого века противостояние христиан, захвативших Иерусалим, и исламских правителей окружающих его стран достигло апогея. Терпящие поражения христиане, менее малочисленные, чем их противники, вынуждены были привлекать на свою сторону союзников, причем порой сомнительных.

В их числе были и ассасины, которые с момента основания горной крепости враждовали с исламскими правителями. Смертники из числа ассасинов с удовольствием и за немалую плату убивали противников крестоносцев, воюя, таким образом, бок о бок с христианами.

Конец легенды

Последние страницы истории ассасинов отмечены позором и предательством. Существовавшее около 170 лет государство долины Аламут постепенно растеряло принципы бессребренничества, его правители и знать погрязли в роскоши, а среди простых людей все меньше было желающих стать смертником.


В середине 50-х годов тринадцатого столетия в долину вторглась армия одного из внуков Чингиз-хана, осадив крепость. Последний правитель ассасинов, молодой Рук-ад-дин Хурша, вначале пытался сопротивляться, но затем сдал крепость, выговорив себе и нескольким приближенным жизнь. Остальные защитники крепости были убиты, а сама твердыня ассасинов разрушена.

Через некоторое время монголы убили и Рук-ад-дина, так как сочли, что предатель недостоин жизни. Оставшиеся после разгрома немногочисленные последователи учения вынуждены были скрываться, и с тех пор секта убийц больше не смогла восстановиться.

Могущество и гибель тамплиеров

Одним из основных видов деятельности тамплиеров, наряду с воинской службой, были финансы. Тамплиерам удалось, благодаря железной дисциплине и монашескому уставу ордена, сконцентрировать в своих руках достаточно серьезные богатства. Свои средства храмовники не стеснялись пускать в оборот и давать в долг, получив на это разрешение папы.

Их должниками были представители всех слоев общества, от мелких землевладельцев до правителей областей и государств Европы. Тамплиеры сделали многое для развития европейской финансовой системы, в частности, изобрели чеки. В тринадцатом столетии они стали самой могущественной организацией Европы.


Конец ордену храмовников положил французский король Филипп по прозвищу Красивый. В 1307 году он приказал арестовать всех видных членов ордена. Под пыткой у них были выбиты признания в ереси и разврате, после чего многие храмовники были казнены, а их имущество поступило в государственную казну.

В начале 2016 года Assassin’s Creed преодолела отметку в сто миллионов проданных экземпляров. На сегодня это самая молодая игровая серия, которой удалось достигнуть подобного, причём на это ушло менее десяти лет. Постепенно Assassin’s Creed перестаёт быть чисто игровой франшизой - о многовековом противостоянии ассасинов и тамплиеров вовсю выходят книги и комиксы, а в начале 2017 года и экранизация. По такому случаю мы решили напомнить вам основные вехи истории Assassin’s Creed.

В начале XXI века компания Ubisoft успешно перезагрузила культовую серию Prince of Persia. Началась работа над продолжением, и тут у продюсера Патриса Дезиле появилась идея заменить главного героя. На смену безымянному принцу должен был прийти ассасин, а его приключения развернулись бы уже не в магической Персии, а на фоне реальных исторических событий. Боссы студии не захотели столь радикальных перемен в знаменитой серии, но дали Дезиле добро на разработку самостоятельного проекта.

Когда оригинальную Assassin’s Creed впервые представили публике, могло показаться, что игроков ждёт историческое приключение о лихом убийце времён Третьего крестового похода. Это оказалось правдой лишь отчасти. По мере приближения релиза в промо-материалах стали появляться намёки, что всё не так просто и события прошлого как-то связаны с современностью.

Скрытый клинок - излюбленное оружие ассасинов и один из символов серии

И действительно, действие игры разворачивалось сразу в двух эпохах. Сюжет Assassin’s Creed базировался на идее, что человек обладает генетической памятью, в которой хранятся сведения о жизнях его предков. Машина под названием «Анимус», созданная корпорацией Abstergo Industries, извлекала генетическую память из ДНК человека и позволяла ему переживать эпизоды жизни пращуров как своей собственной.

Эта идея позволила разработчикам в многочисленных продолжениях с лёгкостью переносить действие в другие эпохи. А в основу сюжета всей серии лёг конфликт двух тайных орденов, который на протяжении многих веков идёт в разных уголках Земли.

Стороны конфликта

Предтечи


Человечество не первый разумный вид, появившийся на нашей планете. Задолго до расцвета нашей расы Земля принадлежала народу Ису, также известному как Предтечи. Внешне они походили на людей, но обладали совершенно иной структурой ДНК. Цивилизация Ису достигла выдающихся высот в науке и создала по своему образу и подобию homo sapiens - наши далёкие предки были слугами Предтеч. Этим творением Ису заложили фундамент своей гибели. Люди восстали и благодаря численному превосходству поставили бывших хозяев на грань гибели.

Война, однако, дорого обошлась обеим сторонам - они не заметили надвигающуюся глобальную катастрофу, которая уничтожила большую часть населения Земли. После этого народ Ису окончательно прекратил существование. Люди же смогли оправиться от катастрофы и начали строить свою цивилизацию.

Старые хозяева остались в памяти человечества лишь как мифические боги. Впрочем, смутные легенды - это не всё, что осталось на Земле от Предтеч. Уцелели артефакты Ису, прозванные Частицами Эдема. Это предметы невероятной мощи, позволяющие, например, подчинять сознания людей или создавать вокруг владельца защитное поле.

Кроме того, группа учёных Ису (их имена остались в истории: Юпитер, Минерва и Юнона) незадолго до катастрофы создала систему храмов, которые могли защитить Землю. Их не привели в действие, но они, скрытые от глаз, стоят в ожидании часа, когда потребуются вновь. А в них - послания для тех, кто попытается спасти планету.

В главном храме сохранилось сознание самой Юноны, которая, в отличие от коллег, не преследовала благородные цели, а стремилась к власти над Землёй. Юнона смогла сохранить и сознание своего супруга Аиты с помощью манипуляций с человеческим ДНК. На протяжении веков Аита не раз «возрождался» в телах разных людей.

Ассасины


Исторические хроники говорят, что орден ассасинов появился в Средние века. Однако существовал он задолго до того, как заявил о себе во всеуслышание. Он действовал из-за кулис, стремясь сделать мир лучше - в том числе при помощи убийств. Идеал ассасинов - свобода общества, личности и мысли, и ради неё члены ордена пролили немало крови. Они воевали на стороне многих революционеров и бросали вызов тиранам. Ксеркс I, Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь пали именно от рук древних ассасинов.

Тамплиеры


Извечные противники ассасинов. Их орден также был основан задолго до того, как первые упоминания о нём появились на страницах летописей. Их цель примерно та же, что и у ассасинов, - процветание человечества, но вот способ её достижения кардинально иной. Тамплиеры уверены, что большинство людей слабы и не способны распорядиться свободой, и, чтобы не допустить хаоса и анархии, человечество надо держать под строгим контролем. Многие великие династии и правители прошлого приходили к власти благодаря помощи тамплиеров. А чтобы укрепить своё могущество, они разыскивают артефакты и знания цивилизации Предтеч.


Внимание, ниже есть спойлеры к старым играм!

Первое открытое столкновение

На протяжении большей части истории противостояние ассасинов и тамплиеров шло незаметно для простых людей. Оба ордена держались в тени, не афишируя своего существования и амбиций. Поэтому страницы ранней истории орденов окутаны тайной.

Период же, когда ассасины и тамплиеры заявили о себе и действовали более-менее открыто, был непродолжительным. Произошло это в эпоху Крестовых походов - оба ордена, не таясь, участвовали в борьбе на Ближнем Востоке. Впрочем, ассасинов и тамплиеров интересовала не только власть. Оба ордена стремились завладеть Частицей Эдема, хранившейся в Храме Соломона.

Артефакты Предтеч наделяют своих владельцев невероятными силами

Ярчайшим героем той эпохи был ассасин Альтаир ибн Ла-Ахад. В молодости он отличался безрассудностью и самоуверенностью, что стоило одному из его товарищей жизни, а ему самому - репутации. Но впоследствии Альтаир восстановил своё положение в ордене, искусно устраняя тамплиеров и их союзников. Одной из жертв Альтаира стал верховный магистр ордена тамплиеров - Робер де Сабле.

Но главным врагом ордена оказался не храмовник, а… глава самих ассасинов, Аль-Муалим. Он отверг учение ордена и решил использовать силу Частицы Эдема для порабощения ассасинов. Альтаиру пришлось бросить вызов собственному наставнику.

О дальнейшей судьбе героя можно было узнать из мобильного спин-оффа и флэшбеков в последующих играх. После смерти Аль-Муалима Альтаир возглавил орден, и тот вскоре вновь ушёл в тень. Для внешнего мира орден исчез, но на деле продолжил борьбу за идеалы свободы. Так, Альтаир лично отправился в Монголию и помог местным ассасинам убить Чингисхана.

Мастерство паркура у ассасинов в крови

Альтаир стал главным героем первой части Assassin’s Creed, заложившей основы серии. Криптоисторический сюжет, где реальные события переплетались с вымыслом сценаристов. Открытый мир, основанный на древних городах, богатых достопримечательностями. Динамичный геймплей, ставивший во главу угла паркур и кинематографичные схватки.

В отличие от большинства игровых убийц, Альтаир не был склонен долго прятаться и выжидать, ожидая момента, чтобы нанести удар. Наскочить на жертву с высоты, как хищная птица, а потом моментально раствориться в толпе - вот это было в его стиле. Да и в сражения с врагами он вступал без проблем - выучка ассасина позволяла в одиночку расправиться с целым отрядом.

Впрочем, при всех достоинствах первой Assassin’s Creed она была своего рода пробой пера. Интересных геймплейных механик и идей в игре хватало, но воплощались они не всегда на должном уровне. Однообразие миссий разочаровывало, а в открытом мире нас ждало не так уж много интересных занятий.

Эпоха Возрождения

К временам Ренессанса ордена ассасинов и тамплиеров официально прекратили существование. На деле же они просто перестали вести дела открыто и возобновили тайную войну. В эпоху Возрождения напряжённая борьба развернулась в Италии, где к папскому престолу рвался великий магистр тамплиеров, печально известный Родриго Борджиа. Стремясь подчинить Флоренцию и заполучить хранящуюся там Частицу Эдема, Борджиа плёл сеть хитроумных интриг, одной из жертв которых стало знатное семейство Аудиторе.

Только одному из сыновей семейства, юному Эцио, удалось избежать смерти. Чтобы отыскать убийц и отомстить им, Эцио пошёл по стопам своего отца и стал ассасином. Охота затянулась на много лет. К тому времени, когда ассасин добрался до Родриго, тот стал папой римским, а Эцио двигала уже не ненависть, а идеалы ордена. Асассин завладел древними артефактами и прикоснулся к тайнам предыдущей цивилизации, но пощадил старого Борджиа.

Немало известных исторических личностей пало в игре от рук ассасинов

Милосердие неприятно аукнулось Эцио - на его дом напала папская армия во главе с сыном Родриго, Чезаре. Это заставило Аудиторе вновь обнажить оружие. Ассасин отправился в Рим, полный решимости положить конец власти Родриго. Несколько лет Эцио восстанавливал братство ассасинов Рима и подтачивал позиции Борджиа. В конце концов его усилия привели к падению печально знаменитого дома. После этого Аудиторе отправился в Константинополь, чтобы отыскать ключ к библиотеке, созданной Альтаиром.

Похождениям Эцио компания Ubisoft посвятила сразу три игры. О его юности и попытках отомстить убийцам рассказывала Assassin’s Creed II, следом вышла Assassin’s Creed: Brotherhood, в которой Эцио освобождал Вечный город из-под власти Борджиа, а в Assassin’s Creed: Revelations герой отправлялся в путешествие на Восток.

Ассасины умеют действовать скрытно, но, в отличие от многих игровых убийц, способны в открытом бою успешно противостоять множеству противников

Эти три игры отполировали отличные идеи, заложенные в серию. Задания с каждой частью становились разнообразнее. Открытый мир наполнился по-настоящему интересными занятиями. На новый уровень вышел сюжет, ставший более кинематографичным - в этом плане серия прогрессировала с каждой новой игрой. Реальная история перестала быть просто фоном для приключений ассасина - теперь герой участвовал в важных событиях прошлого. Да и геймплейные механики, прежде всего фехтование, заметно улучшились.

Впрочем, трилогия об Эцио высветила и один из ключевых недостатков Assassin’s Creed. Разработчики начали выпускать игры ежегодно, и каждая последующая часть не так уж сильно отличалась от предыдущей. Да, что-то новое появлялось в каждой - например, в Brotherhood добавили мультиплеер и возможность собрать собственное братство ассасинов. Но было сложно отделаться от ощущения, что Ubisoft поставила производство Assassin’s Creed на конвейер и ремесленный труд начал теснить творчество.

Дела семейные

На примерах Альтаира и Эцио легко решить, что между ассасинами и тамплиерами лежит непреодолимая пропасть. Но было у орденов и немало общего - например, жестокость методов и интерес к наследию Предтеч. Порой грань между ассасинами и тамплиерами становилась очень тонкой.

Особенно показателен пример рода Кенуэев, о котором рассказывает игра Assassin’s Creed IV: Black Flag. Первый известный представитель этого семейства, Эдвард, был прославленным морским разбойником и участвовал в создании пиратской республики Нассау. Попутно он стал ассасином и воспитал своего сына Хейтема в традициях ордена. Однако Эдвард погиб прежде, чем довёл обучение до конца. Его сын завёл дружбу с тамплиерами и присоединился к их ордену. А сын Хейтема от индианки, Коннор, рос, не зная отца, и стал ассасином.

И Хейтем, и Коннор участвовали в Войне за независимость США, причём на одной и той же стороне. По разным причинам оба поддержали восставших колонистов. Пару раз отец и сын даже действовали вместе - например, чтобы устранить тамплиера-изменника Бенджамина Чёрча. Но в итоге они сошлись в смертельном поединке.

Assassin’s Creed IV: Black Flag стала, пожалуй, самым большим экспериментом в истории серии и одной из лучших пиратских игр XXI века

Не менее показателен пример из эпохи французской революции. Арно Дориан рано потерял отца-ассасина. Из уважения к достойному врагу глава французских тамплиеров взял мальчика в свой дом и воспитал как сына, скрывая от него противостояние орденов. После убийства приёмного отца, в котором Арно несправедливо обвинили, юноша познакомился с ассасинами и присоединился к ним, стремясь найти виновников преступления.

По другую сторону баррикад осталась его возлюбленная Элиза, дочь приёмного отца Арно. И хотя девушка стала тамплиером, это не помешало им сохранить свои чувства и вместе охотиться на убийцу.

Впрочем, не стоит думать, что вражда ассасинов и тамплиеров ослабла. Порой им удавалось найти общий язык друг с другом, но и беспощадных конфликтов хватало. Настоящая уличная война развернулась в Лондоне в середине XIX века - город находился под полным контролем тамплиеров, пока в нём не появились близнецы Джейкоб и Иви Фрай. Опираясь на криминальный мир, они попытались разрушить паутину власти, сплетённую английскими тамплиерами.

Принадлежность к противоборствующим орденам не помешала Арно и Элизе сохранить чувства друг к другу

После завершения трилогии об Эцио каждая последующая часть основной серии Assassin’s Creed знакомила нас с новым героем и новой эпохой. В третьей части события развернулись в Америке времён Войны за независимость. Четвёртая перенесла нас на Карибы, в золотую эпоху пиратства. Пожалуй, это была самая экспериментальная игра серии. Разработчики решились отойти от привычной формулы геймплея и добавили морские сражения - за штурвалом корабля мы проводили добрую половину игрового времени.

С переходом на консоли текущего поколения Ubisoft отказалась от нумерации игр серии, так что свежие Assassin’s Creed обошлись без цифр в названии. Unity, действие которой происходит в революционной Франции, стала первой частью серии, где исторические локации воссоздали в натуральную величину. А в Syndicate, где мы ведём тайную войну за Лондон, впервые появились сразу два главных героя с разными способностями.

Каждая последующая игра чем-то да отличалась от предыдущих, но всерьёз отойти от проверенной модели Ubisoft не решалась - «пиратская» часть стала исключением. Разработчики выдавали первоклассные игровые блокбастеры, но редко пытались всерьёз удивить.

Благодаря мощи консолей нового поколения виртуальные города в Assassin’s Creed стали как никогда живыми и приближенными к реальности

Русский след

Не раз появлялись слухи, что события одной из частей Assassin’s Creed развернутся в России времён революции. Но изначально создатели вселенной обратились к этой эпохе не в играх.

Мини-серии комиксов Assassin’s Creed: The Fall и Assassin’s Creed: The Chain рассказали о русском ассасине Николае Орлове. В юности он совершил неудачное покушение на союзника тамплиеров Александра III, которое привело к крушению императорского поезда. Затем Николай участвовал в нападении на лабораторию тамплиеров в Сибири, где исследовали Частицы Эдема, - это привело к тунгусскому инциденту.


После Октябрьской революции уставший от борьбы Орлов решил покинуть орден и Россию. Но перед этим спас царевну Анастасию и помог девушке покинуть страну. Ради этого Николаю пришлось предать орден и выступить против своих братьев. О знакомстве Орлова и Анастасии и их приключениях поведала одна из игр, платформер Assassin’s Creed Chronicles. А на страницах The Chain рассказано о последних днях Орлова, которого настигла месть бывших товарищей, и о его потомке Дэниеле Кроссе, поставившем ассасинов на грань гибели.

Новый мир


Противостояние ассасинов и тамплиеров длилось много веков. Как правило, баланс сил сохранялся в равновесии. То и дело одной из сторон удавалось добиться преимущества, но противник со временем брал реванш. В XX веке ситуация коренным образом изменилась. Тамплиеры начали решительное наступление по всем фронтам. Именно они, стремясь увеличить своё влияние, развязали Вторую мировую войну.

Ближе к концу столетия храмовникам удалось внедрить в ряды ассасинов «крота» Дэниела Кросса. Благодаря этому они нашли и уничтожили основные базы ордена. Понеся серьёзнейшие потери, ассасины ослабли и были вынуждены действовать ещё более скрытно, чем обычно.

Тамплиеры же в XX веке обзавелись публичным лицом: фасадом их ордена стала корпорация Abstergo Industries. Сфера её интересов, как официальных, так и тайных, весьма обширна. Но, пожалуй, главным проектом компании стало создание «Анимуса», машины, позволяющей исследовать генетическую память человека, «погружаясь» в жизнь его предков.


В 2012 году Abstergo похитила молодого человека Дезмонда Майлза. Он мог похвастать незаурядной родословной: среди его предков были Альтаир, Эцио и Кенуэй. Какое-то время Дезмонд служил подопытным кроликом Abstergo, но с помощью современных ассасинов ему удалось бежать.

Ассасинам удалось воссоздать технологию «Анимуса», и Дезмонд продолжил исследовать жизнь предков. Это позволило отыскать храмы Предтеч и предотвратить повторение катастрофы, которая положила конец их цивилизации. Правда, ради этого Дезмонду пришлось выпустить на волю коварное сознание Юноны, которое «поселилось» в интернете.

Стараниями Дезмонда и его товарищей гибель цивилизации удалось предотвратить. Но тайная война за то, каким будет наш мир,продолжилась, и теперь к ней присоединилась третья сила.


Анимус

«Анимус» был разработан Abstergo в 1970-х на основе технологий Предтеч. Хотя разработки велись в тайне, в 1977 году ассасинам удалось выкрасть чертежи машины и создать свою версию. Первые тесты показали не только огромный потенциал, но и опасность «Анимуса». Люди, использовавшие ранние версии машины, то и дело сходили с ума. «Эффект просачивания» приводил к тому, что в сознании человека воспоминания предка смешивались с реальностью. Но тот же эффект позволял тому, кто пользуется «Анимусом», перенять способности и навыки предка. Так Дезмонд Майлз без долгих лет тренировок превратился в столь же умелого ассасина, как Эцио.


В 2012 году Abstergo разработали новую версию «Анимуса», позволявшую окунуться в жизнь человека, даже не имея с ним генетической связи. Достаточно было загрузить в машину подходящий генетический материал. Так, Abstergo удалось заполучить тело Дезмонда и исследовать жизни его предков. Новую версию «Анимуса» не только использовали для изучения прошлого, но и выпустили под видом игры в открытую продажу - чтобы вести пропаганду, преподнося события прошлого в выгодном для тамплиеров свете.

В фильме Assassin’s Creed мы увидим ещё одну версию «Анимуса», похожую на гигантскую металлическую клешню. Она позволяет не просто погружаться в воспоминания, а физически переживать их - бегать, прыгать и драться, как это делал предок.

Во всех играх серии события разворачиваются как в прошлом, так и в современности. Во фрагментах, действие которых происходит в наши дни, игровой процесс был весьма ограниченным и сводился в основном к диалогам и решению головоломок, раскрывающих секреты вселенной Assassin’s Creed.

Вплоть до третьей части серии «героем нашего времени» был Дезмонд Майлз.Он прошёл путь от беспомощной жертвы, не понимающей, что происходит, до настоящего ассасина, готового пожертвовать собой, чтобы спасти человечество. Впоследствии ему на смену пришли безымянные герои, исследующие прошлое ассасинов и тамплиеров. Эти герои служат эдакими воплощениями игрока в мире Assassin’s Creed. Собственной истории, в отличие от Дезмонда, у них, по сути, нет.


Развитие серии Assassin’s Creed в последние годы шло очень интенсивно. Каждый год, начиная с 2009-го, выходила как минимум одна новая игра серии. А кроме них регулярно выпускались спин-оффы - например, для мобильных платформ, мультфильмы, книги, комиксы и масса другой сопутствующей продукции. За относительно короткий срок Ubisoft построила одну из самых масштабных и успешных игровых франшиз, вселенная которой охватывает множество стран и эпох, изобилует интересными конфликтами и интригующими тайнами.

В 2016 году разработчики взяли перерыв и не стали выпускать новую часть серии. Надеемся, что эта передышка поможет Ubisoft придать сериалу новый импульс развития. Отсутствие же новой части вполне компенсируется выходом полнометражного фильма с Майклом Фассбендером в главной роли. «Кредо убийцы» становится для франшизы новым прыжком веры в неизведанное - на сей раз в мир кино.