Молоди (Московская область). Сельский населённый пункт, исторически значимое место

П ервое упоминание о церкви Воскресения в Молодях встречается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, при описании битвы русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского с войском крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. С тех времён существовал деревянный храм. В 1646 году деревня принадлежала дворянину Прокофию Фёдоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В это же время владельцами села выстроено новое деревянное здание церкви.

В 1699 г. царём Петром I Молоди было пожаловано боярину Ф. А. Головину. С 1703 по 1706 гг. велось строительство нового каменного храма. Следующая крупная перестройка, после которой церковь приобрела современный вид, проведена в 70–80-х годах XVIII века. Размеры храма были значительно увеличены, в трапезной разместились два новых придела, были вновь отстроены две башни-колокольни. С северной и южной части здания появились два одинаковых притвора с фронтонными завершениями. После смерти хозяина села Молоди А.И. Салтыкова, в конце 1770 годов у ограды храма с восточной стороны, в нескольких метрах от алтаря, была построена усыпальница. Кирпичное, прямоугольное здание с невысокой шатровой кровлей в виде пирамиды стало последним прибежищем помещика. Новый владелец села Молоди С. Е. Коротков в честь своего небесного покровителя устроил в Воскресенской церкви придел во имя святителя Стефана Сурожского.

В середине XIX века селом владела А.Д.Бестужева. Последним владельцем был А. И. Бородин. В 1913-1916 годах в его запущенной усадьбе семья художника Л. О. Пастернака снимала дачу.

В 30-е годы ХХ века настоятелем храма был уроженец с. Молоди священник Михаил Рыбин. В 1938 г., по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации, о. Михаил был арестован и приговорён к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на подмосковном Бутовском полигоне. Память священномученика Михаила совершается в день его мученической кончины – 17 февраля.

После ареста настоятеля храма священника Михаила Рыбина Воскресенский храм был закрыт и использовался как зернохранилище. В 1946 году, по настоятельным просьбам верующих, в стенах храма вновь начались богослужения.

Последним священником, служившим в советское время в молодинском Воскресенском храме, стал Василий Михайлович Лебедев (в будущем архиепископ Мелхиседек). В 1955 г. о. Василий был назначен настоятелем Воскресенского храма. В 1961 году был переведён настоятелем в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехово-Зуево.

С уходом настоятеля богослужения в молодинском храме прекратились. 19 июня 1961 года местная власть вынесла постановление об изъятии здания церкви у общины верующих. Храм закрыли, и вся церковная утварь, иконы и иконостасы были бесследно утрачены. К южному приделу пристроили кинобудку, а к северному – котельную с кирпичной трубой. Пространство храма приспособили под сельский клуб.

В оскресенский храм был вновь передан верующим в 1991 году. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новым настоятелем назначался священник Константин Лебедев – сын своего предшественника по месту служения архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Петропавловский придел Воскресенского храма тщанием о. Константина стал первым после многолетнего перерыва в Московской епархии, где совершено великое освящение престола.

Молоди - село в Чеховском районе Московской области, относится к сельскому поселению Любучанское. Расположено в 8 км южнее Климовска, на старом Симферопольском шоссе, западнее современной трассы М2(«Крым»).
Население - 860 человек (2006), 676(2010, перепись).

В 1572 году у села Молоди произошло знаменательная битва при Молодях, ставшая поворотной точкой в многовековом противостоянии Русского государства и самого непокорного осколка Золотой Орды, вассала Османской империи - Крымского ханства.

Село Молоди широко известно с первой половины XVII в. В 1646 г. его приобрёл П. Ф. Соковнин. Путём выгодных брачных союзов Соковнины выбиваются «из грязи в князи» и занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича.
В 1699 году Пётр I жалует вотчину Фёдору Головину. Граф Головин (1650-1706 гг.) - адмирал и генерал-фельдмаршал, участник Великого посольства и главный руководитель российской внешней политики. При нём в Молодях разворачивается каменное строительство в соответствии с тогдашними представлениями о загородной резиденции знатного вельможи (каменный дом со службами, церковь, парк с регулярной планировкой и всевозможными затеями: павильонами, беседками, гротами). Что удалось воплотить Головину в жизнь - нам не известно, но несомненно: барочная Воскресенская церковь была поставлена при нём. После смерти графа усадьба передавалась из поколения в поколение по родственной линии ещё почти 80 лет.
C 1736-1786 гг. Имением владеют Салтыковы.
1775-1778 гг. - новый строительный период, когда был обновлён весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, выстроена родовая усыпальница.
После Салтыковых, в 1786 году имение перешло к С. Г. и И. Г. Домашневым. Тогда к храму типа «восьмерик на четверике» пристраиваются приделы и парные колокольни в классическом стиле. Стоит отметить своеобразные пирамидальные завершения церкви, отвечающие скорее западным архитектурным тенденциям, чем российским.
В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвовала на храмы и монастыри.
В середине XIX в. селом владела А.Д.Бестужева.
Последним владельцем был А.И.Бородин. В 1913-1916 гг. в его запущенной усадьбе семья художника Л.О.Пастернака снимала дачу.

Сохранившийся двухэтажный усадебный дом (вернее его наружные стены) стоит в одной линии застройки с храмом и обращён главным фасадом к дороге. Его украшают фронтоны и треугольные сандрики над окнами. Здание заброшено, кровля и перекрытия обрушены.
Пейзажный парк XVIII века с остатками лучевых аллей и многочисленными прудами в трёх уровнях довольно обширен и живописен.
Церковь Воскресения Христова. Кирпичная церковь типа "восьмерик на четверике", сооруженная в 1703-1706 на средства Ф. А. Головина. В 1786 перестроена на средства С. Г. и И. Г. Домашневых, пристроены трапезная и две парные колокольни, отмечающие главный вход, увенчанные фигурными главками, приделы в трапезной Петропавловский и Стефана Сурожского. После перестройки грани восьмерика стали украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишами над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая трапезная. Закрыта в 1961, занята кинотеатром. Возвращена верующим в 1991.В настоящее время настоятель - протоиерей Константин Васильевич Лебедев.

При взгляде в окно мне сразу вспоминается Стивен Кинг со своим ""Туманом""... А ведь как хорошо лето начиналось.

Молоди - село в Чеховском районе Московской области.
Как добраться: до станции Колхозная Курского направления. Ехать чуть больше часа. 56-й километр шоссе Москва - Симферополь М2 "Крым".

Село известно двумя вещами: усадьбой и битва при Молодях - крупным сражением, произошедшем в 1572 г, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством воеводы князя Михаила Воротынского и армия крымского хана Девлета I Гирея. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство, 40-тысячная крымская армия была обращена в бегство и почти полностью перебита.
1.

По своему значению битва при Молодях сопоставима с Куликовской и другими ключевыми битвами в российской истории. Победа в битве позволила России сохранить независимость и стала поворотной точкой в противостоянии Московского государства и Крымского ханства, которое отказалось от притязаний на Казанское и Астраханское ханства и впредь потеряло большую часть своей мощи.

Идем по платформе в сторону от Москвы, спускаемся по лестнице, поворачиваем налево, переходим пути и оказываемся в поселке. Население поселка - 860 человек. Идем 350м прямо.
2. Встречаются как новые строящиеся дома

3. Так и более старые

4.

5.

Поворачиваем направо и идем еще метров 500.
6.

7.

8. Памятник погибшим на войне односельчанам.

9. Река какбэ предлагает улучшить демографическую обстановку

10. Сама река

11. Остатки мостков?

12.

От усадьбы до наших дней сохранилось немногое.
Церковь Воскресения Христова . Кирпичная церковь типа "восьмерик на четверике", сооруженная в 1703-1706 на средства Ф. А. Головина. В 1786 перестроена на средства С. Г. и И. Г. Домашневых.
13.

Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая трапезная. Закрыта в 1961, занята кинотеатром. Возвращена верующим в 1991.
14.

Ремонт был, видимо, достаточно давно, наружные иконы уже сильно обветшали
15. Николай Чудотворец

16. Митрополит Петр

17 Здесь, увы, разобрать надпись уже невозможно.

18.

19.

20. Апостол Павел

21. Часовня на территории храма

22.

Чуть в глубине от храма, стоят в руинах хозяйственные постройки усадьбы.
23.

24.

25.

Основное здание усадьбы находится ничуть не в лучшем состоянии.
26.

Усадьба Молоди известна с первой половины XVII в. В 1646 г. её приобрёл П.Ф. Соковнин. Путём выгодных брачных союзов Соковнины выбиваются "из грязи в князи" и занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича. Дальнейшему процветанию этого рода повредила приверженность старообрядчеству. Всем известные раскольницы - боярыня Морозова и княгиня Урусова прежде носили фамилию Соковнины.
27.

В 1699 г. Пётр I жалует вотчину Фёдору Головину. 1775 - 1778 гг. - новый строительный период, когда был обновлён весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь. Эти работы проводятся при других владельцах - Салтыковых.
28.

Стоять усадьбе, судя по всему, осталось уже недолго.
29.

30.

31.

32. Рядом пасутся козы

33.

34. Усталый сторож

35. Фотографии майские – все цветет

36.

Село Молоди расположено на берегу реки Рожайки, в 10 км южнее Климовска, на старом Симферопольском шоссе. Я уже упоминал при описании событий 1572 года о знаменательной , ставшей поворотной точкой в противостоянии Русского государства и самого западного осколка Золотой орды, вассала Османской империи, – Крымского ханства. Постановлением Московской областной думы от 28 апреля 2016 года селу присвоено почётное звание Московской области «Населённый пункт воинской доблести ».

Тогда за рамками повествования об истории этих окрестностей осталась усадьба Молоди. Я только опубликовал фотографии местной церкви Воскресения Христова. А между тем в селе сохранились руины двухэтажного усадебного дома (его наружные стены). Дом стоял в одной линии застройки с храмом и был обращён главным фасадом к дороге. Его украшали фронтоны и треугольные сандрики над окнами. Здание заброшено, кровля и перекрытия обрушены.

Село Молоди широко известно с первой половины XVII века. В 1646 году его приобрёл Прокофий Федорович Соковнин, отец боярыни Морозовой (помните знаменитую картину Сурикова «Боярыня Морозова»?). Путём выгодных брачных союзов Соковнины занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича. Но его сын Алексей лишается головы за намерение убить Петра I. В 1699 году Пётр I жалует вотчину своему сподвижнику Фёдору Головину. При нём в Молодях разворачивается каменное строительство в соответствии с тогдашними представлениями о загородной резиденции знатного вельможи (каменный дом со службами, церковь, парк с регулярной планировкой и всевозможными затеями: павильонами, беседками, гротами). Именно с Федора Алексеевича и началось обустройство усадьбы в Молодях. При нем был построен главный дом, заложен регулярный парк.

Регулярный парк (т.е. имеющий геометрически правильную планировку) даже сейчас, будучи заброшенным, позволяет проследить лучевые аллеи.

После смерти графа усадьба (N55°16.453′, E37°30.699′) передавалась из поколения в поколение по родственной линии ещё почти 80 лет. В 1736–1786 годах имением владеют Салтыковы. Алексей Иванович Салтыков (брат первого князя Салтыкова), тамбовский наместник, и его жена Екатерина Борисовна (урождённая княжна Голицына) в 1775–1778 годах полностью обновили весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, родовую усыпальницу.

После смерти бездетного Салтыкова имение в 1786 году перешло к Сергею Домашневу и его брату Ивану. Тогда к храму типа «восьмерик на четверике» пристраиваются приделы и парные колокольни (классицизм). Стоит отметить своеобразные пирамидальные завершения церкви, отвечающие скорее западным архитектурным тенденциям, чем российским. В начале XIX века усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвовала на храмы и монастыри, а в середине XIX века селом владела А.Д. Бестужева (после смерти помещицы усадьба по духовному завещанию перешла А.Д. Бестужевой), которая продала её лесопромышленнику Ивану Васильевичу Бородину. Он владел этой усадьбой вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

В советское время в здании главного дома усадьбы расположилась школа. У главного дома появилась несуразная пристройка. К 1990-м годам дом обветшал и требовал реконструкции. Школу выселили, реконструкция затянулась. А пока здание пустовало, его окончательно разорили. Также сохранились в бесхозном состоянии службы и амбар. Только церковь и усыпальница реставрированы.
Ольга Маркова (4 июля 2016): «Мы учились в этой школе, пока не построили новую. Обидно, что теперь ее совсем забросили. Когда еще учились там, она была более-менее нормальной, а сейчас… Печально. »

Из примечательного: в 1913–1916 годах в уже запущенной усадьбе А.И. Бородина семья художника Леонида Осиповича (Исаака Иосифовича) Пастернака снимала дачу (Борис Пастернак, проводивший с родителями лето 1913 года в имении «Молоди», запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения»: дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами, жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни ». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими. Их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши. Здесь он не просто отдыхал после сдачи экзаменов, а собирался за лето подготовить книгу статей «Символизм и бессмертие», но вместо теоретической прозы полились на эту многострадальную и благословенную землю стихи, которые составили первую книгу поэта – «Близнец в тучах»).

Не так давно читал новость о том, что власти Московской области обратились в Росимущество и Министерство культуры Российской Федерации с вопросом о передаче десяти бесхозных усадеб в собственность региона. В сообщении ссылались на портал «В Подмосковье» и представителя пресс-службы Министерства имущественных отношений Московской области. Речь шла в том числе и об усадьбе «Молоди» – её реставрации и последующей льготной аренде по системе «1 рубль за 1 квадратный метр в год».

Добраться до усадьбы можно на машине по Варшавскому шоссе до поселка Молоди Чеховского района. На электричке – до платформы «Колхозная» Курского направления железной дороги. Или на редком автобусе № 61 (ст. Подольск – ст. Чехов).

Церковь Воскресения Словущего в Молодях (весна 2017 г.)

Источники информации:

«Главная архитектурная достопримечательность усадьбы - Воскресенская церковь, сооруженная в 1703-1706 годах и перестроенная в конце XVIII века. …Церковь в Молодях выстроена по типу «восьмерик на четверике». Однако поздние переделки и пристройки придали ей вид, очень далекий от архитектуры «московского барокко». Декор самого храма был значительно изменен. Грани восьмерика, например, в соответствии со вкусами этого времени украшены каннелированными пилястрами и небольшими овальными нишками над окнами. Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая, весьма внушительная по размерам трапезная. Но самое существенное, что было создано здесь при перестройке, - это отмечающие главный вход парные колокольни, увенчанные, как и сама церковь, фигурными главками. Оригинальная «башенная» композиция стала примечательной особенностью этого сооружения. Перестройка церкви была осуществлена при Домашневых, владевших усадьбой во второй половине XVIII века».

Источник: М.М. Дунаев. «К югу от Москвы», М., 1978



В начале XVII в. на погосте в Молодях стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1646 г. деревня принадлежала Ф. Измет-Гильдееву и П.Ф. Соковнину. Вскоре погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В 1699 г. оно пожаловано боярину Ф.А. Головину. С 1736 по 1786 гг. селом владели Салтыковы, затем Домашневы. В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала М.Я. Кротковой, которая много жертвовала на храмы и монастыри. В середине XIX в. село находилось во владении А.Д. Бестужевой. Последним владельцем был А.И. Бородин.

Храм в честь Воскресения Христова возвели при владельце Н.А. Головине в 1706 г. Второй строительный период относится к 1786 г., когда село стало принадлежать Домашневым. При них был перестроен весь усадебный комплекс и церковь. К основному объему храма, сохранившегося с 1706 г., пристроили трапезную с приделами: во имя апп. Петра и Павла и свт. Стефана Сурожского, парные колокольни по сторонам западного фасада и два одинаковых притвора. Храм сохранился в таком виде до нашего времени.

В 1961 г. церковь закрыли, вся церковная утварь была расхищена. С 1991 г. в Воскресенском храме возобновились богослужения. Ведутся реставрационные работы.



Церковь Воскресения Христова была построена в 1703-1706 гг. на средства владельца села, генерал-адмирала Ф.А. Головина (по другим данным, Н.А. Головина). Храм типа "восьмерик на четверике" был реконструирован и достроен в 1786 г. при отставном Директоре Академии наук - С.Г. Домашневе, владевшим имением вместе с братом Иваном. Здание получило классицистические черты, устроены приделы первоверховных Апостолов Петра и Павла и свт. Стефана Сурожского. Западный фасад была украшена парными колокольнями, ставшими главной достопримечательной частью сооружения. В 1961 г. храм был закрыт и превращен в кионотеатр. С 1991 г. в церкви вновь возобновлены богослужения.

Несомненный интерес представляет находящаяся позади церкви, у алтарей, кирпичная усыпальница, построенная в конце XVIII в. Кубическое в плане сооружение оригинально завершено усеченной пирамидой.

Церковь Воскресения Христова и усыпальница, входящие в архитектурный комплекс усадьбы "Молоди", являются объектами культурного наследия федерального значения (ранее памятниками истории и культуры республиканского значения). Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176.



Первое упоминание о церкви Воскресения в Молодях встречается в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина при описании битвы русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского с войском крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Как описывает Н.М. Карамзин, битва произошла «1 августа, в пятидесяти верстах от столицы у Воскресения в Молодях». С тех времён существовал деревянный храм. В середине XVII века церковь Воскресения Христова стояла на погосте в Молодях. В 1646 году деревня принадлежала новокрещённому Федоту Измет-ильдееву, сыну Резанову, и приближённому к царской семье дворянину Прокофию Фёдоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В это же время владельцами села выстроено новое деревянное здание церкви. Новый храм располагался рядом с их усадьбой, недалеко от современного храма.

После смерти Прокофия Соковнина вотчина с селом Молоди перешла во владение его четверых детей. Дочери - Феодосия (боярыня Морозова) и Евдокия (княгиня Урусова) вошли в историю как ревнительницы старой веры, сочувствующие бунтарскому духу старообрядческих общин, несогласных с церковными реформами патриарха Никона. В 1699 г. царём Петром I Молоди было пожаловано выдающемуся деятелю русской истории петровского времени боярину Фёдору Алексеевичу Головину.

В 1703 г. началось строительство каменной церкви. 14 мая 1706 г. по благословению митрополита Стефана (Яворского), патриаршего местоблюстителя, был выдан антиминс к освящению вновь построенного храма. Следующая крупная перестройка, после которой церковь приобрела современный вид, проведена в 70-80-х годах XVIII века, по-видимому, помещиком Алексеем Ивановичем Салтыковым. По проекту неизвестного архитектора размеры храма были значительно увеличены. В трапезной разместились два новых придела, были вновь отстроены две башни-колокольни. С северной и южной части здания появились два одинаковых притвора с фронтонными завершениями. Внутри церковь вновь расписали масляными красками. После смерти А.И. Салтыкова, в конце 1770 годов у ограды храма с восточной стороны, в нескольких метрах от алтаря, была построена усыпальница. Кирпичное, прямоугольное здание с невысокой шатровой кровлей в виде пирамиды стало последним прибежищем помещика. Новый владелец села Молоди Степан Егорович Коротков в честь своего небесного покровителя устроил в Воскресенской церкви придел «Во имя святого Стефана Сурожского Чудотворца». С середины XIX до середины XX века в храме проводились лишь ремонтные работы и незначительные перестроения. В середине XIX века селом владела А.Д. Бестужева. Последним владельцем был А.И. Бородин.

После 1917 года священнослужители, проводившие богослужения в уцелевших храмах, постоянно подвергались опасности быть арестованными и расстрелянными. Именно такая судьба постигла священника Михаила Рыбина, уроженца села Молоди. Родился он в 1877 году в семье крестьянина Федора Рыбина. В зрелом возрасте с 1919 года Михаил Федорович стал служить псаломщиком в храме. В 1925 году был рукоположен в сан священника. Последним местом служения отца Михаила стала церковь Воскресения Христова в его родном селе Молоди. 25 января 1938 года, по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации, священник Михаил Рыбин был арестован. 2 февраля того же года «тройка» НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на подмосковном Бутовском полигоне. После ареста настоятеля храма священника Михаила Рыбина церковь была закрыта и использовалась как зернохранилище. В 1946 году, по настоятельным просьбам верующих в стенах храма вновь начались богослужения.

19 июня 1961 года местная власть вынесла постановление об изъятии здания церкви у общины верующих. Храм закрыли, вся церковная утварь, иконы и иконостасы были бесследно утрачены. К южному приделу пристроили кинобудку, к северному - котельную с кирпичной трубой. Пространство храма приспособили под сельский клуб.

Воскресенский храм был вновь передан верующим в 1991 году.

http://molodi-hram.ru/istoriya-xrama/



Вот уже более 300 лет возвышается в подмосковном селе Молоди замечательный храм Воскресения Христова. Церковь была построена в 1706 году. Основной корпус Воскресенского храма не отличается изысканными формами и представляет собой типичный "восьмерик на четверике". В 1786 году владельцы усадьбы - братья Сергей и Иван Герасимович Домашневы значительно увеличили площадь церкви, пристроив обширную трапезную и две симметричные колокольни. Северный придел, устроенный в трапезной, освятили во имя апостолов Петра и Павла, а южный один из владельцев усадьбы Молоди Степан Егорович Коротков назвал в честь своего небесного покровителя - святителя Стефана Сурожского Чудотворца. С северной и южной сторон появились два новых одинаковых притвора, к ним пристроили крытые галереи, опирающиеся на колонны, фронтонные завершения которых были украшены тимпанами с фресками на библейские сюжеты. Стены основного здания храма украшены незатейливыми пилястрами, над окнами - небольшие овальные ниши. Пилястры украшают также грани четырёхугольных колоколен. Здесь ниши второго яруса значительно больше, чем над окнами основного здания, и расписаны они фигурами святых. Основной купол и купола колоколен венчают пирамидальные завершения, покрытые железом и выкрашенные в зелёный цвет.

Особого внимания заслуживают четыре мозаичные иконы - две на южной колокольне и две на северной. Ещё четыре иконы на этих башнях написаны масляными красками, но время показало их недолговечность - краска не выдержала погодных условий и серьёзно облупилась по всей поверхности. Особенно пострадала фреска на южной стене второго яруса южной колокольни, на которой изображён Святой Патриарх Московский Гермоген. А вот четыре мозаичных иконы выглядят прекрасно, одна из них - на западном фасаде южной колокольни - образ свт. Николая Чудотворца. На северной стороне этой колокольни - образ Иоанна Златоуста. Пётр, митрополит Московский, изображён на западной стене северной колокольни.

Основной объём Воскресенской церкви - это то, что осталось от первоначального здания церкви. Он представляет собой классическую конструкцию "восьмерик на четверике": нижняя часть представляет собой куб, верхняя - восьмигранник. На каждой грани восьмерика находятся окна, по бокам от них - пилястры, а сверху - овальные ниши. Симметричные красавицы-колокольни завершаются пирамидальными главками на тонких глухих барабанах. Первый ярус колоколен украшен небольшими портиками с фронтонами. В нишах второго яруса находятся мозаичные изображения святых. В третьих ярусах устроены звонницы. Над входом в церковь располагается тимпан. Тимпан - это внутреннее поле фронтона, треугольная или полукруглая ниша над окном или дверью. В тимпанах обычно размещают скульптурные или живописные изображения. В Воскресенском храме тимпан над центральным входом украшен фреской "Восресение Иисуса Христа". Церковь с трёх сторон украшают портики. Крытые галереи с южной и северной сторон храма, а также над входом опираются на четыре мощные колонны. Фронтоны боковых портиков немного меньше, фрески на них пока не восстановлены. Из притвора посетитель сразу попадает в просторную трапезную, в которой, собственно, устроены два придела - северный, освящённый во имя святителя Стефана Сурожского, и южный, освящённый в честь апостолов Петра и Павла. Последний в настоящее время находится на ремонте.

После закрытия храма 19 июня 1961 года всю церковную утварь, включая иконы и иконостасы, вывезли, следы которых вскоре затерялись, а в здании устроили сельский клуб. Разобрали даже ограду и уничтожили старинные надгробия на церковном кладбище. Роспись была полностью забелена, в зале для молитв установили зрительские кресла, а вместо иконостаса повесили экран, для просмотра кинофильмов, в придельной же части устраивались танцы. Одной из уцелевших икон из старого храма считается икона архангела Михаила, находящаяся сейчас в левой части придела святителя Стефана Сурожского. Он всё время хранился у одной прихожанки. В храм этот иконописный образ вернулся спустя 30 лет - в 1991 году. И сразу же икона заняла своё почётное место в только-что открытом храме. Даже сейчас отчётливо видно, как много пережил иконописный образ за годы невольного "изгнания" из храма - полотно иссечено множественными царапинами и даже порезами, кое-где облупилась краска... Тем не менее ясная и сочная палитра художника сохранилась отлично.

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новым настоятелем был назначен священник Константин Лебедев - сын последнего настоятеля храма перед его закрытием в 1961 году архиепископа Мельхиседека. Отцу Константину достался полностью разорённый храм, и пришлось затратить немало усилий и средств, чтобы возродить не только нормальную жизнь прихода, но вернуть храму былую красоту - внутреннюю и внешнюю. Благодаря финансовой помощи благотворителей и самоотверженному труду прихожан были проведены масштабные реставрационные работы. Художники постарались в точности воссоздать внутреннее убранство церкви, и, хотелось бы надеяться, достигли своей цели. Росписи подкупольного пространства и стен поражают богатством красок и разнообразием сюжетов. Также была полностью восстановлена церковная ограда и усыпальница Салтыковых.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №232, 2017 г.



В начале XVII ст. церковь Воскресения Христова находилась «на погосте, что на Молодях, древянна, клетцки, в церкви образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей». По писцовым книгам 1627 - 28 гг. Московского уезда значится: «погост приходный, что на Молодях, на речке Рожае, а на погосте церковь, у церкви во дворе поп Максим Кондратьев, во дворе церковный дьячок Самсонко Прокофьев, во дворе пономарь Малафейко Иванов, место просвирницыно; пашни церковной земли по 6 четьи в поле, сена 20 копен; да к той Воскресенской церкви пустошь Афанасова, Бородатая тож, пашни паханной земли 2 четьи, перелогом и лесом поросло 10 четьи в поле, сена 15 копен, лесу непашенного 2 десятины».

В селе Молодях была построена каменная церковь во имя Воскресения Христова и ко дню освящения новопостроенной церкви 14 мая 1706 г. по благословенной грамоте выдан антиминс «под росписку той же церкви священника Архипа». Под 1721 г. упоминается: «в селе Молодях каменная церковь во имя Живоносного Воскресения Христова».

В первой половине XVII ст. около погоста, что в Молодях, были расположены деревни: Головина, Минина тож, и Сандырева, которые принадлежали в 1646 г. новокрещену Федоту Измет-Гильдееву сыну Резанову и Прокофию Федоровичу Соковнину, «что он, Соковнин, купил у князя Льва Шлякова Чешского»; в деревне Головиной находился двор вотчинника и Соковнина и 16 дворов крестьян, а в деревне Сандыревой - крестьян и бобылей 3 двора.

При Соковнине погост, что в Молодях, назывался селом Молоди, которым владели в 1678 г. его дети: окольничий Федор и стольник Алексей Соковнины; в селе было: 2 двора вотчинниковых, 13 дворов крестьянских, 11 дворов бобыльских и 3 двора задворных людей, всего 174 чел., да к селу Молодям принадлежали деревни Головина и Обанина без крестьян.

В 1697 г. по именному указу село Молоди у Алексея Соковнина было отписано на великого государя и в 1699 г. в ноябре месяце пожаловано боярину Федору Алексеевичу Головину; при этом владельце в Молодях была построена в 1706 г. каменная церковь. После Ф. А. Головина, умершего в 1706 г., селом владел его сын Александр и за ним оно было утверждено в 1721 г. отказною книгою, в которой упоминается, что в селе двор боярский каменный.

По смерти графа А. Ф. Головина село Молоди принадлежало его жене вдове Анне Петровне, урожденной Салтыковой, которая с тем имением в 1736 г. вышла замуж за князя А. И. Барятинского. Княгиня Анна Петровна скончалась в декабре 1771 г., а имение досталось двоюродным ее внукам Алексею и Ивану Салтыковым и в 1781 г. продано Сергею и Ивану Герасимовичам Домашневым.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.



Достоверно известно, что в 1699 году Молоди вместе с церковью и погостом достались "с царского плеча" знаменитому графу, входившего в "ближний круг", в число весьма значимых фигур "гнезда Петрова" Фёдору Алексеевичу Головину (1650-1706). Граф Фёдор Алексеевич был не бедным человеком и на собствееные средства на территории своего имении в Молодях начал строительство новой каменной церкви взамен старой деревянной, освящённой в честь Воскресения Христова. По некоторым данным, строительство заняло около трёх лет - с 1703 по 1706 год. Незадолго до смерти графа храм в общих чертах был закончен. Увы, история не оставила для нас имени архитектора, ни каких-либо иных подробностей строительства. Изначально церковь, построенная Головиным, выглядела значительно скромнее современной, - отсутствовали обе колокольни, придающие храму узнаваемый облик. Вероятно, имелась некая колокольня, которую при строительстве двух новых просто снесли. Никакой информации о перестройках или ремонте, которые, возможно, пережил в ХVIII веке храм Воскресения, до нас также не дошло.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №314, 2018 г.