Аввакум Петров – краткая биография. Биография протопопа аввакума Протопоп аввакум был кем

Был рождён в семье священника в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После его женитьбы на жительнице того же села Настасье Марковне он был скоро рукоположён в дьяконы, а через три года стал священником в Лопатинцах.

Его стремление жёстко обличать разные поступки прихожан привело к его скорому столкновению с паствой. В 1646 году Аввакума избивают и выгоняют из села вместе с семьёй (сыном и женой). Он переезжает в Москву, где он был поддержан земляком Иваном Нероновым.

В столице Аввакум активно включается в деятельность нового кружка русских богословов под названием «Ревнители древнего благочестия», возглавляемое царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Уже в 1653 году протопоп Аввакум начинает открытую борьбу с патриархом Никоном, резко выступая против исправления церковных книг. Возмущало его также и запрещение двуперстия, а также церковные реформы Алексея Михайловича. Аввакум подаёт челобитную правителю, в которой выступал за сохранение былых обрядов. Он полностью отказался принимать изменения в богослужении за что скоро был сослан в ссылку.

После десятилетней ссылки, в 1664 году по ходатайству московских друзей Аввакум возвращается в Москву. Царь Алексей Михайлович, рассорившийся к тому времени с Никоном принимает его со всей милостью и даже даёт указ поселить его в Кремле, около Новодевичьего монастыря. Аввакум обращается с челобитной к правителю, требуя исправления содеянной ереси. Сам же протопоп демонстративно отказывался посещать церкви в которых служили по новым обрядам.

Летом 1664 года церковные иерархи, которые опасались волнений старообрядцев в Москве, смогли добиться от царя Алексея решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там он был заключён в деревянный сруб, а потом в земляную тюрьму, но это его не переубедило. Во время этого пятнадцатилетнего заточения в Пустозерске он пишет два больших сборника богословских сочинений: «Книгу толкований» и «Книгу бесед», много грамот и посланий старообрядцам. Данные тексты передавались из места его заключения, как в полном объёме, так и по частям, а потом рассылались по многочисленным старообрядческим общинам.

Все написанные им книги свидетельствуют о смелости и его широких богословских интересах. Он даже решается подробно истолковать тексты самого Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» входят разъяснения некоторых псалмов и др.

Четырнадцатого апреля 1682 года Аввакум с ближайшими друзьями были сожжены в деревянном срубе.

Аввакум , протопоп гор. Юрьевца-Повольского, один из первых расколоучителей и самый замечательный. Он родился в 1620 или 1621 году, в с. Григорове нижегородской губернии и был сын священника. Воспитание в духе внешнего благочестия получил от своей матери, по указанию которой, после смерти отца, женился на односельчанке Настасье Марковне, дочери кузнеца, тоже бедной сироте. 21 года был рукоположен во диакона, чрез два года после того – во священника в с. Лопатицы, а чрез восемь лет, в начале 1652 г., в протопопы «совершен» в Юрьевец-Поволжский. Вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения в разных пороках, а также и по другим причинам, Аввакум еще из Лопатиц должен был спасаться бегством в Москву, а в мае или июне 1652 года он и окончательно переселился в столицу, где был причислен к причту Казанского собора. Здешние друзья Аввакума царский духовник Стефан Вонифатьев и протопоп Иоанн Неронов имели влияние на церковные дела; примкнув к их кружку, Аввакум и сам скоро выступил в роли передового деятеля. Пред великим постом 1653 года патр. Никон разослал по московским церквам «память», т. е. указ, чтобы крестились тремя перстами и чтобы число земных поклонов при чтении молитвы Ефрема Сирина было сокращено. Аввакум, с согласия своих друзей, сразу же восстал против патриарха и поданная им по этому случаю челобитная царю была началом того дела, которому протопоп неизменно служил до конца жизни, т. е. началом служения расколу. В сентябре 1653 года Аввакума ссылают в Тобольск, а оттуда далее в Даурию; в 1664 году его возвращают в Москву, но чрез полгода за раздорническую пропаганду снова высылают на Мезень; в 1666 году судят на соборе в Москве и, как упорного хулителя церкви, 13 мая лишают сана и отлучают от церкви; в сентябре 1667 года Аввакума везут в Пустозерск и там, приблизительно чрез 15-ть лет, 14 апреля 1682 г., сожигают на костре.

Человек несокрушимого здоровья, железной воли, редких дарований, натура самых резких крайностей, – Аввакум, как расколоучитель, выделялся среди всех других расколоучителей: это был, можно сказать, расколоучитель – богатырь. Он широко заявил себя и как пропагандист раскола, и как устроитель его внутренней жизни. Везут протопопа в Сибирь, – а он «везде, и в церквах, и на торгах ересь никонианскую обличает»; возвращают ссыльного в Москву и встречают здесь «яко ангела», – а он на улицах и стогнах столицы так, по собственному выражению, «ворчит» против никонианства, что скоро едва не все церкви «запустошил». В пустозерский период Аввакум решает по преимуществу другой вопрос: как жить раскольникам вне церкви и среди враждебного нм православного общества? Ступень, на которой хотел стоять как пастырь в расколе, предел власти, которую желал при этом простирать на его последователей, Аввакум сам определял. «Сие писано со Духом Святым»; «Тако глаголет Дух Святый мною грешным»; «Судихом и повелеваем о Святом Духе»; «Не я, но тако глаголет Дух Святый»; «Изволися Духу Святому и мне», – такими приписками сопровождал свои послания Аввакум. «Не имать власти таковые над вами и патриарх, якоже аз о Христе: кровию своею помазую души ваши и слезами помываю». Авторитет пустозерского узника вырастает в его собственных глазах до авторитета вселенских соборов и даже перерастает его: «семью вселенскими соборами и мною грешным да будет проклят». И все это в отношении убеждения последователей раскола не было самообольщением со стороны Аввакума. Его знали везде и все; никто из расколоучителей не имел так много учеников и почитателей, как Аввакум; преданность ему была безграничная, верили ему безусловно; его „ум“ называли „огненным“ и „благодатным“, его наставления признавали во всем согласными „писанию“. Письменные запросы просто, так сказать, осаждали землянку „преосвященного“ протопопа. – и ответные послания экспротопопа наводнили раскольницеский мир. „Мне неколи плакать, всегда играю с человеки... В нощи что пособеру, а в день и рассыплю“. В этом образном выражении Аввакума не было преувеличения. Ему приходилось писать слишком много: вопрошавшим ответ, печальным утешение, обиженным защиту, раскаявшимся прощение. Читались и переписывались эти послания с большим увлечением: ученики извещали своего учителя, что они упиваются „сладостию“ писаний его. Причины этого крылись между прочим в складе и форме последних. Это была речь человека глубоко убежденного; это были письма, подражавшие началом или концом писаниям апостолов и евангелистов; это был язык живой, та же устная беседа, выразительная и картинная, всегда меткая и характерная, всегда простая и понятная. Тут не было ни диалектических доказательств, ни обстоятельности в доказательствах „от писания“; зато одно слово «но человеку», одно сравнение или пословица говорили читателям больше, чем сказала бы масса доказательств. Около 1672 – 3 года Аввакум, по убеждению инока Епифания, написал свое «житие». Здесь то и дело он изображает себя исцелителем сухоруких, немых и особенно бесноватых. Значение таких рассказов для пропаганды раскола хорошо понимал сам мнимый чудотворец. Суеверным последователям раскола этим доказывалась мнимая правота того дела, за которое они ратовали. В настоящее время открыто более 45 сочинений Аввакума в целом виде и более 15 в отрывках. В ряду источников для первоначальной истории раскола сочинения Аввакума занимают первое по значению место. В них с беспримерною полнотою, прямо как в зеркале, отразилась первоначальная жизнь раскола с ее главными и второстепенными вопросами.

Как организатор внутренней жизни раскола, Аввакум был поповцем. Поновщина в виде беглопоповщины была, так сказать, вынесена на свет преимущественно его энергией и авторитетом. Основным учением, которого неизменно держался Аввакум, было учение о том, что Христово священство пребудет до скончания века и что потому „миру», т. е. расколу „без попов быть нельзя». Беспоповщинская доктрина о прекращении иерархии, с лежащею в ее основе доктриной о воцарении в грекороссийской церкви духовного антихриста, точно так лее, как и доктрина о духовном причащении и о необходимости для членов церкви перекрещивания, – нашла в сочинениях Аввакума самое решительное опровержение и самое резкое осуждение. А так как в расколе не было епископов, а потому не могло быть и попов, то протопоп признал возможным принимать беглых от греко-российской церкви попов, чином не требующим повторения хиротонии и потому в сущем сане. Только в понимании исповеди пред мирянином Аввакум, нет сомнения, приближался к беспоповщине, но и здесь он отличался от последней тем, что же имел в виду и не узаконял такого порядка вещей, где бы вообще исповедью у мирянина заменялась исповедь у попа, как это есть в беспоповщине, а разумел лишь частные случаи, когда нет возможности получить последнего рода исповедь, т. е. у попа.

Источники: сочинения Аввакума напечатаны в V и VІІІ томах „Материалов для истории раскола» проф. Н. Субботина, и также в книге А. Бороздина : „Протопоп Аввакум“. Исследования : доц. П. Смирнова : „Внутренние вопросы в расколе в ХVІІ веке»: здесь дан подробный критико-библиографический обзор большей части сочинений Аввакума и полный систематический свод тех вопросов внутренней жизни раскола, решающие ответы на которые были даны протопопом. А. Бороздина , „Протопоп Аввакум» специальное исследование биографического характера; но насколько можно пользоваться им – указано в нашей рецензии, напеч. в „Жур. мин. нар. просв.“ за 1899 г., кн. 1.

Аввакум Петрович Кондратьев ( -), лишенный сана протопоп города Юрьевца-Поволожского , вождь старообрядчества , автор знаменитого "Жития" и ряда других произведений

По Брокгаузу, "происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов . Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву ".

В был возведен в протопопы , т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе . В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев . В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон . Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в "книжном исправлении". Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком . Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Уже в сентябре г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск . От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя. С по состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска , до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест , исправление символа веры , троеперстное сложение , партесное пение , отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В г. Аввакум сослан был в Мезень , где он пробыл полтора года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и посланником Иисуса Христа", "протосингелом российския церкви".

В г. Аввакум привезен был в Москву , где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе , собравшемся для суда над Никоном , расстригли и анафематствовали в Успенск. соборе за обедней, в ответ на что Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем. Вновь происходили увещания Аввакума уже пред лицом вост. патриархов в Чудове монастыре , но Аввакум твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.

Аввакум был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск . 14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске , неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу , в котором он поносил царя

Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)

Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово , нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей ». Женился на односельчанке Анастасии Марковне , ставшей его «верной помощницей ко спасению ». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 - в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп - старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя » привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия , возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым . К кружку примыкал и будущий патриарх Никон .

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали ».


Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII - начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы » Пашкова .

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

«Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», - отвечал мучителям святой воин Христов.


Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем , дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор . Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Православные! Коли таким крестом будете молиться - во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет! Стойте в вере, детушки! Не поддавайтесь лести слуг антихристовых…

Аввакум Петров (1620 или 1621- 1682), протопоп, глава старообрядчества, идеолог раскола в Русской православной церкви.

Родился в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии сельского священника. После женитьбы Аввакума на односельчанке Настасье Марковне он был рукоположён в дьяконы (1641 г.), а в 1644 г. стал священником в селе Лопатицы.

Стремление жёстко обличать проступки прихожан привело к его первому столкновению с паствой. В 1646 г. Аввакума избили и выгнали из села вместе с женой и сыном. Он уехал в Москву, где его поддержал земляк Иван Неронов.

В столице Аввакум рьяно включился в деятельность кружка русских богословов «Ревнители древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В 1653 г. протопоп Аввакум начал открытую борьбу с патриархом Никоном. Он резко выступил против исправления богослужебных книг. Его возмутили и запрещение двуперстия, и реформы в церковной службе. Аввакум подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой защищал старые обряды. Он отказался принять изменения в богослужении, за что вскоре был схвачен и сослан сначала в Андроньев монастырь, а затем в Тобольск.

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились от Алексея Михайловича решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Во время 15-летнего заточения в Пустозерске он написал два сборника богословских сочинений - «Книгу бесед» и «Книгу толкований», множество грамот и посланий единомышленникам-старо-обрядцам. Эти тексты передавались из пустозерского заключения как целиком, так и по частям, а затем рассылались по старообрядческим общинам.

Труды Аввакума свидетельствуют о широте его богословских интересов и смелости в вопросах богословия. Он решался даже подробно истолковывать тексты Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» вошли разъяснения отдельных псалмов, глав из притчей Соломоновых, Книги премудрости Соломоновой, Книги пророка Исайи, Евангелия от Матфея. Во время пу-стозерской ссылки Аввакум написал и самое известное своё сочинение - автобиографию.

В тексте «Жития» лучше всего проявились достоинства Аввакума-писателя: сочный, образный и неподражаемый язык, и ироничность, тонкая наблюдательность и цепкая память на подробности. Опасаясь новых старообрядческих восстаний и видя в Аввакуме возможного вождя, московское правительство приговорило его за великие на царский дом хулы к .

14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, - священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор --были сожжены в деревянном срубе.

Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.