Иудейские государства за пределами израиля. История древнего израиля и иудеи Моисей и вывод евреев из Египта

После того как пророк Моисей вывел 600 тыс. евреев из Египта, он 40 лет водил свой народ по пустыне, пока не сменилось три поколения, он ждал, пока умрут те, кто был рабом. Именно не знавшим рабства поколениям евреев предстояло в длительной борьбе отстоять свое право на владение благодатной землей. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с историей Древнееврейского царства.

Предыстория

Освободившись от египетского плена (см. урок ), евреи долго странствовали, прежде чем оказались в Палестине. Палестина - страна в долине реки Иордан, согласно библейскому преданию, обещанная евреям богом. Чтобы закрепиться на этой земле, евреям пришлось вести длительные войны.

События

XI в. до н.э. - возникновение царства Израиль. Евреи становятся оседлым народом.

Войны с филистимлянами. Ветхозаветные предания, относящиеся к этому периоду:

  • Самсон и Далила : в Ветхом завете описан богатырь Самсон, который сражался с филистимлянами и которого никто не мог победить, пока он не открыл секрет - сверхъестественная сила сосредоточена в нестриженых волосах филистимлянке Далиле, которую полюбил. Далила предала Самсона, выдав его секрет филистимлянам.
  • : легенда о поединке юного пастуха Давида с великаном филистимлянином Голиафом, которого Давид убил камнем, пущенным из пращи.

X в. до н.э. - Давид завоевывает Иерусалим, который становится столицей древнееврейского царства.

Участники

Заключение

Период правления царя Соломона считается временем расцвета древнееврейского царства. После его смерти единое древнееврейское царство распадается на иудейское и израильское.

Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.

В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.

На рубеже XI-Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.

Рис. 2. Царство Саула ()

Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).

Рис. 3. Давид и Голиаф ()

После смерти Саула Давид стал царем (1005-965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Правление Соломона (965-928 гг. до н. э.) называют «золотым веком» Древнееврейского государства. Его считали мудрым правителем. Библейские легенды повествуют о справедливом суде Соломона. Однажды к нему обратились две женщины, у которых родились мальчики. Одна из них во сне нечаянно задавила ребенка и утром заменила его на живого ребенка соседки. Каждая из женщин утверждала, что живой ребенок — именно ее сын. Соломон приказал охраннику разрубить малыша и отдать по половине каждой. Одна из женщин согласилась на это, а другая сказала: «Лучше отдайте ребенка ей, только не убивайте!». Именно она и была матерью мальчика. С тех времен и пошло выражение «соломоново решение», что означает мудрое решение.

Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.

Рис. 4. Храм бога Яхве ()

В правление Соломона Иерусалим стал политической и религиозной столицей евреев.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История войн Древнего мира ().
  2. Saba34.narod.ru ().
  3. Piratyy.narod.ru ().
  4. Иерусалим ().

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнееврейского царства.
  2. Что означают выражения «иерихонские трубы», «соломоново решение»?
  3. Расскажите о библейских героях.
  4. Чем прославился царь Соломон?

1. Возникновение Древнееврейского государства относится к:

а) XX в. До н. э.;

б) XV в. До н. э.;

в) XII в. До н. э.

Правильный ответ: в)

2.Государственное устройство древних евреев называется теократией. Да или нет?

Правильный ответ: да.

3.Договор между еврейским народом и Богом, согласно Библии, был заключен у горы Синай. Да или нет?

Правильный ответ: да.

4. Наибольшую роль в управлении еврейским народом первоначально играли:

б) советы родовой знати;

в) народные собрания.

Правильный ответ: а).

5. Первым царем Израиля был избран Соломон. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

6. Формирование сильной государственной власти в Израиле произошло в Х в. До н. э. Да или нет?

Правильный ответ: да.

7. Распад единого Древнееврейского государства на Израильское и Иудейское царства произошел в 928 г. До н. э. Да или нет?

Правильный ответ: да.

8. Понятием «вавилонский плен» обозначается:

а) захват территории Иудеи Вавилоном;

б) выселение еврейского народа со своих территорий;

в) пленение иудейского царя.

Правильный ответ: б).

9. Окончательная утеря государственной независимости Палестины была связана с:

а) персами;

б) македонцами;

в) римлянами.

Правильный ответ: в)

10. Законодательство Древнееврейского государства носило светский характер. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

11. Согласно Библии, Бог даровал еврейскому народу основные законы через пророка Моисея. Да или нет?

Правильный ответ: да.

12. Характерной особенностью еврейского законодательства является то, что:

а) оно появилось раньше возникновения государства;

б) оно составилось на основе старинных обычаев;

в) его составили первые правители.

Правильный ответ: а).

13. Особенностью древнееврейского имущественного права являлись огромные права собственников. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

14. По Законам Моисея земля принадлежит:

б) правителю;

в) частным лицам.

Правильный ответ: а).

15. Под понятием «левиты» в Израиле подразумевались священнослужители. Да или нет?

Правильный ответ: да.

16. Закон о субботнем годе покоя предусматривал обязательное прекращение всех внутренних и внешних войн. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

17. Согласно древнееврейским законам, существовал запрет на вечную продажу земли, но разрешалось ее временное отчуждение. Да или нет?

Правильный ответ: да.

18. Навсегда могли быть проданы, согласно еврейским законам:

а) земельные участки должников;

б) недвижимость в деревнях;


в) дома купцов и торговцев в городах.

Правильный ответ: в).

19. Особенностью древнееврейского наследственного права является широкая завещательная свобода. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

20. Согласно еврейским законам, правом первоочередного наследства пользовались:

б) сыновья;

в) дети обоего пола.

Правильный ответ: б).

21. В древнееврейском государстве существовала общая воинская повинность. Да или нет?

Правильный ответ: да.

22. Какой вид наказания отсутствовал в уголовном праве древних евреев?

а) смертная казнь;

б) штрафы;

Правильный ответ: в).

23. Наиболее тяжкими преступлениями в древнееврейском праве считались:

а) государственные;

б) религиозные;

в) против личности.

Правильный ответ: б)

24. Древнееврейское право не знало кровной мести. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

25. Древнееврейскому праву было известно понятие «города – убежища». Какой цели они служили?

а) для защиты населения во время войны;

б) для защиты беглых рабов;

в) для защиты невольных убийц от кровной мести.

Правильный ответ: в).

26. По Законам Моисея воровство не считалось уголовным преступлением и наказывалось штрафом. Да или нет?

Правильный ответ: да.

27. Согласно древнееврейским законам многоженство не допускалось. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

28. Правом на развод, по еврейским законам, обладали:

в) оба супруга.

Правильный ответ: в).

29. По древнееврейским законам обращение в рабство за долги не допускалось. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

30. Древнееврейское право приравнивало рабов к бесправным домашним животным. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

Израиль, Иудея… Кое-кто еще может вспомнить Хазарию. Таков будет стандартный ответ на вопрос об иудейских государствах прошлого. В наше время иудаизм воспринимается преимущественно как национальная религия евреев. Однако тысячу – полторы тысячи лет назад иудаизм являлся мировой религией, которая соперничала с христианством, а затем с исламом. Ее исповедовали не только евреи, но и другие народы. За пределами Израиля, завоеванного в 70 году нашей эры римлянами, возникали иудейские государства. Одним из них было суждено короткое существование, другие держались столетиями. Вычеркнуть их из всемирной истории было бы неправильно.

Иудеи на юге Аравии

Йеменская иудейка. Фото 1946 года. Предоставлено фондом wikimedia

В наше время Аравийский полуостров принято связывать с возникновением и распространением ислама. Но до рождения и начала деятельности пророка Мухаммеда здесь сосуществовали самые разные религии.
Большую часть Аравийского полуострова занимают безводные пустыни с редкими оазисами. Лишь на крайнем юге в горах Йемена природные условия позволяют вести постоянный оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Именно здесь в области Химьяр за несколько столетий до нашей эры сложились государственные образования. Их правители накапливали богатства не только благодаря труду подданных, но и торговле. В те времена через Красное море и Аденский залив проходил торговый путь из Римской империи в Индию. У химьяритов имелся собственный дорогой товар – ароматические смолы, из которых изготавливали благовония. Их применяли в быту, но чаще в религиозной практике. Был и более дешевый, но ходкий товар — квасцы, которые использовали для обработки кожи и тканей.
Химьяритские монархи поклонялись разным местным божествам. Главную роль в их культах играл бог солнца. Судя по всему, они были веротерпимыми. Во всяком случае, после начала нашей эры в Химьяре существовали христианская и иудейская общины. Иудеи могли попасть в Химьяр в качестве беженцев из Палестины после подавления восстаний I – II веков либо позже в качестве купцов. Известно, что иудейские общины были и в других областях Аравии. Например, в Ясрибе, ныне известном как Медина, втором по значимости городе в истории ислама.
Во II веке нашей эры химьяритские государства были объединены под властью одной династии. Однако химьяритам приходилось отстаивать свою независимость, поскольку их, казалось бы, удаленными землями интересовались могущественная Римская империя, лежащий на другом берегу Красного моря Аксум, а позднее – Иран, пытавшийся повернуть торговые пути из Индии на север. Римляне, затем византийцы и аксумцы исповедовали христианство. Это откладывало свой негативный отпечаток на восприятие химьяритскими монархами христианской религии.
В 390 — 420 годах Химьяром и окружающими землями правил воинственный Тубба Абу Караб. Тубба – это не имя, а, скорее титул, означавший следовавшего тенью за солнцем. Абу Караб значило «отец силы». Именно этот правитель неожиданно отрекся от старых языческих верований и принял иудаизм. Согласно легендам, это произошло во время военной компании на север. Его армия осадила город Ясриб. Среди осажденных были иудеи. Так получилось, что Абу Караб заболел и был излечен пришедшими из осажденного Ясриба иудейскими лекарями. Счастливое излечение правителя – обычный прием христианской мифологии, объясняющий, почему гонители христианства меняли свои взгляды и принимали новую религию. Вполне возможно, что миф о болезни Абу Караба также был придуман христианами. Дело в том, что большинство сведений об этом времени пришли к нам из христианских или мусульманских письменных источников. Причем, мусульманские авторы скорее цитировали христианских.
Так или иначе, Абу Караб и его потомки преобразовали старые языческие храмы в синагоги. Из Палестины в Аравию прибывали вероучителя. Археологи обнаруживают на древних строениях Химьяритского государства посвящения единому отцу неба, богу Израиля и слова еврейского происхождения «шалом» и «аминь».
Согласно христианским легендам, химьяритские иудеи жестоко преследовали христиан. Это послужило поводом для войны, которую развязал христианский Аксум против своего аравийского соседа.
В 525 году Химьяр был завоеван. Лишь высоко в горах сохранились остатки иудейского государства. Оно пало в эпоху мусульманских завоеваний. Однако йеменская иудейская община благополучно просуществовала до середины XX века.

Иудейское королевство в Африке

Деревенская синагога в Эфиопии. Картинка фонда wikimedia

О королевстве африканских иудеев европейцы знали давно. О нем писали арабские авторы, Марко Поло, Лев Африканский и португальские дипломаты XVI века. Оно существовало более тысячи лет, пока не было завоевано соперничающей христианской империей, известной нам как Эфиопия. Современные авторы чаще именуют африканское иудейское королевство Сымен по названию горной цепи к северу от Эфиопского нагорья (см. на карте), где располагался политический центр иудейских монархов. На самом деле, Сымен означает просто север. Арабские географы называли его царством Ха-Дани, так как считали, что эфиопские иудеи происходят от колена Данова, части древних евреев, бежавших из Египта. Эфиопские иудеи называют сами себя и свою историческую державу Бета Исраэл, то есть Дом Израилев.
В первом тысячелетии на территории современных государств Эфиопия и Эритрея сложилась мощная и богатая империя Аксум (). В 325 году аксумский правитель Эзана принял христианство. Но это вызвало сопротивление аксумской иудейской общины, которая объединилась вокруг Финея, потомка древнего израильского первосвященника Садока. Он вместе со своими сторонниками ушел в горы Сымен, где основал независимую монархию.
«Эй, стоп! – воскликнет читатель. – Откуда в Черной Африке взялись иудеи?». Для средневековых эфиопских писателей ответ на этот вопрос был прост. Они считали, что все эфиопы происходят от евреев. Эфиопские иудеи рассказывают разные легенды. Одни повторяют арабскую версию о колене Дановом, другие говорят, что евреи бежали от римлян вдоль побережья Красного моря. В XX веке была выдвинута наиболее правдоподобная версия о том, что аксумские иудеи – потомки выходцев из Йемена. Между Аксумом и иудейским государством Химьяр было чуть более 60 км водного пространства. Естественно, между ними велась торговля, представители одного государства переезжали жить в другое. Но данную версию портит тот факт, что иудейское королевство в горах Сымен возникло раньше, чем химьяритские правители приняли иудаизм.
В 2002 – 2005 годах вышла серия работ генетиков, изучавших современных эфиопских иудеев «фалаша». Исследования показали, что потомки бежавших в Сымен ничем особо не отличаются от других эфиопов и не имеют никакого отношения к йеменцам или ближневосточным евреям. Выходит, иудеи Аксума были местными жителями, принявшими иудаизм под влиянием неизвестных миссионеров. Эти миссионеры могли прибыть либо из Египта, либо непосредственно из Палестины по морскому торговому пути, что существовал между Римской империей и Индией. Они обратили часть африканцев, но собственных потомков не оставили.
Христианский Аксум и горное иудейское королевство жили как кошка с собакой, устраивая постоянные войны. В VIII веке у них появился общий враг – мусульмане, которые завоевали побережье Красного моря и стремились перейти через горы Сымен в Эфиопское нагорье. Казалось бы, христианское и иудейское государства должны были объединиться. Но нет! В середине IX века Аксум попытался завоевать Сымен. Король Гидеон IV был убит. Однако его дочь Юдифь заключила военный союз с племенем агау и совместными силами сокрушила Аксум. Она основала династию Загве (буквально «из агау»), которая правила Эфиопией до 1270 года. Центром владений Загве был город Лалибела, ныне известный высеченными в скалах церквями.
В конце XIII века эфиопским христианам удалось восстановить свою государственность. Более того, правившие в Эфиопии императоры называли себя потомками Соломона, как это делали императоры Аксума. Иудейское государство в горах Сымен также продолжило свое существование, а его правители считали себя потомками Садока. В XV веке императору Исааку I удалось ненадолго захватить земли Бета Исраэл, но после его смерти иудейское королевство обрело независимость. Возможно, христианское и иудейское государства Эфиопии могли бы еще долго воевать друг с другом, причем с переменным успехом. Однако в следующем столетии в историю Эфиопии вмешались внешние могущественные силы.
В 1529 году глава прибрежных мусульман, имам Ахмад заручился поддержкой Османской Порты и начал завоевание Эфиопии. Он наголову разгромил христианского императора. В 1540 году столица христиан находилась в осаде, а наследник престола был в плену у мусульман. Войска имама Ахмада вторглись в иудейское королевство, разрушая крепости и сжигая поля. В таких случаях помогает только чудо. Чудом для эфиопов стал отряд португальских мушкетеров во главе Кристово да Гамы, родственника знаменитого мореплавателя Васко да Гамы. 21 февраля 1543 года португальцы убили в бою имама Ахмада, и его армия покинула почти завоеванную страну.
Изгнав мусульман, христианские императоры продолжили войну. На этот раз против старых соперников-иудеев. Благодаря помощи португальцев, привезенному ими огнестрельному оружию и знаниям о новых методах ведения войны в 1627 году христиане окончательно покорили горное королевство. Согласно легенде, последние защитники иудейского государства покончили жизнь самоубийством, чтобы не сдаваться в плен. Оставшиеся в живых были лишены права на землю и превратились в странников «фалаша».
Португальцы поплатились за помощь христианским союзникам. В 1633 году они сами были изгнаны из Эфиопии. Что касается эфиопских иудеев, то их злоключения продолжались до конца XX века пока большинство потомков жителей Сыменского королевства не переселились в Израиль. Ныне в Израиле эфиопских иудеев больше, чем в самой Эфиопии.

Иудейские царства на краю Сахары
На стыке границ современных государств Алжир, Тунис и Ливия расположен обширный оазис , удивляющий случайных путешественников зелеными рощами финиковых пальм и многоэтажными глиняными постройками. Сегодня он удален от крупных городских центров, но в древности здесь проходили торговые пути через пустыню, и римляне после завоевания Карфагена решили построить для их охраны крепость Гадамес. С тех пор оазис носит название римской крепости.
Коренными жителями Гадамеса издавна были берберы – потомки древнейших жителей Сахары. Если верить Геродоту, в античные времена они поклонялись Луне и Солнцу. Благодаря археологическим раскопкам, мы также знаем о сложных заупокойных культах, возможно заимствованных у древних египтян. В начале нашей эры берберы приняли христианство. Гадамес даже был центром самостоятельной епископии. Однако вместе с христианством среди них распространялся и иудаизм. Его принесли с собой пленные израильтяне, высланные на север Африки в 70 году будущим римским императором Титом.
В 435 году южное побережье Средиземного моря было захвачено германским племенем вандалов. Это вызвало бегство местных жителей на юг. Они смешались с берберами и создали ряд римско-берберских государств. Иудеи Гадамеса были крестьянами, ремесленниками и торговцами. Они вели активную деятельность и, перейдя вместе с караванами пустыню Сахару, принесли иудаизм дальше в земли Черной Африки.
В 665 году у христиан и евреев северной окраины Сахары появился опасный противник – арабы-мусульмане. Они победили Цецилия, христианского правителя берберов, и захватили север современного Туниса. Борьбу жителей Гадамеса возглавила правительница Кахья, известная по арабским источникам как аль-Кахина. Мы знаем о ее жизни почти исключительно по легендам. Она происходила из племени кочевников «джарава», исповедовавших иудаизм. В молодости Кахья хитростью захватила власть: вышла замуж за злого правителя, а затем убила его. Друзей и врагов правительница-иудейка впечатляла очень длинными волосами и умением предсказывать будущее по поведению птиц. Историк ибн Халдун писал, что у нее было трое детей, причем третьим являлся захваченный в плен арабский юноша.
В 698 году арабский полководец Хасан аль-Нуман вторгся в области, что находились под контролем Кахьи. Она приняла вызов и привела под Мескиану (теперь это северо-запад Алжира) значительную армию. Хасан аль-Нуман был разбит, бежал на побережье и был вынужден несколько лет прятаться в крепости. Кахья пыталась выманить противника, организуя против него партизанские рейды. В 703 году Хасан аль-Нуман наконец-то решился на новый поход. Кахья погибла в бою с ним. Одни легенды говорят, что гадамесская правительница умерла с мечом в руке. Другие, — что она покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен.
Но что произошло с иудеями, которые оказались южнее Сахары? В тогда крупном торговом центре Кукия () на восточном берегу реки Нигер власть перешла в руки иудейского рода Зува. Его основателем был Зува Алаймени, выходец из Йемена. Династия Зува контролировала обширные земли, населенные преимущественно чернокожими племенами. В XI веке пятнадцатый правитель Зува Кусой все-таки принял ислам. В состав империи Мали также входило государственное образование Бени-Исраиил с центром в крепости Тиндирма . Под его управлением находился длинный торговый путь от Нигера на север. В войске Бени-Исраиил служило около полторы тысячи воинов.
В конце концов, все иудейские государства Сахары были подчинены империей Мали, правители которой приняли ислам. Отношения между мусульманами и иудеями в этой части света складывались по-разному. С одной стороны, в Марокко, Алжире и Тимбукту продолжали существовать влиятельные еврейские общины. С другой, мусульманские правители накладывали на них различные запреты. Иудейская община фактически перестала существовать лишь в ходе противоречивых трансформаций второй половины XX века. Но говорят, в Сахаре до сих пор можно найти остатки иудейских племен.

Хазарский каганат

Символы иудаизма на хазарском памятнике. Картинка фонда wikimedia

История Хазарии интересна потому, что непосредственно связана с прошлым восточных славян. Если верить «Повести временных лет», часть славянских племен платила дань хазарам от «дыма по мечу», «по серебряной монете и белке с дыма», «по серебряной монете с сохи». Итиль, главный центр Хазарского государства, располагался в дельте Волги. Учитывая возможность контроля столь обширных территорий, стоит признать, что хазарские каганы имели право считать себя одними из наиболее влиятельных правителей средневековой Европы.
Хазары – тюркский народ, пришедший в первом тысячелетии в Восточную Европу из южной Сибири. После освобождения от более могущественного Тюркского каганата и победы над другим тюркским племенем булгар, они основали в VII веке собственное государство. В период расцвета его границы могли достигать низовьев Дуная на западе и Аральского моря на востоке. Хазары вели успешную дипломатическую политику по отношению Византии, фактически самой развитой и богатой европейской страны того времени, сдерживали натиск кочевников с востока и арабов-мусульман с юга.
Успех хазарской державы был предопределен тем, что она контролировала важные торговые пути. Обычно, когда речь идет о средневековом транзите товаров в Восточной Европе, мы вспоминаем о пути «из варяг в греки», то есть из Балтийского в Черное море. Однако эта была не единственная и долгое время не самая важная международная магистраль. Еще один важный торговый путь лежал из Каспийского моря вверх по Волге и дальше на запад. Он связывал Иран и арабские страны с севером, славянскими землями и Западной Европой. По этому пути в X веке путешествовал знаменитый арабский писатель и дипломат Ахмад ибн Фадлан.
Главной валютой на всем протяжении пути из Каспия была восточная серебряная монета – дирхам. Исчезновение Хазарского каганата в конце X века привело к резкому сокращению серебряных монет в славянских землях, что отрицательно сказалось на денежном обращении. Любопытно, что местные умельцы пытались чеканить собственные монеты, копируя иранские. Византийские и даже западноевропейские монеты так и не смогли в полной мере заменить приток дирхамов. В результате в XII веке начался безмонетный период. Таким образом, Хазарский каганат не просто взимал дань с местного населения, а обеспечивал прочные торговые и финансовые связи.
Во главе хазарского государства стоял каган. Этот титул был заимствован из Тюркского каганата. Со временем каган превратился в номинального правителя, тогда как главную роль стали играть военные лидеры – беки. О традиционной религии хазар мы знаем мало. Считается, что они, подобно другим тюркским народам, поклонялись небу. Немногочисленные письменные источники, рассказывающие о религии хазар, очень противоречивы, основаны на представлениях, заимствованных из древней иранской мифологии. Судя по сообщениям из армянских и арабских источников, хазары были хорошо знакомы с христианством и исламом и даже принимали их. Правда, без последствий. То есть эти религии не приобрели официальный характер.
Оставаться языческим государством, имея дело с партнерами, относившимися к язычеству как к очень большому минусу, становилось все сложнее. Тогда хазары приняли религию, связанную с единобожием. Но это были не христианство или ислам, а иудаизм. Иосиф, хазарский монарх X века, рассказывал в письме испанскому еврею Хасдаю об обращении своего народа следующим образом. К правившему в VIII веке царю Булану во сне стал являться ангел, который обещал умножение царства взамен на принятие верозакония и строительство храма. Булан прислушался к нему, изгнал идолопоклонников и гадателей, организовал поход на Иран для захвата сокровищ и поместил их в храм, который организовал в шатре. Один из следующих царей Обадия провел реформы, приняв талмудическую форму иудаизма, открыл школы и синагоги.
Для многих принятие иудаизма хазарами кажется удивительным и даже исключительным делом. Однако пример йеменцев и африканцев, принимавших иудаизм, показывает, что ничего исключительного в этом не было. Хазарам приходилось иметь дело с враждующими между собой христианами и мусульманами, и они решили не принимать ни одну из сторон. Гонения евреев в Византии и Арабском халифате способствовали притоку в Хазарию образованных и предприимчивых беженцев. Они приносили с собой новые знания, связи и оставались преданными близким им по религии бекам и каганам.
Любопытно, что хазары вовсе не пытались выдать себя за потерянное колено Израилево или по-другому объявить себя потомками древних евреев. «Я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы», — честно сообщал Иосиф Хасдаю. Согласно библейской мифологии, Иафет был сыном Ноя, прародителем многих народов, но прародителем евреев считался другой его сын Сим.

Поход на хазар в 965 году. Миниатюра Радзивилловской хроники. Заимствовано у фонда wikimedia

Исследователи отмечают, что даже после реформ Булана и Обадии многие хазары продолжали оставаться язычниками. Об этом говорят археологические раскопки захоронений. Ничего удивительного в этом нет. Ведь после принятия христианства представители европейских народов веками также сохраняли языческие обряды. Можно даже предположить, что в Хазарии сосуществовали различные ветви иудаизма. Одни признавали только Пятикнижие, другие – Тору.
Во второй половине X века ситуация на границе Восточной Европы и Азии вышла из-под контроля хазар. Нашествия руссов и кочевников-торков вынудили их искать помощь у среднеазиатского Хорезма. Взамен хорезмийцы потребовали принять ислам. Хазары, за исключением их царя, так и сделали. Однако хазарам это не помогло. Точная дата исчезновения государства Хазария не установлена. Под 1064 годом сообщается, что остатки хазар переселились в один из кавказских городов. К тому времени на их землях уже правили бал кочевники-кипчаки, более известные среди восточных славян как половцы. Судя по исчезновению восточных дирхамов и других предметов привычного торга, крах Хазарии наступил гораздо раньше – в последние 10 – 15 лет X века.

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.