Неклассическая философия XIX века. Общая характеристика неклассической философии Неклассическая философия кратко самое главное

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

Реальная история 18 и 19 ст ., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения. В 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба , обозначившая непримиримые позиции в обществе вылилась в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

Другим фактором , оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция . Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.

Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно-идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни», прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими . Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.



Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная «разноголосица» среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры.

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ «ПЕРВОГО ПОЗИТИВИЗМА» (О. КОНТ, Г. СПЕНСЕР, ДЖ. МИЛЛЬ)

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли 19 в. - позитивизм . Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 - 1857), Герберта Спенсера (1820 - 1903), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

В 40-е годы XIX века Огюст Конт , родоначальник позитивизма, выступил с критикой гегелевской метафизики и сформулировал задачу социального познания: сделать учение об обществе («социологию» - термин впервые ввел О. Конт) такой же «положительной», «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины - математика, механика, - с использованием «точных», математически - экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез.

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.



На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев…

Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте.

Метафизическое мышление , по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта.

На третьей, позитивной стадии познания , утверждал Конт, «человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться… открытием их законов, т. е. неизменных отношенийпоследовательности и сходства явлений» (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на «как», но не «почему», как считал Конт.

В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности .

Задачами философии являются систематизация и обобщения специально - научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии - исследование связей и отношений между конкретными науками.

Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. В системе классификации Конта выделяют следующие науки - математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому..

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

Полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

Поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

-гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

-методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

-дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

Если натурфилософские концепции противопоставляли философию как «науку наук» специальным наукам, то позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм.

Позитивизм фактически остался в рамках классического идеала рациональности, согласно которому научное знание идеологически и нравственно «нейтрально»: научное – «позитивное» - познание, согласно позитивистской программе должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретацией, и вся «метафизика» должна быть упразднена и заменена либо специальными науками («наука - сама по себе философия»), либо обобщенным и «экономическим» образом эмпирических знаний, либо учением о соотношении наук о языке и т. п.

Марксизм

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения -марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали :

Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3.Главными произведениями основателей марксизма являются:

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма в следующем:

На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему , которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису ;

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда . Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качественаемной рабочей силы за заработную плату .

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью , часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений , при которых:

Будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

Частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

Произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (втор. половина ХIХ-ХХ вв.)

Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);

2) социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);

4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

Основные черты классического типа философствования

1. Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности.

2. Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Происходило отождествление деятельности и сознания.

3. Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума.

4. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум . Свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.

5. Стиль философствования характеризуется как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения . Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония .

Особенности неклассической философии

1. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)

2. В рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.

3. От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике .

4. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного .

5. В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте - переходе от философии сознания к философии языка.

Марксизм и неомарксизм. Возникает в середине 40-х годов XIX века. Карл Маркс, Фридрих Энгельс.

Марксизм пытался решить следующие вопросы: закономерности развития общества, материалистическое понимание истории, антропосоциогенез, причины социального расслоения, феномен общественного сознания.

Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели, ценности, теории (общественное сознание). Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ. .

Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства производства и занятые в нем люди. Производственные отношения – отношения между людьми.

Над базисом возвышается надстройка , включающая в себя: общественные учреждения и организации, политические, правовые отношения, общественное сознание (мораль, религия, наука, философия, искусство и т.д.)

Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Источником общественного развития является противоречие между производительными силами.

Этап развития общества с соответствующим способом производства материальных благ, базисом и надстройкой называется общественно-экономической формацией . Маркс и Энгельс выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Методология марксизма: диалектический материализм. Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития .

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности Практика является критерием истины. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем.

Капитализм отчуждает людей от продукта труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга.

Философский иррационализм

Артур Шопенгауэр. Основная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1819), согласно которой мир вовсе не основан на принципах целесообразности, разумности. По мнению Шопенгауэра, в мире вообще нет разумных сил, но есть воля , воля к жизни, стремление к самоутверждению. Воля – это слепой порыв к жизни, иррациональное хотение, пронизывающее собой все. Мир - только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Ницше Фридрих (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, который стал родоначальником течения «философии жизни». Романтизм молодого Ницше, когда он целиком находится под влиянием идей Шопенгауэра и Г.Вагнера;

    Этап позитивизма , связанный с разочарованием в Вагнере и резким разрывом с идеалом художника: Ницше обращает свой взор к «положительным» наукам – естествознанию, математике, химии, истории, экономике;

    Период зрелого Ницше или собственно ницшеанский, проникнутый пафосной идеей «воли к власти». В свою очередь, творчество зрелого Ницше с точки зрения порядка рассматриваемых им проблем может быть представлено следующим образом:

а) создание утверждающей части учения путем разработки культурно-этического идеала в виде идеи о «сверхчеловеке» и о «вечном возврате»;

б) негативная часть учения , выразившаяся в идее «переоценки всех ценностей».

Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Его сверхчеловек – это, прежде всего творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной волей», творец самого себя как автономной и свободной личности.

Философия позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма

Позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформляется в 30-е годы XIX в. (О.Конт и Г.Спенсер). В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Конт заявляет о решительном разрыв с философской («метафизической») традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

Возникает вторая историческая форма позитивизма – махизм, эмпириокритицизм , т.е. критика опыта. (Э.Мах, Р.Авенариус и др.). Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания.

Неопозитивизм, аналитическая философия ( 20-е г. XX в.) Логический позитивизм принимает тезис о главенствующем характере положений логики и математики. Логический позитивизм тесно связан с так называемым лингвистическим поворотом в философии. В центре его интересов находится проблема значения языковых выражений. Преследует две цели: 1) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения, возникающие в результате неправильного употребления языка; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

Постпозитивизм . Принцип верификации (проверка опытом) сменяется принципом фальсификации (опровержением), предложеннным К.Поппером. Постпозитивизм настаивает на важности историчесго подхода в изучении науки. В процессе развития науки в результате научных революций происходит смена парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма означает совокупность теоретических, методологических и иных установок принимаемых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем. Так в физике на рубеже XIX – XX вв. произошел переход от парадигмы Ньютона к теории Энштейна.

Философия экзистенциализма

50 – 60-е годы XX столетия . Экзистенциализм отразил противоречия и болезни общества XX в., представил описание ситуаций духовного кризиса, когда у обезличенного существа проявляется ощущение бессмысленности, недостаточности, неправильности своего бытия. Причем немало представителей экзистенциализма с поразительной легкостью и мастерством пользовались пером писателя, художника, описывая реальные «пограничные» ситуации, в которых абстрактные «экзистенциалы» наполняются плотью, жизненным миром.

Различают религиозный (Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер, Мерло-Понти) экзистенциализм. Фундаментальный принцип экзистенциализма можно выразить словами: существование предшествует сущности, то есть первоначально человек просто существует, обрести же сущность ему еще предстоит, он только проект. Постоянный поиск самого себя, забота об обретении сущности является трудным уделом человека, его постоянного выбора, созидания себя и других.

В качестве изначального и подлинного человеческого существования выделяется самопереживание, экзистенция бытия, которое является единичным, личным, конечным и постигается непосредственно. Описание структуры человеческого существования сводится в экзистенциализме к описанию ряда его модусов – страха, вины, тревоги, страдания, совести. Именно в моменты глубочайших личностных потрясений – в «пограничных ситуациях» человек переживает экзистенцию как основу своего существа.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных ситуациях . Это ситуации особого рода, которые «отрезвляют» человека, побуждают к пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции побуждает, например, столкновение со смертью .Документ

В Греции во второй половине 5 - первой половине 4го века до... ХIХ -ХХ вв . В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др. Соловьёв Владимир Сергеевич (1853–1900) В своей философии ... гносеологии. Классическая и неклассические концепции истины. Истина...

  • Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва

    Методические рекомендации

    В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII- начала ХIХ века. М.: Высшая... икон. //Философия русского религиозного искусства ХVI-ХХ вв . Антология. ... западной философии . Философия ХХ века. Классическая и неклассическая философия . Культ...

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛОСОФИЯ Методические указания Красноярск СФУ 2010

    Методические указания

    ... философии во второй половине ХХ века и его связь с кризисом индустриальной цивилизации. Постмодернизм в философии . Тема 9. Русская философия ...

  • Учебная программа, планы семинаров, список литературы, вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине «Философия»

    Программа

    И др. Тема 3. Русская философия ХIХ -ХХ вв . Русская философия второй половины ХIХ - сер. ХХ в. и ее особенности. Славянофилы... типов научной рациональности: классическая, неклассическая , постнеклассическая наука. Постпозитивистская концепции...

  • Неклассическая философия. Основные направления развития западной философии в XIX - XX веках

    Классическая философия главной своей проблемой считала изучение теории познания.

    Неклассическая философия обращает внимание на такие проявления человека как воля, чувства, бессознательное, а также обращается к проблемам общества и науки. Начало неклассической философии было положено в XIX в и развитие продолжалось в XX веке. В неклассической философии можно выделить три основных направления: философия личности, философия науки, философия религии. Философия религии развивается, так как растет потребность в рациональном объяснении религии. В этот период складывается неотомизм, который стал официальной философии католической церкви.

    ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ

    Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 –1860 г.г.). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая.

    Главное произведение "Мир как воля и представление " (1818-1844 г.г.) Шопенгауэр считал, что каждая индивидуальная воля стремится к мировой воле, но достичь ее невозможно, а если бы это случилось, то индивидуальная воля бы погибла. По мнению Л.Н. Толстого Кутузов в войне с Наполеоном полагался на мировую волю и победил.

    Шопенгауэр считал, что индивидуальная воля в наибольшей степени приближается к мировой в тот период, когда она находится в своей родовой стихии, то есть в период, когда человек стремится к продолжению рода и его воля стремится к другой воле противоположного пола. Шопенгауэр говорил, что в этот период человек будет искать партнера, компенсирующего его недостатки, и главную роль будут играть не возвышенные чувства, а слепое стремление друг к другу. Критериями являются в первую очередь здоровье, молодость и компенсация собственных недостатков. С появлением первенца всякий интерес исчезает и начинается проза жизни, поэтому человек должен погасить свои страсти, отказаться от всех стремлений, чтобы не разочаровываться и погрузиться в нирвану. Шопенгауэр обратил внимание на ту сторону человеческой жизни, на которую прежде философы не обращали внимания.

    Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 г.г.)

    Родился в Австро-Венгрии (на территории Чехии). Сначала работал в Вене врачом. Прошел стажировку в Париже клинике Шарко, начинал заниматься нервными и психическими расстройствами.

    Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика имеет сложную структуру. Он выделил 3 уровня:

    Ид («оно») –самый глубинный уровень

    Эго («я»)

    Суперэго («супер я»)

    I «Ид» - бессознательный, инстинктивный уровень, обуславливающий стремление человека к удовольствию, к удовлетворению своих потребностей. Это генетический уровень.

    Фрейд выделяет следующие инстинкты:

      Инстинкты жизни (самосохранения, продолжения рода, сексуальный инстинкт – либидо),

      Инстинкт смерти (саморазрушение и отсутствие самосохранения).
      II «Эго» - это человек, осознающий свой возраст, свое положение. Человек в какой-то мере сдерживает свои бессознательные влечения.

    III «Суперэго» - человек контролирует себя с точки зрения моральных, религиозных, правовых, запретов, предъявляемых обществом. Это внешнее требование.

    Фрейд установил, что в основе неврозов лежит чувство подавленности, возникающее, когда человек подавляет свои инстинкты. Часто причиной неврозов являются проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Нередко они возникают в детстве (проблемы во взаимоотношениях с родителями со сверстниками, просто со взрослыми людьми). Фрейд вводит понятие «эдипов комплекс» или «комплекс Электры» (когда мальчик боготворит мать, а девочка – отца). Во взрослой жизни возникают проблемы поиска спутника (цы) жизни. Фрейд видит проблемы во взаимоотношениях в детстве.

    Фрейд абсолютизировал биологическое начало человека и сексуальные инстинкты. Он делает вывод: если человек не реализует либидо, то происходит сублимация энергии в творчестве.

    Фрейд придавал большое значение сновидениям. Он говорил, что в сновидениях реализуется то, что не реализовано у человека в жизни. Также Фрейд занимался изучением оговорок, т.к. считал, что в них выходит бессознательное.

    Фрейд создал метод психоанализа, который состоит в поиске причин болезни самим пациентом, с помощью вопросов врача. Этот метод получил распространение в XX в. В 1й половине XX в.

    В Европе появились клиники, работавшие по методу Фрейда.

    Последователи Фрейда: К. Юнг, Э. Фромм. Они смягчили биологизаторское начало учений Фрейда.

    Взгляды Фрейда оказали большое влияние на развитие философии личности, на психологию, на литературу и искусство XX века.

    Эрик Фромм (1900 – 1980 г.г.)

    Он оказал влияние на мысли молодежи второй половины (60 е г.г.)

    Фромм родился в Германии, а в начале 30х г.г. иммигрировал в Америку. Он занимался психологией личности. Одна из его работ – это «Искусство любви», в которой он говорит о важности чувства любви для человека во всех его проявлениях (любовь, начиная от любви к Богу до любви к вещам и предметам). Главное любовь мужчины и женщины, любовь родителей и детей и т.д.

    Идея любви пришла от Фромма в сознание целого поколения молодежи 60х г.г. – движение «хиппи».

    Экзистенциализм (существование) – это одно из направлений философии личности, которое утверждает, что сущность предшествует существованию, и человек раскрывается в критических ситуациях в момент выбора между жизнью и смертью, в пограничном состоянии (между нормой и отклонением от нормы). Это течение способствовало углублению понимания личности, и ее взаимоотношения с внешним миром.

    Среди основателей экзистенциализма можно назвать:

    Кьеркегор (XIX в.), Бердяев, Хайдеггер (немецкий философ, умер в 1976 г.) и французские мыслители А. Камю (1913 – 1960 г.г.) и Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.).

    Сартр говорил, что он попытался в своей философии соединить фрейдизм с марксизмом; в марксизме предусматривается социальная справедливость.

    Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.г.)

    Учился на факультете классической философии (греческий и латынь). Позже занялся изучением древнегреческой культуры, театра. В 24 г. стал профессором. Ницше написал работу об истории древнегреческого театра в которой высказывает нетрадиционное мнение о греческой культуре. Он говорил, что в ней присутствует два начала:

    Начало Аполлона - светлое

    Начало Диониса – темное (ночное время, Дионис – ночной Бог)

    Не все подчиняется разуму, есть внутренние силы, потребности, чувства которые не контролируются разумом.

    Наиболее известные произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

    Основные идеи творчества Ницше :

      Идея философствования по ту сторону добра и зла.

      Учение о переоценке ценностей.
      По мнению Ницше весь мир есть шутка Бога, это иллюзия, чтобы разобраться в этом, надо обернуть мир и на обороте будет начертана истина. Ницше нельзя понимать прямолинейно.

      Учение о сверхчеловеке.
      Трактовка Ницше как проповедника сильного человека, как сторонника воли и насилия неверна. Ницше выступает против стандартного шаблонного мышления и поведения. С точки зрения Ницше душевная сила человека является его стержнем; человек должен полагаться на самого себя самосовершенствоваться и утверждаться, но не за счет других, а за счет своих собственных сил. Вот такой человек и есть сверхчеловек.

    В книге «Так говорил Заратустра» есть притча о духе. Ницше пишет, что дух вначале превратился в верблюда, а тот превратился в ребенка. Дух также как верблюд тянет на себе весь мир. Его путь лежит через пот и кровь. Но этот путь ведет к пустыне, где жить он будет один. В пустыне он должен превратится во льва, чтобы иметь силу и независимость для выживания. Но когда речь заходит о творчестве, лев бессилен, он должен превратиться в ребенка, который обладает необходимой мерой чистоты для творчества.

    «Воля к власти» название дано издателями не очень удачно, т.к. Ницше подразумевал волю к власти над собой, а не над другими. Первая часть «Антихристианин» была подготовлена самим Ницше. Здесь сконцентрированы его размышления о проблеме Бога. Ницше действительно критиковал современное ему христианство. Он говорил, что христианская церковь обесценивает многие ценности. Но сказать, что Ницше – атеист из-за его негативного отношения к христианству нельзя, все намного сложнее. Ницше говорил, что Бог умер, но умер на улице как общественный культ. Но он считает, что Бог остался в душе и в культуре. Философские взгляды Ницше оказали большое влияние на развитие литературы, искусства XX века.

    ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

    Она выходит на первые места к началу XX в., потому что в XIX в. Были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система Менделеева), которые заставили понимать мир как систему, а также наука оказывала влияние на развитие производства.

    На рубеже XIX - XX в.в. происходит научная революция, связанная с возможностью разложения атома, открытия электрона, рентгеновского излучения.

    В XX в. происходит НТР.

    Еще в середине XIX в. секретарь Сен-Симона Огюст Конт создает теорию позитивизма .

    Сторонники этого течения считают, что философия должна заниматься положительными знаниям, т.е. естественными науками; каждая наука – сама себе философия. Позитивизм отвергает теоретическую философию, т.е. считал, что разные учения о разуме, нравственности бессмысленны, т.к. их нельзя измерить.

    Неопозитивисты в конце XIX в. утверждали, что философия должна строиться на основе математики, физики и она должна изучать явления мира, а не законы природы или общества, т.к. их формулирует человек, не всегда точно используя термины. Неопозитивисты критически относились к естественным языкам (на которых говорят люди), отдавая предпочтение искусственным языкам (язык математики, физики, нотной грамоты и т.д.). В это время возникает идея искусственного языка – эсперанто. Положительная роль неопозитивизма состоит в том, что он сделал объектом изучения язык и проблемы науки и техники.

    Неопозитивизм получил распространение и в России. Одним из представителей был Александр Богданов (Малиновский). Он считал, что философия марксизма должна обновиться и перейти на позиции неопозитивизма и изучать только объекты, которые можно изучать конкретно. В дальнейшем он пытался объяснить общество и природу с точки зрения системного подхода. Богданова можно считать одним из основателей кибернетики. В работе «Всеобщая организационная наука» Богданов выдвигает двоичную систему ; он имел в виду, что в науке все вопросы должны формулироваться так, чтобы можно было дать ответ либо «да», либо «нет». Идеи Богданова в России не оценили. Возможно, они были использованы в 30х годах в США при разработке первых ЭВМ.

    Неопозитивизм оказал влияние и на гуманитарные науки. Проявилась теория о необходимости технократизации общества, т.е. они считал, что обществом должны управлять инженеры; все должно быть подчинено науке и технике.

    Оппоненты говорили, что без духовности культуры общество зайдет в тупик. Антиутопии: Замятин, Оруэлл – протест.

    Одним из первых философов, выступивших против господства техники, был Н.А. Бердяев. Он изложил свои мысли в работе «Человек и машина» (начало 30 х годов XX в.). В ней он высказал следующие мысли, что существуют три типа жизни:

    1 – природа,

    2 – культура,

    3 – техника.

    Если преобладает первый тип, то общество остается на грани первобытности; если преобладает 3й тип, то общество теряет духовность, а вот культура должна соединить природное и техническое и поддерживать гармонию.

    В XX в. роль философии науки возрастает в связи с развитием НТР (начиная с середины XX в.. конца 1930 -40 г.г.). Наука превращается в производственную силу.

    Признаки:

    В условиях НТР появляются

    1 – новые виды энергии. Атомная энергия используется на атомных электростанциях в мирных целях,

    2 – создание новых материалов искусственных и синтетических. Эти новые материалы расширяют технологические возможности,

    3 – развитие коммуникаций

    а) транспорт (развитие железнодорожного транспорта, авиации во 2й половине XX в.), автомобили, космические корабли.

    б) развитие средств связи: телефон, радио, телевидение, компьютер (Интернет).

    НТР порождает и ряд философско-этических проблем:

    1 – Проблемы связанные с использованием современных видов вооружения носят этический характер. Даже локальные конфликты порождают большие экологические проблемы. Особые проблемы порождает использование химического, биологического, атомного оружия.

    2 – Экологические проблемы, связанные с развитием производства. Впервые о них задумались именно философы. Они стали разрабатывать свои предложения по решению вопросов, связанных с безопасностью окружающей среды. Они призывали создать производства замкнутого цикла или безотходное производство.

    3 – Проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины

    а) этические проблемы, связанные с клонированием,

    б) генная инженерия,

    в) в медицине смерть констатируется по смерти мозга, т.к. современная медицина может искусственно поддерживать работу сердца, легких и других органов (Но нужно ли это?),

    г) проблемы трансплантации органов (Кто решает, кого сделать донором?),

    д) проблема эвтаназии (безболезненная смерть),

    е) проблемы, связанные с искусственным оплодотворением.

    Достижения в области науки и техники порой порождают серьезные этические и даже юридические проблемы.

    Общая характеристика и основные направления неклассической философии.Период в истории западноевропейской философии с середины XIX до середины XX веков принято называть неклассическим. Развитие философских идей этого времени происходило в общем контексте осмысления и переинтерпретации достижений классики. Построение любой философской системы осуществлялось, либо, исходя из концептуальных идей предшествующей классической традиции, либо основывалось на их тотальном отрицании и неприятии, но так или иначе, новый – неклассический – тип философствования сформировался в результате развития, углубления и дополнения классических философских систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

    Отмеченные тенденции позволяют провести типологию всех философских направлений неклассического периода по принципу принятия–непринятия концептуальных оснований классической философии. Таким образом, все направления неклассической философии условно можно разделить на две большие группы:

    Направления, поддерживающие общие принципы рационалистической философии. К этой группе могут быть отнесены все неоклассические школы, такие какнеокантианство (К. Фишер, О. Либман, Ф. Ланге и др. – в XIX веке, марбургская и баденская школы неокантианства в XX веке), неогегльянство (Ф. Брэдли, Р. Коллингвуд, А.Кожев и др.), марксизм(К. Маркс, Ф. Энгельс) и неомарксизм (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), а также направления, концептуальные основания которых в целом построены на традици-онно-классическом понимании рациональности, такие как структурализм (К. Леви-Стросс), позитивизм (О.Конт, Г. Спенесер, Э. Мах, Р. Авенариус),неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел) и аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Д. Мур, Д. Остин), феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер).

    Направления иррационалистического характера: "философия жизни" (Ф Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг), экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю).

    В рамках неклассической философии предпринимается попытка пересмотра и дополнения прежних (классических) представлений о рациональности, основанных на принципах единства и целостности познающего субъекта и абсолютной достоверности существования объективного мира. Основное внимание философов направлено на сферу субъективного, понимание которого также существенно расширяет прежние представления о человеке: если в классической философии доминирующей, специфической характеристикой субъекта считалось мышление (в вербальной, дискурсивной форме, в идеале – мышление логическое), то в указанный период философы обращаются к осмыслению таких проявлений субъективности, которые обычно считались второстепенными, а то и вовсе исключались из сферы сознания (воля, интуиция, бессознательное и т.д.). В общем и целом можно сказать, что основной проблемой неклассической философии является проблема сознания. Объективистская установка, подвергнутая сомнению ещё Декартом и Кантом, в неклассический период окончательно теряет доверие со стороны большинства философов и именно в сознании находится единственное несомненное основание достоверного знания. Трактовки сознания, представленные в учениях этого периода, демонстрируют самые разнообразные взгляды на природу этого феномена.



    Основные представители неклассической философии. Из представителей иррационалистических направлений следует особо отметить таких философов как Ф. Ницше и С Кьеркегор. Иррационалистическими принято считать философские направления, в которых мир и человек понимаются, исходя из такой первосущности, которая иноприродна разуму и недоступна ему. Под термином "иррационализм" объединяют различные философские системы, авторы которых выдвигают в качестве первоосновы нечто, лежащее за пределами разума: волю, интуицию, инстинкт, созерцание, озарение и т.д.



    Вся европейская культура, начиная с Сократа, внушает человеку ложные ценности и навязывает ложные смыслы. С точки зрения Ницше, человек забыл единство и полноту жизни, предавшись поиску и обоснованию чуждых своей природе сущностей – знанию, морали, религии, тем самым превратив жизненную красоту и стихию в то, что надлежит оценивать, соизмерять, ограничивать. Обыденность строго регламентируется, в ней всё меньше остаётся возможностей для личностного проявления, всё больше торжествует посредственность. Сознание, таким образом, обманывает само себя, ориентируясь на предрассудки разума, а история философии от Сократа до Гегеля "оказывается историей долгого подчинения человека, а также историей доводов, которые человек изобретал, чтобы оправдать своё подчинение". (Делёз Ж. Ницше. – СПб, 1997, с. 34) "Жизнь" в её полноте, целостности, непосредственности противостоит размеренности и оформленности "бытия" (предмета исследования рационалистической метафизики), она есть лишённое атрибутов "вечное становление", у которого нет цели и которое нельзя оценить как истинное или ложное, доброе или злое, плохое или хорошее. Становление не может являться предметом исследования науки, поскольку сущность его всегда глубже, чем мы можем выразить посредством языка.

    Именно поэтому наука, знание, мораль и пр. искажают жизнь и навязывают сознанию ложные ценности. Особенно негативную роль в этом процессе выполняет религия, острая критика которой характерна для всех произведений Ницше.

    Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные модификации действия воли к власти. Воля к власти не есть вожделение господства, такое её понимание, наиболее распространённое в современной культуре, характерно для психологии рабства. Воля к власти выражает торжество силы и созидания как неотъемлемых характеристик жизни. Иначе говоря, сущность жизни есть воплощение воли, проявляющейся в активной, деятельной, творческой – утверждающей –природе составляющих её сил. Забвение жизни привело к тому, что современные нормы и стереотипы подменили истинные ценности, а история европейской культуры демонстрирует торжество негативной отрицающей силы в результате чего складывается общество, культивирующее идеалы рабства, слабости, болезни вместо присущих жизни красоты, силы и здоровья. Новая философия и новый человек призваны реабилитировать преданные забвению смыслы, преодолеть амбиции разума и рассудка и попытаться открыть для человечества мир "по ту сторону добра и зла": "Бог умер, и я хочу – пусть живёт сверхчеловек".

    В противоположность гегелевской объективной диалектике, Кьеркегор создаёт диалектику субъективную или экзистенциальную, в которой прослеживается процесс становления личности в её постепенном восхождении к Богу. Понятие "экзистенция" (от лат. «existence" – существование), впервые предложенное Кьеркегором, принято для обозначения единичности, уникальности и специфики бытия личности в противоположность понятию "эссенция" (от лат. "essence" – сущность), относящегося к миру вещей и явлений. В противовес классическому (прежде всего гегелевскому) панлогизму, растворяющему бытие в мышлении и уверенному в том, что бытие до мельчайших подробностей проницаемо для мысли и укладывается в понятия, Кьеркегор утверждает, что экзистенция есть то, что всегда ускользает от понимания посредством абстракций, она есть глубинное, внутреннее, единичное выражение личности. Экзистенция недоступна для понимания посредством научных методов, обрести её можно единственным способом, – сделав выбор и отказавшись от чувственно-созерцательного способа бытия, детерминированного внешними факторами среды к самому себе. Этот путь к обретению экзистенции Кьеркегор раскрывает в учении о трёх стадиях субъективной диалектики.

    Экзистенциальное взросление человека – его путь к Богу, на котором он последовательно проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения "истины" своего существования, этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и отчаяние. На этой стадии человек детерминирован внешним, его целью является наслаждение. Принцип этической стадии – долг, однако, подлинное достижение экзистенции осуществляется только на высшей – религиозной – стадии.

    Экзистенциализм – философское направление, представители которого выдвигают на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. В строгом смысле экзистенциализм не является философской школой, этот термин используется по отношению к достаточно разным мыслителям, поэтому корректнее говорить не о направлении в философии, а об особом – экзистенциальном – мышлении. Предшественником и основателем экзистенциализма считают Кьеркегора, однако, его взгляды долгое время существовали как изолированный феномен. Экзистенциализм становится популярным только после 1-й мировой войны, а в 40-50-е годы. После 2-й мировой войны он обретает статус самого распространённого мировоззрения. В 20-30-е годы основными представителями этого течения называют таких мыслителей как К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, в 40-50-е новые идеи формируются в учениях А. Камю и Ж.П. Сартра.

    Для экзистенциализма характерно особое внимание к онтологической проблематике, это означает, что экзистенциальное мышление развёртывается исключительно в сфере бытия, а все остальные традиционные философские проблемы приобретают второстепенное значение как частные следствия из решения основного онтологического вопроса. Это есть вопрос об определении экзистенции в общей структуре сущего, т.е. конкретизация онтологической природы человеческой реальности в соотношении с остальными началами мироздания. Принципиальным свойством человеческой реальности является "промежуточный" характер, подчёркивающий её несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что не есть человек.

    Природу этого "иного" экзистенциалисты понимают по-разному. Рели­гиозные экзистенциалисты (Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель и др.) определяют это иное как "трансценденцию" (устремлённость за пределы своей собственной ограниченности к чему-то высшему и подлинному), открывающуюся в акте веры. При всех различиях между собой религиозные экзистенциалисты настаивают на том, что Божественное открывается лишь в акте веры и существует только в нём и только пока этот акт длится, а не является предпосылкой веры. Только в усилии удержания этого акта и возможно достичь "подлинного существования". Напротив, вне устремлённости к трансценденции происходит деградация личности, её обезличивание и растворение в рутине повседневности. Но даже в такой ситуации, как бы ни был принижен человек в социальной реальности, он хотя бы смутно ощущает свою причастность чему-то высшему, поскольку экзистенция является бытийной, неустранимой характеристикой человеческой реальности. Направленность человека на мир означает неподлинное существование, "заброшенность", а стремление к трансцендентному – подлинное. Человек слышит "зов бытия", "ок-ликание бытия" в таких феноменах, как "страх" (Ясперс, Хайдеггер), "экзи­стенциальная тревога", "тошнота" (Сартр), "скука" (Камю). Все указанные феномены имеют не психологический, а онтологический смысл, который заключается в том, что человеку открывается зияющая бездна бытия, которой он раньше не замечал, спокойно прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь его удел – не сытый покой с гарантированной пайкой, а риск личного решения и личной ответственности за своё собственное бытие. Это и есть "подлинность", которую вынести труднее, чем бездумное существование в рамках заведённого порядка вещей. Таким образом, религиозный экзистенциализм зовёт человека от мира к Богу, к самоуглублению, позволяющему обрести новое, трансцендентное измерение бытия, преодолевающее ограниченность индивидуального Я.

    Представители атеистического экзистенциализма А. Камю и Ж.П. Сартра считают бытие самодостаточным, самодовлеющим и автономным, отрицая Бога как абсолютное его выражение. Основной проблемой для этих мыслителей является вопрос об идентичности – самоопределении человека ("Кто я есть?"). Человек существует в состоянии "заброшенности", мир не даёт ему ответа на этот вопрос. Нет никаких предписаний, никакого сценария нашей жизни, и человек свободен в выборе того, кем ему быть, свободен в определении своей идентичности. Это значит, что человек – единственное существо в мире, существование которого предшествует его сущности (определению). Данная ему возможность быть свободным реализуется в соответствующем выборе подлинного или неподлинного бытия. Представители атеистического экзистенциализма понимают эти категории иначе, чем религиозного. Так, для Сартра неподлинным является такое существование, которое стремится к "позитивности", к безграничному самоутверждению за счёт других, что, по Сартру, равноценно желанию стать Богом. Подлинное существование, напротив, есть признание неотчуждаемой свободы другого наряду с моей собственной свободой так, чтобы всякий акт моего выбора стал выбором на всех и во имя всех.

    Феноменология – философское направление, основателем которого был немецкий мыслитель Э Гуссерль (1859-1938). В буквальном переводе "феноменология" означает: теория феноменов или явлений. Представители этого направления подвергают критике традиционную объективистскую установку классической науки, полагая, что единственно достоверной реальностью является только реальность чистого сознания. "Чистым" в феноменологии называется сознание, освобожденное от предрассудков психологизма и натурализма, т.е. сознание, очищенное от "естественной установки" посредством процедуры феноменологической редукции. Сознание обычно пребывает в состоянии "естественной установки", т.е. находится под влиянием схем и шаблонов, задающих жёсткие рамки изучения мира. Феноменология представляет попытку построения нового типа науки – науки беспредпосылочной и непредвзятой. Самое большое заблуждение сознания, находящегося в "естественной установке", – это уверенность в существовании объективной реальности вне и помимо нашего сознания, реальности, которая есть "на самом деле". Чтобы иметь возможность знать, что же есть на самом деле и на чём следует основывать новую науку, необходимо провести процедуру феноменологической редукции – очистки сознания от всех предрассудков. Для этого необходимо мысленно исключить из пространства реальности ("вывести за скобки") те её фрагменты, в достоверности которых можно усомниться. Таким образом, за скобками последовательно оказываются внешний мир (может быть, это коллективная иллюзия), чужие мнения и знания (заблуждение), чувства, эмоции и т.д. Единственно достоверной реальностью, в которой невозможно усомниться, оказывается реальность чистого после проведённой процедуры сознания; оно и может выступать основанием для дальнейшего конструирования знания.

    Весь мир, называемый в "естественной установке" объективным, есть лишь феномен сознания. Поэтому для феноменолога не существует предметно-материальной реальности "самой по себе", соответственно, нет и стандартов её изучения. Предмет, с точки зрения феноменолога, может существовать только как феномен, данный нашему сознанию, и его изучение сводится к изучению способов данности. Таким образом, реальная вещь является не реальностью материальной, а реальностью тех смыслов и значений, которые предмет приобретает в горизонте сознания. Таким образом, описывая данности и проявления этих смыслов, мы описываем сами предметы во всём многообразии их проявлений. Так феноменология пытается преодолеть одномерность науки, провозгласив необходимость возврата "назад, к самим предметам". Жизненный мир многообразен в проявлениях, их невозможно изучить посредством научного метода, их можно только описать феноменологически.

    Ключевые понятия:

    Иррационализм, учение С. Кьеркегора об экзистенции, волюнтаризм А. Шопенгауэра, философия жизни Ф. Ницше

    Философия любого исторического периода представляет собой самосознание эпохи. В содержании философских течений и концепций, в самом способе философствования нередко отражаются явления и процессы, во многом определяющие перспективы развития человечества в целом. Так, крупнейшие мыслители второй половины 19 века пытались осмыслить сущность и причины начавшегося кризиса западной цивилизации, чтобы найти новые смысложизненные ориентиры и новые способы «включения» человека в мир, как природный, так и социальный. В развитии европейской мысли этот период является началом формирования нового типа философии – неклассической философии, возникшей как оппозиция предшествующей философии с ее культом разума и объективистских, рациональных ценностей и сущностей. Поэтому неклассическая философия второй половины 19 века – начала 20 века во многом является иррациональной. Иррационализм – это направление в философии, утверждающее, что разум не способен охватить все многообразие духовной и материальной действительности, например, такие внерациональные формы проявления человеческого духа, как интуиция, воля, страх, страдание и т.д.

    Философия С. Кьеркегора

    Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и писатель. Он является одним из основателей экзистенциальной философии. Основные сочинения Кьеркегора: «Болезнь к смерти», «Страх и трепет», «О страхе», «Или – или». Кьеркегор говорил, что недостатком классической философии является то, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно, т.е. её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Философия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире. Именно он ввёл в философский оборот понятие «экзистенция», определяя ее как «бытие – между». Тем самым подчёркивался промежуточный, несамостоятельный характер человеческой реальности, её зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек. «Жизнь – это нулевой пункт между нечто и ничто, простое «может быть»… Человек – это ученик «школы возможностей».

    Согласно Кьеркегору, человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного. Он ввёл в категориальный аппарат философии новые понятия, такие как: абсурд, страх, отчаяние, тоска, скука, отражающие драматическую насыщенность человеческого бытия и субъективного мироощущения. «Тоска – это отношение человека к миру своего существования, а отчаяние связано с отношением к самому себе», с осознанием собственной конечности – смертности.

    По Кьеркегору, человек в своём развитии и поисках смысла жизни проходит три стадии:

      эстетическую;

      этическую;

      религиозную.

    На эстетической стадии человек одержим страстями, это этика большинства, строящаяся на принципе: «срывай день», т.е. «прожигай жизнь». Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление повсюду искать чувственные наслаждения разлагает изнутри эстетического человека, он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием. Это отчаяние связано с желание избавиться от своего «Я», стать «как все». «Круглый, как галька, такой человек катится всюду как разменная монета, при этом несчастье человека состоит в том, что он не осознаёт себя. Жизнь такого человека – воплощённое обезьянничанье». Символ эстетического человека – Дон Жуан.

    На этической стадии на первый план выдвигается ответственность и чувство долга: «Этическое есть то, благодаря чему человек становится». На данной стадии самоопределение человека происходит чисто рассудочным способом, согласно предписанию морального закона. Этический образ жизни, не опирающийся на высшие ценности, также уязвим. Примером тому может служить поведение Агасфера, который, формально выполняя свой долг, отказал Христу в отдыхе.

    Только на религиозной стадии происходит «прорыв» в новую сферу бытия, главный принцип третьей стадии – «не что выбрано, а как выбрано». «Рыцарь веры» отрекается от общего, что бы стать единичным, он принимает страдание как принцип существования и, тем самым, приобщается к доле распятого Христа. «Страдание есть неизбежное, должное сущее». Символом этого этапа является Авраам.

    Философия А. Шопенгауэра

    Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, иррационализмом. Волюнтаризм – это учение, выдвигающее на первый план волю. Основное сочинение – «Мир как воля и представление». В центре его философии – «Мировая воля», как обезличенный сверх – объект, совпадающий со свободой. Мировая воля – это могучее творческое начало, порождающее все вещи. Воля обнаруживается и в человеке, в виде различных желаний, пристрастий, симпатий и антипатий. Способ существования воли – действие, поэтому через собственные действия и переживания мы постигаем сущность явлений. До человека мир – лишь воля в различных модификациях, с появлением человека она становится ещё и представлением. Для человека мир оказывается и волей и представлением. Воля – это слепое влечение, тёмный глухой позыв, выраженный в потребности выживания. Слепо действующая воля нуждается в «поводыре», и разум становится «фонарём», освящающим ей путь.

    В животном и человеческом мире формами реализации мировой воли является борьба за существование и воля к жизни. Воплощаясь в человеке, мировая воля определяет его характер и сущность. Изначально человеку дан неизменный, интеллигибельный характер. Соединяясь с мотивами и желаниями, преломляясь через сознание, он определяет индивидуальную вариацию поведения, его отношение к людям и порождает эмпирический характер. К нему добавляется третий характер – приобретённый, суть которого – знание самого себя, своей индивидуальности и неизменных основ эмпирического характера, порождаемого интеллигибельным характером.

    Шопенгауэр отрицает свободу воли в поведении человека, оно предопределено его характером, точнее, доминирующей разновидностью его эмпирического характера. Он различает три разновидности эмпирического характера:

      эгоистический;

    • сострадательный.

    Опаснее всего злобный характер, для которого страдание и скорбь других сами по себе служат целью, а их причинение – наслаждением. Подлинно моральным является сострадательный характер, обеспечивающий слияние с другими людьми и проявление родовой сущности человека. Сострадание превращает наше существование в со-бытие с природой и другими людьми. Жизнь полна нужды, горя и страдания, и задача человека состоит в эстетическом созерцании и моральном самосовершенствовании. Это помогает ему в борьбе со смертью и страданием.

    Моральность человека выражается в трёх феноменах: сострадании, справедливости и человеколюбии. Сострадание, как ощущение страдания, которое не меня постигает, возникает благодаря способности человека отождествлять себя с другими. Единственным достойным выходом для человека является попытка «выпрыгнуть» из бессмысленного круговорота жизни и обрести покой в отказе от желаний, – это движение из бытия в «ничто». Нравственный императив Шопенгауэра: «принуждая себя ничего не делать из того, что, хочется, следует делать всё то, что не хочется». Отсюда следует – покорное принятие мучений; аскетизм в отношении себя; альтруизм в отношении к другим. И как следствие этих требований – полное устранение эгоизма, т.к. земные блага и наслаждения столь же враждебны морали, как ненависть, зависть и злоба.

    Всякое счастье имеет отрицательный, а не положительный характер. Оно освобождает от какого-нибудь страдания и лишения, за которым последует новое страдание, или беспредметная тоска и скука. Оптимизм есть издевательство над немыслимыми страданиями человечества. Глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию. Мудрец старается избегать бед. Мудро живущий человек осознаёт неизбежность бед (страданий), держит в узде свои страсти и ставит предел своим желаниям.

    Философия жизни Ф. Ницше

    Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) – немецкий философ, один из основателей философии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, полноты переживания жизни. Один из представителей этой школы (В. Дильтей) провозгласил: «Жизнь есть переживание».

    Учение Ницше делится на две части:

    1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.);

    2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.).

    Первой книгой Ницше была книга «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм». В ней содержится идея двух начал культуры:

      «дионисийское» (жизненное, стихийное, трагическое),

      «аполлоновское» (созерцательное, логическое, прекрасное).

    Только искусство , которое на ранних этапах человечества играло первостепенную по сравнению с наукой роль в жизни общества, является полнокровным воплощением и проявлением подлинной жизни . Что же касается современной культуры, с её ориентацией на науку, то она оказалась чуждой жизни, т.к. опиралась на искусственный, всё схематизирующий разум.

    «Рождение трагедии» – ключ к расшифровке всего последующего творчества Ницше. Здесь он формулирует главную задачу своей жизни и философии – создание культуры, в которой человек мог бы облагородить свой внутренний мир, воспитать себя самого. Ницше желает возвратить людям ясность духа, простоту и величие. Задача Ницше – утверждение верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого должен появиться новый тип человека, превосходящий современных людей по своим моральным и интеллектуальным качествам. Таким культурно-этическим идеалом человека является сверхчеловек. «Сверхчеловек – это человек, который способен себя превзойти», т.е. постоянно совершенствующий себя, преодолевающий свои недостатки («побеждающий драконов»). По Ницше, человек – это лишь путь, «канатная дорога над пропастью от зверя к сверхчеловеку».

    Человек (человеческий дух) в своём развитии проходит три стадии: верблюда, льва и ребёнка. Исторический сверхчеловек – это личность высшего типа, существовавшая в истории как исключение, например, Александр Великий, Цезарь, Наполеон. Сверхчеловек – это гармония, синтез двух начал: «дионисийского», с его жаждой жизни, и «аполлоновского», т.е. логического и прекрасного. Сверхчеловек – это творец, обладающий сильной, стремительной, «длинной волей», творец самого себя, как автономной, свободной личности. Его отличают: умение жертвовать, дарящая добродетель, великодушие и бесконечная жажда деятельной любви, честность, неустрашимость, твёрдость и героизм. Всё это позволит сверхчеловеку придать истинно человеческий смысл всему на Земле. «Он – та молния, он – то безумие».

    Жизнь – это особый вид мировой энергии, воля к власти. Воля к власти – это власть над собой и своей жизнью. Мышление есть орудие власти. «Любовь к дальнему» – это требовательная любовь к человеку, не такому, какой он есть, а к такому, каким он может и должен быть, а он может быть лучше. Таким образом, она не отрицает «любви к ближнему». «Любовь к дальнему» характеризуется также как любовь к «вещам» и «призракам». «Призраки» («вещи») – это высшие духовные ценности, такие как справедливость, красота, истина, честь. В своей работе «По ту сторону добра и зла» Ницше говорит о морали рабов и морали господ. Он делит людей на эти две категории не по социально-политическому, а по нравственно-духовному критерию, т.е. человек может занимать высокое место в обществе, но быть рабом своего места, положения, марионеткой в чужих руках. И на любом месте он может быть господином, хозяином самому себе, своему слову.

    Неклассическая философия заложила основы современной (постнеклассической) философии и рациональности, отразила кризис чисто рациональных ценностей западноевропейской культуры.