Мощи Николая Чудотворца - чем помогают и как поклоняться? Пастыри о поклонении святым мощам Можно ли прикладываться к святым.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Многие из нас, делая свои первые, но такие важные и нужные для своего спасения, шаги, задаются вопросом, а как же правильно обратиться к святой иконе за помощью, и как нужно себя вести по отношению к святым мощам? Предлагаем Вам наше краткое объяснение, которое приоткроет для Вас завесу неизведанного.

Иконы

Святая Икона почитается нами наравне с Крестом и Евангелием.«Великая крепость и Божественная сила дается тем , кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых !»(св. Иоанн Дамаскин). Скорую и действенную помощь мы получаем от икон, именуемых Чудотворными.

Очень полезно людям болящим, их родственникам, а так же любому человеку, попавшему в сложное положение, целенаправленно посещать монастыри и Храмы, где находятся чудотворные иконы, заказывать молебны перед тем или иным чудотворным образом, и с верою непоколебимою прикладываться к святой чудотворной иконе. И по вере нашей Господь, если будет на это Его святая воля, исполнит просимое нами прошение.

Если Вы больны, и не имеете возможности посетить монастырь, или Храм, то можно молиться и перед домашними иконами и так же получать чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.

Очень полезно, если Вы больны и лежите в больнице, иметь у себя у больничной койки, или на стене, или на больничной тумбочке — святые иконы небольшого размера, и просить помощи и исцеления у тех святых, которые на них изображены.

Святые мощи

Тела святых угодников Божиих остаются нетленными, и этому нет объяснения, кроме как чуда Божия. Господь, по своей премудрости и милости, сохраняет тела святых угодников от истления не столько для них самих, достигших уже Небесных Обителей, сколько для нас, живущих на земле, и так остро нуждающихся в помощи святых праведников. Мощи святых угодников источают неисчеслимые чудеса исцеления.

Одним достаточно лишь один раз благоговейно приложиться к святым мощам, чтобы уже получить облегчение в болезни или полное исцеление, особенно когда это делается по благословению старца или духовного лица. Другим же приходиться много трудиться, заказывать молебны у святых мощей, совершать много паломничеств по святым местам.

Все зависит от нашей веры и желания исправить свою жизнь. И если перед тем, как получить просимое, нам необходимо потрудиться более, нежели другим, то молитвенный труд наш должен совершается нами без ропота, со смирением и верою в помощь Божию и святых угодников.

Зачастую не только святые мощи, но и маленький краешек одежды святых, а так же принадлежащие им предметы, по милости Божией, обретают чудесные целительные свойства, так как благодать Божия, которую праведники стяжали еще при жизни своей, освящает по кончине их, даже землю могил, которая так же приобретает целебную силу, как и сами мощи.

Обсуждение: 4 комментария

    как правильно себя вести у мощей Матронушки?

    Ответить

    1. Алена, здравствуйте!
      В очереди к мощам блаженной Матроны (которая может занять от 30 минут до 3 часов) Вы можете прочесть акафист святой Матроне. Также, стоя во очереди, мысленно пообщайтесь с блаженной Матронушкой, проговорите свои просьбы.
      При этом Вы можете написать и записочку с изложением просьб, которую затем можете положить у мощей.
      Перед мощами не разрешают задерживаться на лишнее мгновение, поэтому, за несколько минут до прикладывания, еще раз помолитесь, три раза перекреститесь. Перед подсвечником (рядом с мощами) можете поставить заранее купленные свечи. И вот, когда подойдете к мощам, благоговейно к ним приложитесь. Когда отойдете от мощей, сделайте поясной поклон, и приложитесь к чудотворной иконе блаженной Матронушки, что напротив святых мощей. Затем, при выходе, Вам дадут освященные бутончики цветков, которые дома Вы можете заваривать, отвар выпивать, а лепестки принимать вовнутрь (ни в коем случае не выбрасывать, ибо это святыня).
      Помоги Вам Господи, молитвами святой блаженной Матроны Московской!

      Ответить

    Статья называется «Как правильно…» Так и не поняла, как же правильно? Как подойти, что при этом делать, чего не делать категорически? Может, перед этим что-нибудь надо? В город привезли икону Матронушки с мощами. В часовню. Не выгонят, конечно, но не хотелось бы допустить оскорбительных «ляпов» по невежеству своему. Таких, как я, кто молится чаще дома, че
    м в храме, много. Так как же правильно прийти к иконе с мощами?

    Ответить

    1. Анна, здравствуйте!
      Перед тем, как приложиться к чудотворной иконе святой блаженной старицы Матроны Московской, следует (на Ваше усмотрение), либо сделать два земных поклона, потом приложиться к иконе, потом сделать третий земной поклон, и отойти в сторону. Либо, два раза перекреститься перед чудотворным образом, потом приложиться к иконе, и потом, перекрестившись в третий раз, отойти в сторону.
      Храни Вас Бог!

      Ответить

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим - то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем - получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после - крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: "Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней". Данным догматом установлено воздавать иконам "почитательное поклонение" и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: "Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному".

Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, "богословие в красках" раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.» Прп. Ефрем Сирин

В православной традиции есть достаточное количество святых, которые способны слышать молитвы и помогать во всевозможных бедах. Преподобная Матрона Московская пользуется одним из самых великих авторитетов среди религиозных людей России. Большинство уверено, что блаженная угодница не оставляет без внимания тех, кто искренне пришел попросить исцеления или утверждения в вере.

Перед смертью блаженная угодница завещала всем нуждающимся приходить на её могилу и обращаться к иконам. Святая всегда проявляла милосердие и божественное участие в судьбе человека.

Прошения о помощи у святой Матронушки

Обыкновенные миряне не обладают духовным видением, совершают большие ошибки, поэтому им часто необходимо божественное вмешательство. Святые, являющиеся посредниками между Божьей волей и человечеством, способны исправлять неурядицы, если люди искренне раскаиваются и просят помощи.

Многие православные верят, что святая Матрона способна творить чудеса

Матронушка из числа тех, кто с большой любовью исполняет благородные просьбы честных людей. Ее жизнь была примером праведного богослужения, и после смерти блаженная угодника не устает

  • Прежде чем обратиться к преподобной старице, следует прочитать молитву Всевышнему Господу, Пречистой Деве и Иисусу Христу. Место обращения не имеет особого значения: каждый может попросить помощи в родном доме, храме или на могиле Матроны. Однако самым действенным способом многие паломники называют обращение к останкам, находящимся в Покровском монастыре.
  • В том же месте, где находится рака с мощами преподобной угодницы, расположены и два её священных образа, к которым ежедневно желают прикоснуться толпы религиозного народа.
  • Особое отношение у Матроны было к воде, именно через нее матушка чаще всего исцеляла болезни. Поэтому прихожане, посетившие , прикладываются к святому источнику, наполняя тела чистейшей и благословенной субстанцией.
  • Чтобы святая могла выслушать молитвы и ходатайствовать перед Всевышним Отцом, православные верующие обязаны раскрыть свое сердце в беседе с ней. Нужно отбросить бесполезные мысли о пустых объектах материального мира. Следует сосредоточиться на чистоте просьбы, происходящей из благонравного намерения.
  • Преподобная угодница очень быстро откликается на молитвы, обращенные к ней. Если цели не достигаются с первого раза, нужно исправлять собственный ход мыслей, не терять веру в Господа и продолжать молится. Таким образом, святая исправляет наклонности к грешному мировоззрению и учит полагаться не только на себя.
  • К Матроне Московской часто являются с цветами и другими подарками, которые выражают признательность. Человек должен не просто просить помощи, но и благодарить за то, что великая божья угодница дарует блаженство, ведь уже только от обращения к святому простой мирянин обретает спокойствие.
  • Поэтому придел, где располагается рака с останками Матроны, всегда усыпан цветочными композициями. Букеты освящают с благословения церкви и раздают прихожанам, которые забирают их домой, высушивают и ставят на домашнем иконостасе. Святая чрезвычайно любила сирень, хризантемы, тюльпаны и розы.
Важно! Строгих рамок обращения к святой угоднице не существует, она готова выслушивать мольбы в любое время и при всяких обстоятельствах. Важно самим проявлять уважение к окружению и стараться выкорчевать из собственного сознания греховные наклонности, приносящие личности и его окружению только страдания. Рекомендуется раздавать милостыню и оказывать помощь всякому, кто действительно в ней нуждается.

Святая угодница умеет слушать молитвы и знает о наших благих делах, которые повышают шансы на осуществление людских просьб.

Неограниченная помощь святой

Милосердную Матрону, являющуюся славнейшим служителем Господа, православные верующие неустанно просят в самых различных обстоятельствах, надеясь получить желаемое и найти счастье. Прихожане читают мольбы об исцеление от тяжелого недуга. За всю свою жизнь божественная старица поставила на ноги не один десяток несчастных больных, долгое время страдающих и не находящих покоя.

Как молиться:

Блаженная угодница способна восстановить семью, вдохнув в сознание мужа или жены правильные мысли. К тому же Матрона может подарить бездетным парам долгожданного ребенка, который получит такую же большую любовь, какую испытывала она сама.

Если человек имеет большую семью, а обстоятельства требуют изрядного финансирования, святая старица способна одарить человека работой, которая принесет честные деньги.

Некоторые люди приходят к мощам или лику преподобной, чтобы просить вразумления и укрепления веры в Единого Бога. Такие личности вскоре обретают духовное видение и начинают приносить огромную пользу своему окружению.

Иконы и мощи преподобной угодницы способны уберечь истинных верующих от влияния нечистых сил, а также помогают обрести настоящее доверие к делам Господа, который всегда знает, как полезнее и справедливее поступать его детям.

Икона и мощи святой Матроны Московской

Сегодня существует несколько самых популярных способов, которыми пользуются православные верующие, чтобы их мольбы дошли до сердца преподобной Матроны.

  • Большинство людей стремится навестить раку с её мощами и прикоснуться к божественному списку. Покровский монастырь, в котором располагаются останки, находится в Москве по адресу ул. Таганская № 58. Церковные комплекс работает без выходных и открыт с раннего утра до самого вечера.
  • Колоссальным могуществом обладает Именно здесь Матрона Московская была похоронена. Память об этом месте практически стерлась, но почитание возобновилось через 30 лет после кончины блаженной старицы, как она сама и предсказывала. Мощи торжественно перенесли в Покровский монастырь, а на месте гроба установили чудодейственный сосуд с песком, которые тоже помогает в трудные минуты.
  • Блаженной матушке можно написать письмо, которое следует отправить на адрес Покровского монастыря. Это прошение будет возложено на мощах Матроны.
  • Часто православные верующие обращаются к священным иконам с изображением преподобной старицы. В России практически нет церкви, где не находился бы такой список. Большинство прихожан стремиться именно прикоснутся к реликвиям, потому что считают этот жест более прямым и скорым. Однако не стоит забывать о чистоте помыслов, потому что дурные запросы, приносящие вред, святая исполнять откажется.

Правила прикладывания к мощам и иконам

Многие христианские паломники посещают столицу для того, чтобы повидать место упокоения блаженной старицы и прикоснуться к ее образам. В этих людях не утихает надежда, что обращение к Матроне способно исцелить от болезней и придать духовных сил на жизненном пути.

Прикладывание к мощам Матроны Московской

В Москве есть несколько мест, где паломники могут воочию рассмотреть останки и помолиться:

  • На ул. Даниловский Вал № 22 находится Свято-Даниловский церковный комплекс.
  • Останки блаженной старицы также хранятся в храме Георгия Неокесарийского.
  • На Измайловском шоссе № 2 - церковь Воскресения Христова.
  • На Нахимовском проспекте № 6 - храм Ефросиньи Московской.
  • На ул. Осипенко № 6 - собор святого Георгия Победоносца.
  • Погребальная рака Матроны хранится в церкви Мартина Исповедника (ул. А. Солженицына № 16).

О мощах Матроны:

Для прихожан существуют определенные правила, которым должно придерживаться, находясь в Божьей Обители:

  • Поведение должно быть смиренным и воспитанным, необходимо спокойно дождаться своей очереди. Перед мощами делаются поклоны и дважды крестное знамение.
  • К раке с останками прикасаются сначала губами, а после лбом. Далее, прихожанин делает крестное знамение и отходит в сторону. Не нужно долгое время задерживаться перед святыней, так как желающих очень много. Поэтому следует заранее сформулировать просьбу и четко выговорить её перед мощами или образом.
  • Разрешается взять с собою маленькую икону и приложить её к раке. После всех действий традиция велит подойти к церковнослужителям, которые раздают освященные цветы.
Совет! Чтобы просить помощи у святой Матроны Московской следует держать свое сердце и помыслы в чистоте. Блаженная старица не отказывает честным людям, вселяя в сердца веру во Всевышнего.

За помощью к Матроне приходит огромное количество мирян и, зная о ее милосердии, заранее благодарят святую поклонением, цветами и небольшими иконами.

Как просить Матрону Московскую о помощи?

26 июля 2018, 22:02 Авг 2, 2018 19:23

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим – то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем – получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после – крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: “Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней”. Данным догматом установлено воздавать иконам “почитательное поклонение” и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: “Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному”.

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, “богословие в красках” раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

Согласно сложившейся на Руси благочестивой традиции при входе в монастырь женщины покрывают голову, мужчины снимают головной убор. Принята также закрытая скромная одежда - для женщин платье или юбка, брюки для мужчин. При входе в монастырь необходимо трижды осенить себя крестным знамением и поклониться святыне. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами. Иногда допускается, чтобы женщина вошла в монастырь в брюках, если ее решение зайти в церковь не было запланировано заранее, но при этом необходимо воспользоваться одеждой (платком и юбкой), выдаваемой при входе в храм.

Входить в храм

Входить в храм нужно спокойно, молча, с благоговением. При этом мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок на предварительно собранные волосы. Когда вы вошли в храм, совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после чего поклонитесь молящимся в правую и левую сторону. Такие правила иногда сложно соблюсти в полной прихожанами церкви, поэтому разрешается немного пройти в сторону и три раза осенить себя крестом, совершив при этом три поясных поклона. Также сотворить крестное знамение необходимо при входе в храм.

Для крестного знамения

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Затем нужно возложить крестное знамение на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. В некоторых церквях (и особенно в монастырях) до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать. Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову. Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословения священнослужителей.

Свечи во здравие

Свечи во здравие ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами. Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть в случаях нездоровья. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых: Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим - то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем - получает Божью благодать. Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после - крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик. Если на иконе изображен Господь во весь рост, то нужно целовать ноги, во всех других случаях - руку; на иконах Божьей Матери и святых - руку. Если же изображена только голова - целовать волосы. На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед мощами святителя Тихона: «Святителю отче Тихоне моли Бога о рабе Божием (имя)» или другие молитвы святому. Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.