О приемах и методах, применяемых для воздействия на психическое состояние человека в некоторых направлениях современного религиозного сектантства. Самые странные и опасные секты современности

XVII век принёс русской земле много перемен. Среди них была одна довольно настораживающая: появился ряд религиозных сект, очень небезобидных по своему содержанию.

Одной из этих сект стали «хлысты». Название имеет двоякое происхождение: от предписанного сектантам самобичевания и от искажённого имени Христа.

Возникновение «хлыстов»

Первым «хлыстом» стал беглый солдат, бывший крестьянин Данила Филиппов. Основой его концепции была теория о переселении душ. Успешность реинкарнации зависела от поведения в этой жизни. Если человек жил в супружестве, то в следующей жизни он воплощался не иначе как свиньёй, нечистым животным. Зато жизнь в половом разгуле поощрялась. Благодаря этому «хлысты» в следующем воплощении становились ангелами. Общины «хлыстов» назывались кораблями, а руководители – пророками и богородицами. Впоследствии «корабли» стали совершенно независимы друг от друга, в результате их самостоятельной деятельности появлялись новые секты, а выявить их из-за нестабильности признаков становилось труднее.

Ритуал радения

Общим для всех «кораблей» был ритуал радения. Проводился он поздно ночью, участники были одеты в длинные белые рубахи и держали зажжённые свечи.

Целью ритуала радения было добиться благодати Святого духа и загасить плотские страсти. В первой стадии это быстрые повторяющиеся телодвижения, отключающие мозг и вызывающие нервное возбуждение вплоть до экстаза. В душном помещении воскурялись возбуждающие травы. По некоторой информации – массово принимались психотропные вещества и галлюциногены. Все начинали вертеться, прыгать, дёргаться и бегать друг за другом, пока не приходили в неестественно приподнятое настроение.

Затем начинались взаимные побои в различных формах. Могли хлестать друг друга мокрыми жгутами, а могли и палками – в разных общинах по-разному.

Так продолжалось, пока присутствующие не принимались в исступлении выкрикивать бессвязные слова: это значило, что на них снизошла благодать в лице Святого духа. Многих посещали видения, о чём он немедленно ставил в известность сообщество. Если в такое состояние впадал сам пророк, все приходили в неистовство. Когда участники действа были уже в достаточно подогретом состоянии, гасились свечи и все падали в кучу. Начиналось то, что именуется «свальным грехом», без разбора пола, возраста и родственных связей.

Деторождение «хлыстами» осуждалось, поэтому женщины, забеременевшие после ритуала радения, принимали ядовитые вещества, чтобы вызвать выкидыш.

Когда информация об этой секте начала просачиваться, забили тревогу православные священники. Они клеймили «хлыстов» во время проповедей, причём если при этом присутствовали сами «хлысты», они демонстрировали негодование, дабы не выдать себя.

Появилась инструкция, по каким признакам распознать «хлыста» среди знакомых и соответственно его избегать:

— Лёгкость половых связей и неприятие семейных уз

— Брезгливое отношение к деторождению

— Вегетарианство

— Отказ от алкоголя

— Любовь к мистике

— Манера называть окружающих уменьшительными именами.

Но все эти меры слабо помогали, поскольку «христовство» проникло в крупные города, радения проводились даже в московских монастырях…

Секта хлыстов очень напоминала манихейство, которое несколькими столетиями ранее погубило Уйгурский каганат. В его догматах также присутствовала реинкарнация, отрицание семейных ценностей и поощрение разврата. А способ гасить плотские импульсы бурным сексом исходит из Тантрического буддизма, хоть и проводится по-иному. Слабо верится, что неграмотный солдат и крестьянин мог где-то случайно воспринять эти принципы, а тем более – достаточно убедительно их преподнести.

Далее, беглому солдату без средств к существованию заняться было больше нечем, кроме проповеди? И он активно странствовал по губерниям и успешно вёл свою агитацию. Самого Филиппова и его ближайших помощников неоднократно арестовывали, отдавали под суд, но выпускали, не причинив вреда – то есть «пророка» заботливо курировал некто оставшийся неизвестным, но достаточно могущественный. В этом узнаётся стиль иезуитов.

Впоследствии, когда секта стала достаточно «раскрученной», к её представителям применялись жёсткие меры вплоть до казней, поскольку «пророки» кроме всего прочего призывали к свержению власти.

Ещё один важный признак: ложь. «Ложь во благо» является одним из правил иезуитов, а также ряда европейских сект вроде альбигойцев. И «хлыстам» предписывалась ложь – хождение в церковь, дабы не выделяться. И не просто хождение, а имитация искреннего религиозного рвения.

Все секты, которые в XVII веке в России плодились как дрозофилы, запрещали или искажали семейную жизнь, чем вмешивались в демографический баланс в стране. Может быть, не сумев завоевать Россию, «цивилизованная Европа» пыталась таким образом опустошить столь заманчивые земли?

Общины «хлыстов» на территории России существуют до сих пор.

Молодые люди в черной одежде с пятиконечными звездами давно стали предметом страха россиян, постоянно фигурируя в криминальных сводках. Теперь же всех сатанистов могут объявить вне закона за оскорбление чувств православных и мусульман. О конфликте прислужников темных сил с верующими и властями — в материале РИА Новости.

Проблемы с законом

Основатель "Сатанинской церкви" в России Олег Сатанинский (так он представляется публично) жалуется на постоянные проверки со стороны правоохранительных органов. "Проблемы с властями у нас", — вздыхает он, не желая вдаваться в подробности.

Проверка прокуратурой Москвы была начата по запросу депутата Госдумы Ивана Сухарева. Тот полагает, что сатанисты оскорбляют верующих традиционных конфессий страны.

"Я считаю немыслимым, когда в стране, где две ведущие религии, православие и ислам, исповедуют традиционные ценности, в то же время имеются несовместимые вещи — церковь называют сатанинской. <…> У них другие, злые цели. И если православная церковь проповедует добро более тысячи лет на территории России, то подобного рода организации немыслимы на нашей территории", — объясняет свою инициативу депутат.

© AP Photo


"Больные ублюдки"

В середине 2000-х многие в России боялись сатанистов. Причиной тому были многочисленные телесюжеты об их зверствах. В массовом сознании прочно утвердился образ молодых людей в черной одежде, которые, будучи "под кайфом", оскверняют церкви, кладбища и совершают ритуальные убийства животных. Буквально на днях астраханские СМИ сообщили , что местные служители Сатаны съели голубей прямо во время рок-концерта.

"Сатанисты никаких животных не убивают. Вообще, убийство невинного живого существа в сатанизме не считается правильным. Лично я вообще больше люблю животных, чем людей, особенно кошек. У меня они и дома есть", — утверждает 30-летняя сатанистка Софья.

Сатанисты взяли за основу учение американца Антона ЛаВея, в 1966 году создавшего первую сатанинскую организацию. Он же написал авторитетную для сатанистов всего мира "Сатанинскую библию", идея которой заключается в том, что рая не существует, поэтому надо сполна насладиться жизнью земной. Свое учение он считал чисто антихристианским. Но, как ни странно, даже у сатанистов есть список грехов — в их числе различные оскорбления, глупость, самообман, стадное чувство, ограничение чужой воли и "отсутствие широты взглядов".

© Фото: предоставлено Сатанинской церковью Салема


© Фото: предоставлено Сатанинской церковью Салема

Поэтому сатанисты при любом возможном случае отрицают обвинения в оскорблении чувств христиан и мусульман, хотя та же группа "Сатанинской церкви" в соцсети "ВКонтакте" приветствует пользователей фразой "Если вы христианин — пожалуйста, покиньте страницу, ибо здесь могут быть ненамеренно оскорблены ваши чувства".

"Они себя мыслят как некий антипод христианства. Я беседовал с одним сатанистом и спрашивал: "Почему вы ломаете кресты, а не полумесяцы, не шестиконечные звезды?" Они прямо говорят, что именно христианство — полная противоположность им, с ним идет непримиримая борьба. <…> Их задача — напугать людей, общество, это такое стремление обратить на себя внимание своими действиями. <…> Говорить о сатанистах как о какой-то организованной конфессии не приходится. Это нечто вроде первых революционных групп в России второй половины XIX века", — замечает известный сектовед протоиерей Олег Стеняев.

На Ваганьковском кладбище Москвы задержаны сатанисты Акт вандализма предотвращен в воскресенье на Ваганьковском кладбище Москвы. Охрана задержала после закрытия кладбища для посещений на огороженной территории некрополя двух молодых людей.

Сатанист сам решает, участвовать ли ему в каких-либо ритуалах, никаких обязательств перед культом нет. Главное условие: обряды должны совершаться только после заката при зажженных черных свечах у алтаря, в роли которого выступает обнаженная женщина. Впрочем, отношение большинства сатанистов к своим обрядам вряд ли можно назвать серьезным. И вот почему.

Уже много лет сатанисты стараются отмежеваться от тех, кто действительно убивает животных и рисует пентаграммы на стенах, таких они называют дьяволопоклонниками.

"Больные ублюдки, называющие себя сатанистами! Они даже понятия не имеют, что это такое, даже не вникали в это. Из-за них у всех складывается неправильное видение сатанизма!" — возмущаются на форуме чернокнижников.

Вместо подвала — каземат

"Моего бывшего мужа чуть не избили за футболку с пентаграммой. Но, с другой стороны, если ты просто сатанист и не трубишь об этом на каждом углу, проблем с безопасностью быть не должно, у меня их нет. Хотя когда окружающие слышат, что я сатанистка, округляют глаза и задают глупые вопросы про жертвоприношения и сжигание церквей", — делится сатанистка Софья.

В последнее время сатанисты все реже афишируют свою деятельность, поэтому исследователям подсчитать их крайне сложно. Известно, что "Сатанинская церковь РФ" претендует на звание единственной в нашей стране подобной организации, так как поддерживает связь с "Церковью Сатаны". А вот про другие сатанинские организации нет объективных данных, подчеркивает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

"Чтобы быть сатанистом, поддерживать сатанинское вероучение и практиковать сатанинские ритуалы, необязательно быть членом какой-либо организации. Однако индивидуальный сатанизм пока не стал предметом серьезного религиоведческого исследования", — добавляет эксперт.

В РПЦ на просьбу РИА Новости прокомментировать деятельность движения чернокнижников напомнили, что отношение Церкви к сатанизму, "равно как и отношение других традиционных религиозных" институтов, общеизвестно.

"Мы полагаем, что такого рода мировоззрение разрушает как человеческую личность, так и семью, общество и государство. То, что нам известно о деятельности организаций, отождествляющих себя с сатанизмом, является достаточным для реагирования на этот вызов уголовно-правовыми методами", — подчеркивает заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Любопытно, что после вмешательства прокуратуры публичная активность сатанинских "первосвященников" почти умерла. Возмущение своих последователей Олег Сатанинский гасит крайне осторожной фразой: "Они (правоохранительные органы. — Прим. ред.) обязаны реагировать на каждую жалобу, у них работа такая".

Деятельность "Сатанинской церкви", по словам основателя, сейчас приостановлена по его собственной инициативе. А вместо того чтобы продемонстрировать корреспонденту какой-нибудь несложный ритуал, Сатанинский отказывается и вздыхает: "Мне сейчас надо ехать в полицию".

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем .

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу , в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в , пятидесятничество, стал харизматом, или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне « » начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Религия бывает странной, а иногда даже пугает. Этот список включает 20 самых странных и пугающих ритуалов разных религий, известных человечеству. Некоторые из них табуированы в современном обществе, другие просто странны и необъяснимы, и от их описания бегут мурашки по спине. Удивительные ритуалы встречаются повсюду — от Индии до США, от России до Африки. И помните — это всего лишь 20 примеров безумств и зверств, на которые способен человек!

В некоторых религиозных общинах, главным образом в римско-католической церкви и в некоторых православных церквях, существует обряд экзорцизма — изгнания бесов и злых духов из тела грешника священником. Люди, над которыми проводится обряд экзорцизма, могут при этом вести себя агрессивно и даже опасно. В прежние времена часто такие действия проводились над душевнобольными.

19. Капарот — иудаизм

Активисты. борющиеся за права животных, находят еврейский обряд капарот возмутительным. Но даже если не брать в расчёт их мнение, выглядит этот ритуал очень и очень странно и почти магически. Накануне Йом-Кипур, еврейского дня покаяния, принято брать живого петуха и трижды крутить его над головой; после этого петуха убивают и поедают или отдают нуждающимся. Считается, что на петуха переходят грехи человека перед покаянием за прошедший год.

18. Шаманизм — тибетский буддизм

Шаманы — это вид медиумов, выполняющих роль посредников между людьми и потусторонним миром. Ритуалы шаманизма имеются в различных религиях, включая тибетский буддизм. Обычно шаманы — это глубокие старики, носители мудрости, опыта и знаний. Они могут толковать сны, гадать по погоде и по звёздам. Обычно люди приходят к ним с самыми животрепещущими вопросами. Однако в состоянии транса шаманы могут напугать неподготовленного человека. Также ходят легенды, что они могут управлять силами природы. Шутить с ними точно не стоит.

17. Сати — индуизм

В индуизме есть древний ритуал под названием сати. По сути это самоубийство женщины после ухода из жизни её мужа. Практика самосожжения вдов была присуща высшим кастам и в основном практиковалась в Индии, но её случаи известны также и в других странах Южной Азии. Иногда самосожжение на самом деле было сожжением — вдов сжигали вынужденно.

16. Погребение заживо — индуизм

В других индуистских общинах вместо кремации практикуют погребение. В древности в таких общинах, если муж умирал раньше жены, обязанностью жены было сойти с ним в могилу заживо. Брахман, религиозный лидер, в таких случаях выкапывал яму, превышавшую рост мужа и жены на одну пяту, обоих укладывали в эту яму и засыпали песком.

15. Дигамбары — джайнизм

Дигамбары — одна из двух сект джайнизма, в которой духовный лидер воздерживается от ношения одежды. В представлении секты он носит на себе весь окружающий мир. Ритуал помогает джайнам отрешиться от физических потребностей и достичь состояния просветления.

14. Запрет на переливание крови — Свидетели Иеговы

Этот запрет практикуется в общинах Свидетелей Иеговы. Часть их учения — представление о том, что Библия запрещает переливание крови от одного человека другому при любых обстоятельствах. Это не разрешается, даже когда речь идёт о жизни и смерти.

13. Человеческие жертвоприношения — культ сатанизма в США

Культ сатанистов Ривер-Фоллз в Массачусетсе был основан 25-летним мужчиной, объявившим себя сыном Сатаны, и насчитывал всего около 10 человек, которые, тем не менее, успели причинить округе немало бедствий: сатанистами были убиты десятки молодых женщин.

14. Жертвоприношения из мести — сатанизм в США

С целью отомстить шантажисту и убедиться, что он никогда больше не заговорит, сатанисты в США распяли его на алтаре и умертвили под ритуальные песнопения. Вскоре всех участников действа поймала полиция, и они были приговорены к десятилетиям тюрьмы.

11. Кровопролитие — культ Санта-Муэрте

В Мексике есть страшный культ под названием Санта-Муэрте, что в переводе означает «святая Смерть». Этот культ — поклонение Смерти и смертности. Когда в Мехико исчезли двое мальчиков, а затем пожилая женщина, приходящаяся одному из них бабушкой, полиция вскоре нашла их в доме этой женщины — все они были мертвы; позже оказалась, что женщина принадлежала к культу Санта-Муэрте и принесла их и свою кровь в жертву Смерти.

10. Кастрация и смерть — секта «Превосходящее Универсальное Выравнивание»

«Превосходящее Универсальное Выравнивание» была религиозной сектой в Альтамире, Бразилия. Около 25 лет назад внимание полиции привлекло исчезновение примерно 25 мальчиков из разных концов города. Все они были найдены убитыми. Выяснилось, что некоторые из мальчиков были кастрированы и оставлены в бразильских джунглях умирать медленной, мучительной смертью. «Превосходящее Универсальное Выравнивание» действовала до самого 2003 года, когда обнаружили её главу, женщину в возрасте более 70 лет.

9. «Цветочные девушки» — культ Чёрного Иисуса

Община «цветочных девушек», принадлежавших к культу Чёрного Иисуса, которым объявил себя создатель культа Стивен Тари, сожительствовали с ним в Папуа — Новой Гвинее. Около 400 девушек постоянно подвергались насилию, извращениям и издевательствам; многие были убиты. Тари и его последователи пожирали их плоть и пили кровь. Только в 2013 году Тари был убит.

8. Жертвоприношения животных — русские сатанисты

В Ярославле группа подростков, которой руководил Николай Оголобяк, поклонялась Сатане в 2000-х гг. Для жертвоприношений они использовали разнообразных мелких животных. По слухам, они также убивали людей и совершали акты каннибализма.

Джеффри Лундгрен был членом Реорганизованной церкви Иисуса Христа святых последних дней, и ему удалось привлечь к себе последователей благодаря харизме и способностям оратора. Вскоре его влияние начало расти, чего стали опасаться другие лидеры церкви. Лундгрен был убеждён, что только он верно интерпретирует Писание; его последователи стали собираться на его ферме в Огайо. Здесь происходили оргии и, видимо, даже приносились человеческие жертвы.

6. Ритуальные изнасилования и убийства — «Чикагские потрошители»

Да, эта организация была настолько же страшной, насколько может показаться на первый взгляд. «Чикагские потрошители» были вовлечены в ряд изнасилований и убийств в Чикаго в 1981-82 гг. Странным в этих убийствах было то, что мучители всегда отрезали жертве левую грудь — на обезображенных трупах девушек недоставало левой молочной железы. Говорят, что, отрезав кусок плоти, члены культа мастурбировали на него, а затем поедали.

5. Лжепророки — секта «Дети грома»

Секту «Дети грома» основал юный Теодор Хелзер, провозгласивший себя пророком Господа. Чтобы основать культ, ему понадобились деньги — и он пытался торговать наркотиками и грабить людей. В конце концов «Детям грома» пришлось совершить первое убийство — это была пожилая пара, у которой не удалось украсть деньги. Затем фанатики расчленили их тела и молились над ними. Точно так же они убили девушку Хелзера. Когда Теодора Хелзера схватила полиция, его приговорили к пожизненному заключению в тюрьме, но в 41 год он покончил жизнь самоубийством в камере.

4. Некрофагия — агхори

Некрофагия — употребление в пищу гниющего и разлагающегося мяса трупа — является ритуалом секты агхори в Варанаси, Индия. Они считают, что самый сильный страх человека — страх смерти, поэтому, чтобы преодолеть этот страх, поедают мёртвые тела. Обычно это тела, которые они вылавливают из реки Ганг.

3. Пляска Солнца — североамериканские индейцы

Пляска Солнца являлась важнейшим ритуалом у некоторых индейцев. Танцорам вокруг «древа жизни», очищенного от сучьев дерева, выбранного для ритуала, делались надрезы на обеих сторонах груди, в которые вставлялись косточки, прикреплявшиеся ремнями к столбу. Начиналась пляска, целью которой было вырвать вставленные косточки из тела. Танцоры рывками тянули назад, пытаясь порвать свою плоть.

2. Самобичевание — шиитский ислам

Некоторые исламские шиитские секты практикуют самобичевание во время священного для мусульман месяца Мухаррам. Это ритуал в память о Хусейне, внуке пророка Мухаммада. С криками самобичующиеся ходят по улицам; говорят, что они не чувствуют боли, поскольку находятся в экстатическом трансе.

В некоторых верованиях Западной Африки люди практикуют вуду; человек в них считается медиумом, посредником, который связан с Духом Земли. Того, кто используется в таком качестве в ритуале вуду, отводят в лес и оставляют там на три дня без воды и еды, в бессознательном состоянии. По истечении трёх дней используется другой ритуал, чтобы вернуть их в сознание.