Написано ли в коране что нужно убивать. Коран о войне с неверными

Спор о том, призывает ли Коран убивать иноверцев, стар как мир. Об этом не раз писали как критики ислама, так и сами мусульмане. В интернете полно статей, которые опровергают ложные обвинения в адрес священной книги мусульман – Корана. Но критики все не унимаются. Они слепы и глухи к разного рода опровержениям и ведомы одной лишь целью - превратить всех мусульман в кровожадных убийц в глазах общественности. Для достижения этой цели, как правило, не брезгуют ничем – апеллируют к непроверенной или недостоверной информации, вырывают из контекста цитаты из священных писаний, тем самым полностью извращая их истинный смысл, в некоторых случаях не гнушаются даже откровенной лжи, выдумывая несуществующие исторические факты, хадисы и аяты из Корана. С примером того, как выдумываются хадисы и несуществующие исторические факты, вы можете ознакомиться .

Данная статья представляет собой очередную попытку, теперь уже с моей стороны, развенчать устоявшиеся мифы по вышеуказанной тематике.

Обычно критики приводят следующие аяты в качестве доказательства того, что Коран призывает убивать неверных:

«Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили».

«Сражайся во имя Аллаха. Ты ответственен не только за себя, поэтому побуждай к этому других верующих».

«Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников».

«О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой».

«Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху».

«Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней - таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов».

«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду».

«Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизйу собственноручно».

«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас».

«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха».

Из вышеуказанных цитат можно сделать вывод о том, что Коран содержит прямой призыв убивать и сражаться с неверными. Человек, никогда не державший Коран в руках, скажет: «Коран действительно призывает к убийству иноверцев! Это религия зла!». Некоторые авторы критических статей про ислам вам скажут, что прочли Коран от корки до корки, и убийства, жестокость и ненависть ко всем немусульманам проходят красной нитью через все Священное Писание. Такие люди, скорее всего, лукавят, потому как не читали Коран. По крайней мере, его полный текст. Цитаты из Корана просто-напросто вырваны из контекста.

Теперь давайте разберем каждый аят по отдельности.

«Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили»

Полный текст аята выглядит так:

2:191 «Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них неверие (фитна) хуже, чем смерть от вашей руки. И не сражайтесь с ними у Запретной мечети, пока они не станут сражаться в ней с вами. Если же они станут сражаться [у Запретной мечети], то убивайте их. Таково воздаяние неверным!»

То есть по полному тексту становится ясно, что речь идет о военном времени, что подтверждается предыдущим аятом:

2:190 «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!»

Если на меня нападают, то что мне, простите, еще делать, как ни сражаться в ответ? Стоять на месте в покорном ожидании своей смерти?

«но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих!»

Что может означать одно – не переходить границы. Абу Адель пишет:

«не обезображивайте тела погибших, не скрывайте у себя трофеи, не убивайте тех, которых запрещено убивать, а это женщины, дети, старики, монахи в кельях, не сжигайте деревья, и не убивайте животных без пользы».

ас-Саади дает следующее толкование:

«Что же касается запрета на совершение преступлений, то он распространяется на убийство женщин, безумцев, детей и отшельников, надругательство над телами убитых, убийство животных, рубку деревьев».

ибн Аббас поясняет:

«не нападайте на женщин, детей, стариков, ни на кого, кто с вами не воюет».

В переводе Аль-Мунтахаба этот аят звучит так:

«Богобоязненность проявляется в перенесении трудностей во имя Аллаха и в послушании Ему. Сражение с врагами Аллаха трудно. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами. Ведь вам разрешается сражаться с теми, кто на вас наступает, но не начинайте сами наступления и не убивайте того, кто не сражается против вас . Не преступайте дозволенных границ. Аллах не любит агрессивных!».

Что не менее важно, в самом Коране также дается пояснение:

4:90 «Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них»

Возвращаясь к аяту 2:191, слово «фитна» («неверие (т.е. «фитна») хуже для них, чем смерть от вашей руки»), означает гонения из-за религии (в том же смысле употреблено в 85:10), преследования за веру, принуждение к неверию или идолопоклонству. Знаток Корана имам аль-Кисаи объясняет, что в данном случае слово «фитна» следует понимать как «пытки, издевательства, потому что курайшиты издевались над теми, кто принял ислам».

Теперь об обстоятельствах ниспослания аятов 2:190-191.

Аят 2:190 был ниспослан в связи с Худайбийским мирным договором. Пророк со своими сподвижниками отправился в Мекку для совершения хаджа. Язычники в Мекке преградили им путь и не пускали их в город. После долгих переговоров пророку удалось уговорить их позволить им войти в Мекку на следующий год. Мусульмане опасались, что язычники не сдержат своего обещания и тогда может начаться вооруженный конфликт. Тогда и был ниспослан аят, который позволял мусульманам, в случае нападения, защищаться с оружием в руках.

Следующий аят (2:191) дает пояснение, что с идолопоклонниками можно сражаться «где бы вы их ни встретили», то есть допускается воевать у стен Священной мечети в том случае, если ничего другого не остается, кроме как защищаться (Священный свет Корана, том 1).

Теперь о понятии «неверный» (в некоторых переводах – «многобожник»). В переводах точного понимания этого слова вы не найдете. В исламском праве слово кяфир означает «неверный». В Коране же оно может иметь множество значений. Зависит от контекста. Слово «кяфир» происходит от глагола «кафара» - покрывать, скрывать. В буквальном смысле «кяфир» – «тот, кто скрывает». Стоит также разделять понятие «неверный» и «неверующий». Неверным может быть и мусульманин и иноверец. А неверующий – это тот, кто не верит в божественное откровение. Слово кяфир может также означать исключительно многобожников, а не иудеев и христиан. Подробности . Основное значение этого слова – «отрицающий». Есть точка зрения, что иноверцы не попадают в ад. Попадают лишь те, кто получил откровение и отрицает его, что по большому счету было актуально лишь для современников пророка Мухаммеда.

«Сражайся во имя Аллаха. Ты ответственен не только за себя, поэтому побуждай к этому других верующих».

Полный текст аята:

4:84 «Сражайтесь же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих. Может быть, Аллах удержит ярость неверующих: ведь Аллах сильнее в ярости и сильнее в наказании!».

Данный аят, как и предыдущий (2:191), носит ситуативный характер. Соответствующая сура ниспосылалась на протяжении нескольких месяцев, после поражения в сражении «Ухуд».

Асад пишет: «Это предупреждение нужно понимать в смысле существования военного положения, а не как призыв к войне».

«Речь прежде всего идет о тех, кто колебался перед вступлением в борьбу или же пытался помешать ей и остановить других. Чтобы предотвратить страх, мобилизовать мусульман и побудить к битве, посланнику было приказано двинуться в борьбу за дело Аллаха – если потребуется, то даже в одиночестве. Это послужило дополнительным толчком для верующих к вступлению в борьбу» (Кутб).

Дезертирство во многих странах уголовно наказуемо, и Россия не является исключением. Согласно Уголовному кодексу РФ дезертирство наказывается лишением свободы до десяти лет. Во время Второй мировой войны дезертирство наказывалось расстрелом. Обратите внимание, Всевышний не призывает наказывать людей, которые не шли воевать.

Ибн Касир пишет:

«Всевышний Аллах повелевает Своему рабу и посланнику Мухаммаду самому принимать участие в сражении и не беспокоиться о тех, кто не участвует в нём».

«Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»

Полный текст аята:

4:89 «Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся [отвергнут ваш призыв], то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников».

Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно прочесть предыдущий аят:

4:88 «Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад за то, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах? Для того, кого Аллах ввел в заблуждение, ты никогда не найдешь дороги».

Речь здесь идет о лицемерах, или «мунафиках» («мунафик» - внешне показывает себя набожным мусульманином, но не является верующим), и к иноверцам не имеет никакого отношения. Согласно историческим источникам, из-за мунафиков мусульмане чуть было не потерпели поражение в битве при Ухуде. В результате чего возник спор между верующими, что с ними сделать: казнить или изгнать. По другой версии, одни хотели их изгнать, а другие – оставить в покое. После этого и была ниспослана сура. Отсюда становится ясно, о чем говорится в аяте 4:89. То есть целью самих мунафиков, как надо понимать, был обман мусульман, и, возможно, шпионаж, за которыми чуть не последовало поражение мусульман при Ухуде.

«Посему не берите их себе в друзья». Этот запрет будет действовать до тех пор, пока они не откажутся от лицемерия и не прекратят своих разрушительных действий.

«Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили». Это не значит, что нужно было убивать всех подряд. Это поясняется уже в следующем аяте:

4:90 «Исключением являются те, которые присоединились к народу, с которым у вас есть договор, или которые пришли к вам с грудью, стесненной от нежелания сражаться против вас или против своего народа».

Данный аят еще раз подтверждает то, что сражение ведется против агрессора.

Следующий аят, если не учитывать вышеперечисленные, тоже часто становится объектом нападок со стороны критиков ислама:

4:91 «Вы обнаружите, что другие хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они опрокидываются в ней. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы предоставили вам очевидный довод против них».

Обособленно звучит как призыв к убийству иноверцев, но с учетом аятов 4:88-90 становится понятно, что имеются в виду все те же знакомые нам мунафики.

О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой.

Полный текст:

5:51 «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями (авлия): они - друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных».

Ненавистники ислама пытаются трактовать данный аят так, как будто мусульмане в любой момент могут пойти против христиан и иудеев. Однако такой вывод является, мягко говоря, поспешным.

Тут сначала нужно разобраться с понятием «авлия». Разные переводчики дают свой перевод аяту «не берите иудеев и христиан…»: «сторонниками» (Абу Адель), «союзниками и покровителями» (Аль-Мунтахаб), «друзьями» (Крачковский, Османов, Саблуков), «помощниками и друзьями» (Кулиев), «покровителями» (Порохова). Авлия в переводе с арабского означает «покровитель», «святой». В единственном числе – вали. В Коране термин «вали» по отношению к Аллаху и пророку Мухаммеду означал «покровитель», к людям – «находящийся под покровительством Аллаха». В хадисах же оно употреблено в понимании «близкий», «друг» и «возлюбленный» Бога. Конечно же, в первую очередь надо исходить из самого Корана. Поэтому далеко не факт, что в аяте говорится о дружбе.

Аят ни в коем случае не относится ко всем христианам и иудеям и во все времена. Речь идет лишь о той их части, которая существовала во времена пророка Мухаммеда и чьи представители не верили в посланническую миссию пророка, смеялись и издевались над ним и его сподвижниками. Об этом говорит следующий аят из той же суры семь аятов спустя:

5:59 «Скажи: «О люди Писания (христиане и иудеи)! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?»

И в подтверждение о насмешках и издевательствах:

5:57 «О, уверовавшие! Не устанавливайте дружеских отношений с теми, кто насмехается и издевается над вашей верой».

60:1 «О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими. Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам. Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего».

Нужно относиться хорошо к каждому, будь он христианином, иудеем или приверженцем иной веры, о чем говорят следующие аяты:

5:82 «Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия».

60:8-9 «Аллах не запрещает вам быть добродетельными и справедливыми к тем, кто не сражался против вас из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними – те воистину нечестивцы».

При этом существует распространенный миф о том, что вражда с евреями идет со времен пророка Мухаммеда. Это не так. Даже одна из жен пророка Мухаммеда была еврейкой. В действительности, вражда была с арабскими иудеями. На эту тему подробно рассказывает Раввин М. Финкель в видеоролике .

Если вспомнить историю, во время правления второго халифа Умара арабские христиане на территории Сирии получили покровительство халифата. И когда в Европе начались гонения на евреев, то защиту они получили на территории мусульманской Испании. И после, реконкисты вместе с мусульманами эмигрировали в Северную Африку (Тунис), где и живут по сей день.

Есть также хадисы, которые призывают хорошо относиться к иноверцам.

«А пророк Мухаммед изрек: «Кто навредит зимми (иноверцу), навредит мне, а навредивший мне – вредит Аллаху» (Табари).

«Кто навредит зимми (иноверцу), тому я враг, а кто ему (зимми) враг, тот станет врагом в день Воскресенья – (судный день)» (Аль Хатиб).

8:39 «Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху»

Налицо очередное вырывание аята из общего контекста. Сура называется «Трофеи». В ней речь идет о конкретном сражении – сражении при Бадре. Чтобы понять это, достаточно прочесть хотя бы несколько предыдущих аятов из той же суры:

8:5 «Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома (в направлении Бадра) ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого».

8:16 «Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы , то не поворачивайтесь к ним спиной».

8:30 «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя ».

Если прочесть всю суру целиком, то не нужно никаких дополнительных комментариев, чтобы понять, что в суре Всевышний не призывает воевать с иноверцами в любое время и в любом месте.

8:60 «Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней - таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов».

Это все еще сура «Трофеи». И все еще про битву при Бадре.

Читаем следующий аят:

8:61 «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он - Слышащий, Знающий».

То есть, если враг сложил оружие, мусульмане тоже должны сложить свое для заключения мирного договора. И это несмотря на то, что враги часто нарушали этот договор:

8:56 «Ты заключаешь с ними договор, но всякий раз они нарушают этот договор и не страшатся».

9:5 «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду».

Некоторые толкователи считают, что речь идет о священных месяцах. Между тем, в суре с самого начала говорится о мирном договоре, который в очередной раз нарушили эти самые «многобожники».

«убивайте неверных многобожников, нарушающих договор» (Аль-Мунтахаб).

«Аллах запретил сражаться с многобожниками, которые заключили с мусульманами мирные договора, в четыре запретных месяца» (ас-Саади).

Поскольку «многобожники» неоднократно нарушали мирный договор, Всевышний ниспослан суру «Покаяние»:

9:1 «Отречение [отказ от прежде заключенных договоров] (объявляется) от Аллаха и Его посланника тем из многобожников, с кем вы (о, верующие) заключили договора (и они сами нарушили их)» (Абу Адель).

9:2 «Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих».

«Это предписание распространялось на всех неверующих, которые заключили с мусульманами мирный договор сроком на четыре месяца или менее того либо заключили мирный договор, не оговоренный временными рамками» (ас-Саади).

То не касалось всех «многобожников»:

9:4 «Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных».

Следующий аят имеет немаловажное значение:

9:6 «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди».

«Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности» (ас-Саади).

Как видим, даже если многобожник не примет ислам, его все равно предписано обезопасить. Это лишнее подтверждение тому, что к иноверцам должно быть хорошее отношение.

9:29 «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно».

Речь все еще идет о тех самых «многобожниках», нарушающих договоры. В той же суре описывается их отношение к мусульманам:

9:10 «Они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств. Они - преступники!».

Теперь, собственно, про джизью.

Джизья - подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах (Википедия).

Почему-то многих смущает это понятие, мол, мусульмане заставляют платить иноверцев дань. Правильнее будет сказать «налог». Разве большая часть населения сегодня не платит налоги?

«Подать бралась с иудеев и христиан, но их женщины, старики, дети, бедные и рабы были освобождены от неё. Идея подати заключается в том, что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других, поэтому было справедливо, что они платят подать, так как мусульманское государство их защищало и обеспечивало им нормальную жизнедеятельность и предпринимательство. Ведь мусульмане отдавали государству пятую часть военной добычи, закят (очистительную милостыню), милостыню после Рамадана и различные милостыни во искупление грехов. Подать - не наказание, а участие в бюджете государства, как делают мусульмане» (Аль-Мунтахаб).

Эта сумма, кстати, была совсем не обременительной. Примерно 0,20% от дохода. Тогда как мусульмане платили 0,25% - 2,50%. И это при том, что в христианских государствах люди вынуждены были платить 10% от дохода в пользу церкви, еще государю и своему феодалу. Часто сумма налогов в христианских странах составляла более половины от суммы доходов. Кроме того, в Халифате христиане и другие иноверцы – старики и больные – официально от государства получали пенсию.

9:123 «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей твердости. И знайте, что Аллах – на стороне набожных».

Та же сура – «Покаяние». Поскольку речь в суре изначально шла о войне с «многобожниками», в данном аяте также имеется ввиду военное время. Критики ислама уверяют нас, что речь идет о призыве вести подрывную деятельность против своих соседей, своего государства. Это идет вразрез с толкованиями Корана:

«После разъяснения того, кто должен принимать участие в боевых действиях, Всевышний Аллах разъяснил, что начинать сражаться надо с неверующими, которые живут вблизи мусульман» (ас-Саади).

«Когда конфликт неизбежен, следует сначала истребить зло в непосредственной близости, потому что мы вправе бороться только со злом. Ему следует оказывать самое решительное сопротивление. Ложные компромиссы недостойны праведных. Нередко они основаны на трусости, инертности, алчности и подкупности» (Йусуф "Али).

«Охрана и укрепление границ очень важны с военной точки зрения» (Дарйабади).

«Если прочесть этот аят в связи с последующим, станет ясно, что здесь говорится о лицемерах, которые представляли опасность для мусульманской общины, проникая в нее. Об этом говорится в аяте 73. Этот повтор должен показать мусульманам важность действий против внутреннего врага» (Маудуди).

Напомню, что сура имеет привязку ко времени пророка Мухаммеда, и относится к определенному историческому событию.

47:4 «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха».

Претензии критиков к этому аяту заключаются в том, что он якобы содержит призыв к торговле людьми, рабовладельчеству и захвату заложников. Критики путают понятие «заложник» и «военнопленный». Заложников захватывают преступники. А пленников захватывает одна из воюющих сторон во время войны, или «на поле боя ». Понятия «торговля людьми» и «работорговля» здесь тоже неуместны.

«Тех, кто удерживает других от пути Аллаха. Этот аят примыкает к аяту 1 и устанавливает правила вооруженной борьбы за веру и свободу. То есть, если «опровергатели истины» лишают мусульман общественной и политической свободы и не дают им жить по принципам их веры, джихад разрешается, даже является долгом» (Асад).

«Сначала не обойдется без кровопролития, но когда враг будет честно побежден, то есть, будет не в состоянии причинять вред, понадобятся последовательные меры, чтобы держать его в подчинении. Так я понимаю слова «налагайте оковы». Другие понимают это буквально как повеление брать пленных» (Йусуф "Али).

«Помимо разрешения брать пленных, это подразумевает предупредительные меры, чтобы враг не смог в обозримом будущем предпринять новую агрессию» (Асад).

«Выкуп» включает также обмен пленными (Асад).

«С пленными вы можете поступать по своему усмотрению: вы можете помиловать их и даровать им свободу, не требуя от них выкупа, а можете поменять их на захваченных в плен мусульман либо потребовать за них выкуп от них и их сторонников. Продолжайте поступать так, пока не завершится война или вы не заключите с противником перемирие» (ас-Саади).

Это основные аяты, трактуемые противниками ислама на свой лад.

Война по Корану

Теперь о том, в каких случаях разрешается начинать войну согласно Корану:

2:190 «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас , но не преступайте границы дозволенного».

2:191 «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали ».

22:39-40 «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться , потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь - Аллах ». Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха».

Отсюда делаем вывод, что войну можно вести, если она носит оборонительный характер. При этом учитываются три аспекта:

  1. Если сражаются против тебя.
  2. Если тебя несправедливо изгоняют из твоего жилища.
  3. Если сражение с тобой ведется из-за твоей религии.

Абу Бакр, первый праведный халиф, сподвижник пророка и его тесть напутствовал армию, возглавляемую Кутейбой, такими словами: «Не издевайтесь и не уродуйте тел ваших врагов после того, как вы уже убили их. Не убивайте детей и стариков, которые не могут сражаться. Не трогайте женщин, не уничтожайте посевов, не поджигайте домов, не рубите плодовых деревьев. Забивайте животных ровно столько, сколько необходимо для вашего пропитания. На своем пути вы можете встретить людей, которые посвятили жизнь свою служению в монастырях и церквях. Оставьте их, и пусть они занимаются тем, ради чего они отреклись от мира».

Теперь касательно причины ниспослания аятов о сражениях с «неверными». Надо понимать, что эти аяты были ниспосланы в то время, когда пророк Мухаммед и его сподвижники более 13 лет подвергались всяческим унижениям, страданиям, вынуждены были покинуть родной город Мекку. И когда язычники Мекки стали разрушать их дома, забирать имущество, притеснять родственников, близких, только тогда был ниспослан аят о защите себя, близких и имущества, с оговоркой: «не преступая границ дозволенного».

Убийство в Коране

В Коране лишение человека жизни допускается по следующим причинам с соответствующими оговорками:

5:32 «По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле , тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям».

6:151 «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права».

17:33 «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо был убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть. Но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь».

5:45 «Мы предписали им в нем: душа - за душу, око - за око, нос - за нос, ухо - за ухо, зуб - за зуб, а за раны - возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением».

2:178 «О, уверовавшие! Вам предписано возмездие за убитых. Свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину! А если (убийце) будет прощено братом (убитого), то с ним (убийцей) следует поступать по-добру и (он должен) возместить (откупом) за него (убитого). Это облегчение и милость от вашего Господа. А кто после этого преступит, то для него будет тяжелое наказание».

Отсюда вывод – убийство человека допускается, но только в двух случаях – в качестве возмездия за убийство и за распространение нечестия.

Убийство не есть обязательное условие. Человека можно простить, и это поощряется:

2:178 «Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом».

42:40 «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом».

В отмщении же надо держаться рамок:

2:178 «А кто после этого преступит, то для него будет тяжелое наказание».

17:33 «Но пусть он не излишествует в отмщении за убийство».

Для справки – кровная месть также упоминается в Библии:

«Если кто убьет человека, то убийцу должно убить» (Числа, 35:30).

Несмотря на то, что убийство иноверцев запрещено Кораном, радикальные течения в исламе все же преступают этот запрет. Примером служит запрещенная на территории РФ террористическая организация ИГИЛ.

Принуждение в исламе

Есть множество аятов, которые запрещают принуждение к принятию ислама:

2:256 «Нет принуждения в вере».

3:20 «Если они предались, то находятся на верном пути. Если же они отвернулись [от Аллаха], то ведь на тебя возложено только возвестить им [веру]».

5:92 «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику, остерегайтесь [неповиновения]! Если же вы ослушаетесь, то знайте, что на Посланника Нашего возложена лишь ясная передача [ниспосланного откровения]».

42:48 «Мы ведь не посылали тебя стражем для них. Тебе надлежит лишь сообщить [откровение]».

109:1-6 «Скажи: О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. У вас есть ваша религия, а у меня – моя!»

Толкователи Корана пишут:

«Принуждение несовместимо с религией. Ибо религия, в первую очередь, зависит от веры и воли, а они потеряли бы смысл, если бы были навязаны человеку» (Йусуф Али).

«Этот аят (2:256) говорит о том, что вера в Ислам и его образ жизни никому не навязываются» (Маудуди).

Мы видим, что Коран запрещает принуждать к принятию веры.

Убийство мирных граждан (теракты, шахидство)

По поводу убийства невинных я привел выше немало доводов. Хотелось бы упомянуть еще несколько моментов. В Коране есть аят, который ясно дает понять, что теракты и убийство мирных граждан – недопустимы:

48:25 «Они - те, которые не уверовали, не впустили вас в Заповедную мечеть и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания. И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин, которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что они поставили бы вас в затруднительное положение (или вы бы оказались опозорены перед ними; или вы совершили бы грех перед ними), то Аллах позволил бы вам вторгнуться в Мекку, но Он не сделал этого, чтобы ввести в Свою милость тех, кого пожелает. Но если бы они отделились друг от друга, то Мы подвергли бы неверующих из них мучительным страданиям».

Вот выдержки из Корана, специально мною для вас подобранные. Почитайте, подумайте. Только учтите, что это не просто слова, а слова из святой книги всех мусульман. Это категорический императив для каждого мусульманина. Другими словами, инструкция, обязательная для выполнения каждым “правоверным”. Итак цитаты:

2 (191). И убивайте их [неверных], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них заблуждение хуже, чем смерть от вашей руки.

2 (193). Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха. Если же они перестанут [быть неверными], то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам.

3 (28). Верующие да не будут дружить с неверующими помимо верующих. А если кто дружит с неверующими, то он не заслужит никакого вознаграждения от Аллаха, за исключением тех случаев, когда вам грозит опасность с их стороны.

3 (85). Если же кто изберет иную веру кроме ислама, то такое поведение не будет одобрено, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших урон.

5 (10). А те, которые не веровали и считали ложью Наши знамения, те - обитатели пламени.

5 (33). Воистину, те, кто воюет против Аллаха и Его Посланника и творит на земле нечестие, будут в воздаяние убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или они будут изгнаны из страны. И все [это] для них - великий позор в этом мире, а в будущей жизни [ждет] их великое наказание.

8 (7). И вот, обещал вам Аллах один из двух отрядов, что он будет вам; вы желали бы, чтобы не имеющий вооружения достался вам. А Аллах желает утвердить истину Своими словами и отсечь неверных до последнего.

8 (12). [Вспомни, Мухаммед], как твой Господь внушил ангелам, [посланным в помощь муслимам]: Воистину, Я - с вами. Так окажите же поддержку уверовавшим! Я посею страх в сердцах тех, которые не уверовали. Так рубите же им головы и отрубите все пальцы (13). [в отместку] за то, что они уклонились от повиновения Аллаху и Его Посланнику. Если же кто-либо уклоняется от повиновения Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах силен в наказании.

8 (17). Не вы [о верующие], убили неверных, а Аллах сразил их. Не ты [о Мухаммед!] бросил [горсть песку], когда бросал, это Аллах бросил, дабы подвергнуть верующих доброму испытанию от Себя.

8 (39). Сражайтесь с неверными, пока они не перестанут совращать [верующих с пути Аллаха] и пока они не будут поклоняться только Аллаху.

9 (3). И призыв от Аллаха и Его посланника к людям в день великого хаджа о том, что Аллах отрекается от многобожников [христиан] и Его посланник. И если вы обратитесь, то это лучше для вас, а если отвратитесь, то знайте, что вы не ослабите Аллаха. Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием,

9 (5). А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников [христиан] , где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!

9 (14). Сражайтесь с ними, - накажет их Аллах вашими руками, и опозорит их, и поможет вам против них, и исцелит грудь у людей верующих.

9 (23). О вы, которые уверовали! Не считайте друзьями ваших отцов и братьев, если они предпочли вере неверие. А те из вас, кто дружит с ними, - они и есть грешники.

9 (29). Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не подчиняется религии истинной - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными.

9 (30). И сказали иудеи: “Узайр - сын Аллаха”. И сказали христиане: “Мессия - сын Аллаха”. Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!

9 (36). Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это - стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками [христианами] , как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!

22 (8). И среди людей есть такой, кто препирается об Аллахе без знания, и без руководства, и освещающей книги, (9). отворачивая свою шею, чтобы сбить с пути Аллаха. Для него в ближайшем мире - позор, а в день восстания Мы заставим его вкусить наказание огня.

22 (19). Вот - два врага, которые враждовали об их господе; тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток. (20). Растапливается от этого то, что у них в утробах, и (их) кожи. (21). Для них есть железные крючья. (22). Всякий раз, как они захотят выйти оттуда из страданий, их вернут туда и... вкусите мучения огня!
25 (52). Не повинуйся же неверным и борись с ними этой великой борьбой!

47 (4). А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. 5. А если бы Аллах пожелал, то Он покарал бы их Сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством других. А у тех, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьет с пути их деяний: 6. Он поведет их и сохранит в порядке их состояние 7. и введет их в рай, который Он дал им узнать.

Вот прочитав всё это, подумайте, есть ли что-либо подобное в фундаменте какой-нибудь другой религии?

Когда говорят, что Ислам - религия мира, хочется сказать: посмотрите в Коран, там на каждой странице призывы убивать неверных. Более того, ваш Пророк лично грабил караваны иноверцев и делил добычу. Как Вы это объясните?

Из истории мы знаем много империй и государств, где под разными предлогами целенаправленно репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В священном Коране, в Сунне, в исламском учении нет места таким методам.

Во время присоединения к халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность религиозного выбора. Позже, в период Кордовского Халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые в Европе евреи. И иудеи, и христиане имели свои суверенные суды для разрешения конфликтов внутри своих общин. Что касается случаев, являющихся нарушением закона, то это имело место быть во все времена, среди всех народов и представителей различных религий.

Разъяснение аятов 3 - 4 суры 47

«Когда вы встречаетесь с неверными [в бою], то рубите им головы. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и поступайте таким образом], пока не завершится война. Так [решил Аллах]. А если бы Он пожелал, то покарал бы их сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством других. Он никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто погиб на пути Аллаха» (Коран, 47:3–4).

Эти аяты также носят ситуативный характер - они были ниспосланы после битвы при Бадре, при которой произошло первое столкновение мусульман с язычниками, и отражают события того времени. Аят дает руководство к действию войск мусульманского государства в условиях войны. К мирному же времени эти аяты не относятся.

Именно так понимаются смыслы этих аятов как классическими толкователями (İbn Kesir . Hadislerle Ku’ran-i Kerim tefsiri. C. 13. İstanbul: Çağrı yayınları, 1991, s. 7291.), так и современными: «Всевышний указал своим верующим рабам на то, как они могут обрести успех и добиться победы над врагом. О верующие! Когда вы встречаетесь с неверными на поле битвы, то доблестно сражайтесь с ними и рубите им головы. Когда же они прекратят оказывать вам сопротивление и вы предпочтете не убивать их, а пленить, то крепите оковы пленных, чтобы они не могли сбежать. Только так вы сможете обезопасить себя от их мечей и их зла. С пленными вы можете поступать по своему усмотрению: вы можете помиловать их и даровать им свободу, не требуя от них выкупа, а можете поменять их на захваченных в плен мусульман либо потребовать за них выкуп от них и их сторонников. Продолжайте поступать таким образом до тех пор, пока не завершится война или вы не заключите с противником перемирие. В разных местах следует вести различные разговоры, и в разных обстоятельствах следует придерживаться различных законов, и предписание сражаться с неверными относится только к военному времени. А в мирное время, когда нет войны и сражений, нельзя ни убивать, ни пленить людей».

Почему мусульмане нападали на караваны мекканцев

Часто в полемике критики Ислама обвиняют Пророка Мухаммада (мир ему) в том, что он после переселения в Медину отдавал приказы нападать на торговые караваны мекканцев. Однако забывают при этом сказать, что это была война меж собой фактически двух государств. А в каждой войне, тем более в справедливой, победитель захватывает ресурсы врага и использует их как трофеи и как контрибуцию, компенсацию за понесенный от агрессии ущерб.

Мусульмане подвергались жестоким гонениям в Мекке. По этой причине часть из них была вынуждена эмигрировать в Эфиопию. А позднее подавляющее большинство из них во главе с Пророком (мир ему), совершило переселение (хиджру) в Медину. Язычники же, мучившие многие годы мусульман, хотели их убить, а когда те бежали, ограбили их, захватив себе их имущество - дома со всем содержимым, домашний скот, торговые объекты, за счет которых жили бежавшие. По этой причине мекканские мусульмане остались без средств к существованию и первое время жили за счет своих мединских единоверцев.

Но когда вдобавок ко всему мекканские многобожники решили выступить в военный поход против мусульман, создавших свое государство в Медине, чтобы их окончательно уничтожить, мусульманское государство было вынуждено принять вызов и выступить на оборонительную, справедливую войну против агрессоров и убийц. В любой войне боевые действия ведутся не только против передовых войск, но и против тылового обеспечения и снабжения - удары наносятся и по экономике противника.

Именно поэтому называть грабежом военную тактику мусульман против язычников нельзя, как нельзя называть грабежом действия советских партизан в Великую Отечественную войну, которые захватывали военные и экономические трофеи врага, оккупировавшего их территорию; а также действия стран антигитлеровской коалиции, которые установили Германии серьезную контрибуцию в счет огромных людских и имущественных потерь, нанесенных ее войсками другим странам. На Аравийском полуострове шла аналогичная война, в которой агрессором были мекканские язычники.

Али Вячеслав Полосин, Айды Али-заде

Газета «Медина аль-Ислам»

    Вообще все религии — настоящие, не призывают к убийствам просто так. К убийствам призывают люди, которые заинтересованы в этом. Никакой Бог не может заставлять убивать, тогда это будет не Бог, а варвар какой то. Бог дат жизнь и дат возможность учиться и исправляться, а если, кто то убивает человека, то он лишает его возможности исправиться, даже, если тот был очень грешен. Убив грешника, вы его грехи забираете себе, потому что вы его лишаете права искупить и исправиться.

    В Коране можно найти призывы, но призывы защищаться, а не убивать — только потому, что он не такой как я.

    Мой ответ был признан системой как не уникальный (автоматически. вероятно из-за цитат Корана) и боюсь, что скорее всего он будет удалн, но тем не менее, я не просто ответила на вопрос, я ответила на него с цитатами из первоисточника (как подтверждение и доказательство моих слов)

    Итак, повторю Призыв к убийству в Коране 2, сура 4, аят 89,в Коране 3, сура 8 аят 12,в Коране 4, сура 8 аят 39, в Коране 5, сура 9 аят 5, в Коране 6, сура 9 аят 29, в Коране 7, сура 9 аят 73

    В сво время я плотно занималась этой темой и знаю насколько тонка грань рассуждений на эту тему, поэтому с целью не разжигания межрелигиозных конфликтов, цитаты — тут лучшее подтверждение ответов, без них не обойтись.

    Само слово Ислам означает Мир и происходит от глагола istaslama, что означает Подчиниться/ Сдаваться/ Капитулировать> (Подчинение Аллаху ).

    Салям Алейкум является приветствием мусульман, переводиться как Мир Вам.

    А вот цитаты из Корана:

    Призыв к убийству в Коране 2, сура 4, аят 89:

    Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников.

    Призыв к убийствам в Коране 3, сура 8 аят 12:

    Вот твой Господь внушил ангелам: Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы.

    Призыв к насилию в Коране 4, сура 8 аят 39:

    Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.

    Призыв к убийствам в Коране 5, сура 9 аят 5:

    Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный.

    Призыв к насилию в Коране 6, сура 9 аят 29:

    Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.

    Призыв к насилию в Коране 7, сура 9 аят 73:

    О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!

    Начать нужно с того, что неверные у Мухаммада — не христиане. Христиан он называет христианами, иудеев — иудеями, а неверными пророк называл в то время именно своих соплеменников, которые не уверовали или по каким-то причинам отреклись от веры. В те годы немногочисленные мусульмане воевали с земляками — язычниками (неверными), но не с христианами или иудеями. То есть, речь не о нас.

    Теперь поищем призывы убивать неверных (я пользуюсь переводом Крачковского).

    Сура Корова

    Сура Женщины