Символ звезда — виды и значения. Восьмиконечная звезда: значение Восьмиконечная звезда в православии Значение пятиконечной звезды в христианстве

Что такое пентаграмма?

Современное слово Пентаграмма, по всей видимости, происходит от греческих «pente » - пять и «gramma » - буква (также возможны значения «черта или линия»), известны также и другие ее названия такие как, например, пентальфа и пентагерон. Вообще же у пентаграммы множество имен - практически у каждого народа или магической традиции были для нее свое название, а то и несколько, так, например египтяне называли ее «Звездой Изиды » или «Звездой Псоглавого Анубиса », а пифагорейцы - «Пентальфа ». Как геометрическая фигура - пентаграмма, это звезда, образованная пересечением продленных сторон пентагона (правильного пятиугольника). Пентакль - это пентаграмма, вписанная в круг. На сегодняшний день пентаграмма это, пожалуй, один из наиболее известных магических символов. Одновременно она же - один из наиболее древних, значимых и могущественных.

История пентаграммы и ее значений

К сожалению сейчас невозможно доподлинно сказать, как именно зародился символ пентаграммы. Первые достоверные археологические памятники символов, имеющих пятиугольную симметрию, относятся к первым десяти тысячам лет до нашей эры, однако не исключено, что пентаграмма существовала и ранее. Одна из возможных версий - что она появилась в результате астрологических наблюдений за планетой Венера и стала использоваться жрецами и магами Месопотамии. Дело в том, что при наблюдении с земли Венера проходит за 8 лет на небе все знаки зодиака, при этом делает 5 "завиточков" траектории. Если нарисовать классический астрологический круг со знаками зодиака, отметить на нем эти «завиточки» и соединить их, то получим чёткую пентаграмму.

Так или иначе, с появлением письменных источников мы можем сказать больше о значении этого символа. В древних цивилизациях (Шумерская, Древнеегипетская, Вавилонская, Ассирийская и.т.д.) пентаграмма имела двойственный смысл. Во-первых, она считалась сильнейшим символом помощи и защиты, который изображался на амулетах, дверях домов (для защиты жилища от различных бед) одежде и культовых предметах. Во-вторых, для посвященных это был символ тайной власти и могущества. Можно сказать, что это был символ самой магии в широком смысле, в те времена. Также в древнеегипетской письменности существовал иероглиф в форме пятиконечной звезды. Существуют мнения, что он означал «просвещение, обучение» или «просветленный, блаженный дух» (впрочем, есть и другие варианты толкования).

После этого пентаграмма слала широко использоваться в самых различных сферах жизни человечества - помимо всего перечисленного ее можно было встретить на государственных символах, печатях и монетах, ее использовали, как элемент гербов и знамен, изображали на щитах. Независимо друга от друга пентаграмму начинают использовать разные народы - так, например она появляется в Индии и Китае. Чтобы описать все значения, которые когда либо предавались пентаграмме необходимо написать отдельный огромный труд (если это вообще возможно), в данной же статье мы наметим лишь основные вехи ее истории.

В Древней Греции пентаграмму также называли «пентальфа », так как она получалась при переплетении пяти греческих букв «альфа ». Пентаграмма играла важную роль в учении Пифагора. Он вычислил, что она содержит в себе золотое сечение и поэтому пришел к выводу, что она - геометрическое воплощение математического совершенства. Впоследствии для его последователей она станет важным символом. Пифагорейцы называли пентаграмму Гигиея (это также имя древнегреческой богини здоровья), когда использовали ее как символ телесно-духовной гармонии и совершенства. Одновременно, они использовали ее и как символ своего сообщества, который символизировал, в том числе и пять лет молчания перед посвящением. В Пифагорейской школе, пожалуй, впервые была изложена, сейчас уже ставшая классикой, концепция о том, что мир состоит из пяти элементов - огонь, земля, вода, воздух и эфир (хотя первым, кто начал разрабатывать концепцию элементов, считается Эмпедокл). Исходя из нее, пентаграмма, на лучах которой расположены, пять этих элементов - это символ универсума в состоянии совершенства и гармонии. Впоследствии, такая трактовка найдет свое отражение в герметизме и алхимии. Также пентаграмма использовалась пифагорейцами, при обучении геометрии и арифметике непосредственно как геометрическая фигура и с этих пор вошла в ряд обучающих курсов. И их отголоски мы до сих пор можем видеть даже в современных курсах и учебниках.

Народы древней Индии и Китая тоже пришли к использованию пентаграммы, притом вероятно, независимо от других цивилизаций. В VI до н. э. в Китае возникла концепция У-син, что означает «пять движений» или «пять превращений», которая была логичным продолжением концепции Инь-Ян. Согласно ним, взаимодействие вселенских начал Инь и Ян порождают пять стихий или иначе - пять элементов, из которых и состоит видимый нам мир и благодаря взаимодействию которых существует. Эти пять элементов отличаются от пяти элементов европейской традиции - согласно У-син, это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Схема взаимодействия этих элементов образует пентаграмму. Эта схема легла в основу древнекитайской философии, традиционной медицины (например, акупунктуры, где успешно применяется и по сей день), широко использовалась в нумерологии, гадательных практиках и боевых искусствах.

Пентакль почитался в древней (и не только) Японии, а также у американских индейцев.

Для евреев пентаграмма была символом, священного для них, Пятикнижия, которое по преданию было получено Моисеем от Бога.

Символом ислама считается пятиконечная Звезда с Полумесяцем (хотя этот символ, разумеется, существовал и до Мухаммада, которого мусульмане считают своим пророком). В исламе пентаграмма символизирует пять основных столпов этой религии, а иногда пять ежедневных молитв.

Далее логичным было бы рассказать об использовании пентаграммы в христианстве, однако из-за тенденций, возникших в последнее время, мы временно пропустим эту тему и подробно осветим ее чуть позднее, а сейчас расскажем о более позднем использовании пентаграммы. В двенадцатом столетии, Хильдегарда из Бингена - монахиня и аббатисса, написала труды в которых, она рассматривала пентаграмму, как символ человека (отчасти это мотивировалось и тем, что пятиугольная симметрия характерна для человека - пентаграмма может служить его схематичным изображением, у нас пять конечностей, пять органов чувств и т.д.). А так как человек, согласно христианским верованиями, был сотворен по образу и подобию Бога, то пентаграмма для нее стала его олицетворением.

Эта давно забытая в широких кругах история, как и труды, самой Хильдегарды могли бы быть давно преданны всеобщему забвению, но возможно именно ее идеи легли в основу дальнейшего развития пентаграммы, как символа, в среде мистического христианства, герметизма, алхимии и оккультизма. В них постепенно проявилась тенденция к ассоциации пентаграммы с человеком. Возможно, в этом есть и влияние зарождающегося Гуманизма. Иногда изображение человека просто вписывалось в пентаграмму, как это сделано, например, у Корнелиуса Агриппы в его «Оккультной философии». В результате, классическая пифагорейская пентаграмма Огня, Земли, Воды, Воздуха и Эфира с вписанным в нее человеком стала символизировать Микрокосм и духовную работу человека, проявляющуюся в материальном мире. Проводя параллели с алхимией, можно сказать, что в ней такой символ мог означать «Великое Деланье», хотя сами алхимики зачастую использовали свой собственный символ, для обозначения «Великого Деланья», что в значительной степени обусловлено их традицией.

После этого, пентаграмму использовали различные оккультно-религиозные и прочие течения и ордена - гностики, масоны, розенкрейцеры, мартинисты и.т.д. В настоящее время, пентаграмма, помимо всего прочего, это также символ Виканской традиции и неоязычества (особенно в западных странах). Это один из самых распространенных знаков, который можно встретить практически где угодно - от государственных флагов до ритуальных предметов.

Пентаграмма и перевернутая пентаграмма - символ зла?

В последнее время значительно распространилось мнение о том, что пентаграмма или так называемая «перевернутая пентаграмма» (у которой один конец направлен вниз, а два - вверх) тем или иным способом связанны с каким-либо негативом, злом, темными силами и.т.д. В основном нечто подобное можно услышать от некоторых (хотя отнюдь не всех) христианских иерархов, увидеть в различных мистических триллерах и «ужастиках», а иногда даже и услышать от некоторых непросвещенных магов, которые слабо разбираются в истории этого вопроса.

Для разоблачения этого заблуждения лучше всего обратиться к, пожалуй, самому неожиданному, на первый взгляд, источнику - а именно к самому христианству, его символике, архитектуре, иконографии и истории. Возможно, кого-то это удивит, но христиане сами активно использовали как пентаграмму, так и перевернутую пентаграмму. Как мы уже писали, эти символы существовали задолго до возникновения христианства, но оно переняло их у предшествующих магических традиций и придало им новый смысл.

Так «перевернутая пентаграмма», столь активно охаиваемая теперь, наравне с обычной, уже для ранних христиан стала символом Вифлиемской звезды. Объяснение этого до банального просто и связанно с библейской притчей о волхвах, которые следуя за звездой, нашли Иисуса и принесли ему дары - своим направленным вниз лучом она указывала им на место, где родится Иисус, ведь согласно писанию, она двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца. Иногда на изображениях, чтобы подчеркнуть эту идею, луч продлевали до земли. Не говоря уж о древних памятниках, такие изображения можно встретить даже в современной религиозной литературе, хотя их использование и существенно сократилось из-за распространения упомянутого заблуждения.

Стремясь к объективности, здесь необходимо сделать отступление и упомянуть, что Вифлиемская звезда прошла долгий исторический путь - в разные времена и в разных областях планеты ее изображали по-разному, и с разным количеством лучей, так как число лучей у нее не ограниченно христианским каноном, тем не менее, можно уверенно утверждать, что в качестве Вифлиемской звезды широко использовалась и пентаграмма. Собственно, в этом качестве, она дожила до наших времен, например, в виде пришедшей, к нам из Европы традиции украшать елочное навершие пятиугольной звездой.

Ранние христиане носили «перевернутую» пентаграмму именно как путеводный амулет, для обретения духовного водительства и защиты - чтобы высшие силы оберегали и направляли их. Святой равноапостольный император Константин I Великий, который остановил преследования христиан и, по сути, сделал христианство государственной религией Римской Империи, поместил «перевернутую» пентаграмму на свою личную печать.

Постепенно перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). В частности можно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Преображение Господне», написанную им в начале XV века, где Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы. Здесь надо подчеркнуть, что Андрей Рублев - это один из знаменитейших и наиболее почитаемых православных иконописцев, который, к слову, был причислен к лику святых. Он был автором многих правил, которые впоследствии стали канонами иконописи и тот вклад, который он привнес, до сих пор ощущается в иконописи. Перевернутая пентаграмма, наравне с перевернутым крестом в христианстве, также может символизировать апостола Петра, так как, по библейским приданиям он был распят на «перевернутом» кресте - вниз головой.

В целом следует сказать, что в христианской традиции символ пентаграммы развивался и обретал новые значения и применения, которых, в конце концов, накопилось изрядно. Как мы уже писали, он использовался христианами, как амулет защиты и духовного водительства (впоследствии, в том числе и эту роль стал играть крест), был символом преображения и сошествия в мир Христа. Символизировал он также 5 ран распятого Иисуса, 5 радостей девы Марии и т.д. Был он и символом самого Спасителя - пять концов символизировали святую троицу, а также божественную и человеческую природу Иисуса. Впоследствии эта схема станет одной из основ оккультной концепции Пентаграмматона. Ассоциации Спасителя с пятиконечной звездой также иногда аргументировалась и цитатами из библии, например: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). В среде кабалистического христианства можно было встретить такое объяснение пентаграммы, как символа Иисуса: «… перевернутая пентаграмма - это "Зеир Анпин", Микропрозоп или "Малый Лик" Господа, который образуют на Древе Жизни шесть нижних Сефирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод, отделенных Пропастью от трех Высших Сефирот. Однако "Зеир Анпином" это также одно из названий Тифирет, Божественного Сына, через соединение с которым наш мир (нижняя Сефира - Мальхут) мог спастись. Отождествляя Христа с Тифирет, христианские каббалисты вполне логично могли отождествить с ним и всю перевернутую пентаграмму в целом. »

Как и в античности, пентаграмма и перевернутая пентаграмма активно использовалась христианами в геральдике. Для примера можно рассмотреть герб древнего германского рода Визер. При этом пентаграмма использовалась и духовными орденами рыцарей. Здесь, как пример можно рассмотреть орден рыцарей-вифлеемитов (или как его еще называли «Вифлеемский орден» или «орден крестоносцев красной звезды на синем» - « Betlemitani o Ordine militare » и « Ordine crociferi con stella rossa in campo blu » итал.). Он, возник как орден крестоносцев во время первого крестового похода. Для нас он интересен, поскольку, как следует из его названия, его гербом была красная пентаграмма на синем поле.

Также пентаграммы можно обнаружить на средневековых одеяниях священников, рисунках, витражах, мозаиках, барельефах храмов, церквей и соборов. Так барельеф в церкви Св. Петра и Моисея в Солине (Хорватия), IX-XI вв. содержит совершенно очевидную пентаграмму. В католической церкви Св. Петра и Павла (XIII век) в Эстонском городе Каарма (о.Сааремаа) можно увидеть роспись в виде перевернутой пентаграммы. Окно северного нефа Амьенского кафедрального собора во Франции (он был построен между 1220 и 1410 годами) выполнено в виде искусного витража, изображающего перевернутую пентаграмму. Если же Вы окажетесь в Ганновере, то сможете увидеть огромную перевернутую пентаграмму (соседствующую с гексаграммой) на так называемой «Рыночной церкви» (Marktkirche нем. ) Св. Георга и Св. Якоба, построенной в XIV веке. В кафедральном соборе Св. Стефана в Вене, построенном между 1359 и 1511 годами находится барельеф изображающей поклонение волхвов, на котором пентаграмма символизирует Вифлеемскую звезду. В северо-восточной части Вифлеемской базилики Рождества Христова (по христианским преданиям она построена на месте, где родился Иисус) около северного выхода из пещеры Рождества, есть армянский алтарь, на котором Вы можете различить четкую рельефную пентаграмму, символизирующую Вифлеемскую звезду. Московская богословская церковь, построенная в 1805 году, тоже способна удивить непросвещенных барельефом с пентаграммой на своей стене. А Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге просто изобилует различными изображениями пентаграмм. И все перечисленное - это отнюдь не исключения, а лишь яркие и известные примеры. Вообще же, в большинстве крупных храмов, церквей или базилик можно, в том или ином виде, найти изображение пентаграммы.

Таким образом, миф о том, что пентаграмма или перевернутая пентаграмма издревле считались символами какого-либо зла или чего-то подобного, можно считать развенчанным. Как раз наоборот - все исторические факты говорят об обратном. Есть несколько версий возникновения этого заблуждения и несколько ключевых событий связанных с ним. Есть версии, что началом негативного восприятия пентаграммы был расцвет инквизиции или расправа над Орденом Тамплиеров. Впрочем, в пользу первой версии весомых аргументов автору данной статьи пока не удалось найти, вторую аргументировали в основном тем, что у многих тамплиеров, частью гербов были пентаграммы. Однако это было распространенной практикой и до и после тамплиеров. Кроме того, как мы уже показали, пентаграммы активно использовались и после, в христианской иконописи, живописи и архитектуре.

Пожалуй первым, кто связал перевернутую пентаграмму с дьяволом, был французский оккультист Альфонс Луи Констан (Alphonse Louis Constant фр. ), больше известный под творческим псевдонимом Элифас Леви Захед (Eliphas Levi Zahed), который жил в XIX веке. В своем труде «Учение и ритуал Высшей магии», он писал, что пентаграмма два луча которой обращены вверх - это символ Сатаны. Однако здесь следует отметить, что за тысячелетия истории этого символа это было пожалуй первое документально подтвержденное заявление такого рода. Ранее ни в христианских источниках, ни где-либо еще, подобной информации не было. Таким образом, впервые это мнение было высказано в середине XIX века. Что касается самого источника этого мнения - то и тут не так все просто. Несмотря на то, что как оккультист Элифас Леви имеет некоторый авторитет (хотя иногда и подвергаемый сомнению), вряд ли можно считать его мнение, единственно верным. Тем более, учитывая возраст этого символа и многочисленность традиций, культов и эзотериков прошлого, которые такого мнения не придерживались. Надо учитывать и то, что в то время трактовка Леви не стала какой-то сенсацией перевернувшей мир оккультизма - она существовала, но существовала тихо и мирно наравне с другими трактовками символа пентаграммы, которые ей противоречили. Не изменила она и восприятие пентаграммы широкими массами (большинству из которых, надо признать, было тогда вообще не до этих материй). Наконец, ряд современных оккультистов, которых, пожалуй, в некоторой степени, можно считать потомками и продолжателями традиции, в формирование которой немалую лепту как раз и внес Элифас Леви, указывают на то, что в данном случае его слова необходимо трактовать не буквально (речь, в данном случае, идет об ордене восточных тамплиеров).

Для восприятия пентаграммы в России важной вехой стал приход к власти большивиков - т.к. одним из главных их символов как раз была красная пятиконечная звезда. Иерархи РПЦ признают, что до революции пентаграмма активно использовалась церковью и перелом в этом смысле наступил как раз вследствие гонений советской власти на церковь. Это был один из ключевых факторов для изменения восприятия пентаграммы верующими России. Второй важной вехой стало событие, которое произошло в США в 1966 году - тогда Говард Стэнтон Ла-Вей (так же известный как Антон Шандор Ла-Вей) основал так называемую Церковь Сатаны и (будучи знакомым с работами Элифаса Леви) сделал стилизованную перевернутую пентаграмму с вписанной в нее козлиной головой и рядом знаков, символом этой организации. Впоследствии, эффект эпатажа, который привлекал внимание и подробное освещение этой организации в западных СМИ стали причиной распространения в широких массах ассоциаций пентаграммы с сатанизмом. В довершении начался выпуск различных фильмов и прочих продуктов массмедиа, которые будучи исторически недостоверны, также способствовали укреплению этих ассоциаций.

Таким образом, как мы видим, мнение о связи пентаграммы с чем-то негативным возникло лишь во второй половине XIX века, а по настоящему распространенным стало лишь во второй половине XX века. Да и фундамент у этого мнения весьма шаток - по сути, в основе всего лежит только мистический опыт и переживания Элифаса Леви.

Примечательно то, что огульное охаивание, этого символа (как и некоторых других), которое было достаточно распространено среди церковных иерархов определенного качества, в скором времени ударили по ним самим - многочисленные пентаграммы и гексаграммы в храмах сейчас служат поводами для обвинения уже самой церкви, в том, что она погрязла в сатанизме или, что ей управляют евреи (версия популярная в среде националистов). Тут можно только развести руками и отметить, что осквернение своего (и общемирового) духовного и культурного наследия вряд ли могло кончиться по-другому.

Почему большевики сделали звезду символом СССР

Пятиконечная звезда стала символом Советской России благодаря одному из вождей большевиков Льву Троцкому. При официальном утверждении её приказом Наркомвоена Республики Львом Троцким № 321 от 7 мая 1918 года пятиконечная звезда получила наименование «марсова звезда с плугом и молотом». В приказе также значилось, что этот знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».

Троцкий серьезно был погружен в эзотерические науки и знал, что пятиконечная пентаграмма обладает сильным психологическим воздействием и является одним из самых ярких и запоминающихся символов. Надо сказать, что конец XIX-начала XX века было временем «торжества оккультизма» - практически каждый образованный человек прошел через увлечение мистикой. И звезда в те времена была очень модным символом.


Игорь Авдеев.


Последнее обновление:
10.Февраля.2010, 17:46


М е ф и с т о ф е л ь:

Я в некотором затрудненье.

Мне выйти в сени не даёт

Фигура под дверною рамой.

Ф а у с т:

Ты испугался пентаграммы?

И.В. Гёте, «Фауст»

1.) Само слово пентаграмма происходит от греческих слов «pente», что означает пять, и «gramma» — буква, символ, т.е. пять точек, соединённых прямыми. Пентаграмма, которая в геральдике (науке о символах) называется «пентальфа» — это правильный пятиугольник, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте. Пятиконечная звезда — один из самых древних символов из всех известных человечеству и по своей популярности может соревноваться разве что с крестом. У евреев пентаграмма ассоциировалась с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога. Древние греки называли пентаграмму Пентальфа, что означает «пять букв альфа», поскольку символ может быть разложен на альфу пять раз. В христианской символике пентаграмма символизирует пять ран Иисуса или, в числовом толковании, сумму Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (божественной и человеческой).

Английский воин, сэр Гавейн, племянник Короля Артура, в качестве личного символа использовал пентаграмму и поместил её на своём щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств — «благородство, вежливость, целомудрие, отвага и благочестие».
Праздничное шествие пентаграммы закончилось во времена инквизиции. Тысячелетний народный символ защиты — пентаграмму, превратили в зло. Ей дали новое название «Нога ведьмы». В средние века пентаграмма стала широко использоваться оккультистами. Многие тысячелетия пентаграмма олицетворяла собой символ добра и света. И всего лишь за 500 лет она превратилась в символ зла.
В 1918 году пентаграмма из сферы магии и оккультизма попала в самое пекло политико-идеологической борьбы. Это было время, когда молодая Страна Советов увлеченно рушила «старый мир», чтобы построить новый, с новыми порядками, новыми людьми и новыми символами, в том числе символами власти. В итоге пентаграмма, окрашенная в красный цвет, стала символом советской идеологии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2.) Совершенно очевидно, что после 1917 года, пятиконечная звезда вызывает известные ассоциации, но это скорее проблемы тех, кто эти параллели проводит. На самом деле звезда, с разным количеством лучей и в разной их комбинации, издревле известна христианской иконографии и существовала задолго и масонов, и до 1917 года.

Вот, например, икона Преображения Господня, кисти преподобного Андрея Рублева, где лучи позади Спасителя, изображены не просто в виде пятиконечной звезды - но в виде перевернутой пентаграммы.
Совершенно очевидно, что преподобный Андрей не подозревал, что спустя 500 лет, перевернутая пентаграмма (ещё и черная!) станет символом европейского сатанизма.
Более того. Пятиконечная звезда также считается одним из символов Рождества Христова, так храм Рождества Христова в Вифлееме на месте самого этого события, увенчан крестом, над которым стоит пятиконечная вифлеемская звезда.

Под конец добавим известную истину: СИМВОЛИКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ КОНТЕКСТА.

3.) «Да не смущается сердце ваше» — о пятиконечных звездах на иконе Богородицы
18 Апрель 2011 13:01, Дмитрий Марченко
В Вербное воскресенье, 17 апреля, в Киев прибыл список чудотворной иконы Божьей Матери «Умиление». Не будут ли эту святыню сопровождать те же досадные недоразумения, что возникли вокруг оригинала образа Богородицы в дни его пребывания в Киеве?
Об особенностях иконы — пятиконечных звёздах, укращающих ризу Богородицы — материал в продолжение серии заметок на «Православии в Украине» о некоторых аспектах современной иконописи.
В прошлый раз мы говорили о том, как незнание собственной традиции приводит не в меру ретивых верующих к кощунственному отношению к святыне. В этом ключе хотелось бы напомнить ещё один симптоматичный случай. В конце прошлого года в связи с юбилеем Блаженнейшего Митрополита Владимира, Киев посетила святыня - икона Богородицы «Умиление», связанная с памятью преподобного Серафима Саровского. Множество людей шли к иконе. Но праздник всё же был омрачен. Некоторые люди, воображающие себя самыми ретивыми защитниками православия, обратили внимание на оклад образа. Точнее, на три звезды, украшающие ризу Богородицы.
Здесь стоит сделать маленькое отступление и напомнить читателям, что три звезды на одежде Пречистой, согласно традиции, символизируют Её приснодевство: до Рождества Христова, в сам момент Рождества и после него.
Именно эти звезды и вызвали негативную реакцию у ревнителей. Ибо одна звезда была шестиконечной, а две прочие - пятиконечными. Сразу же заговорили о «сатанинской пентаграмме» и «масонской символике». На одном из сайтов было опубликовано открытое письмо Священному Синоду Украинской Православной Церкви, самоуверенно подписанное «православными верующими». В нём требовалось «разобраться» с «кощунством» и «богохульством», а также с Издательским отделом УПЦ, допустившим репродукцию иконы со звёздами, на щитах и на обложке акафиста.
В конце «смиренные послушники», как они сами себя назвали, ставили членам Синода ультиматум: «Если не будет принято решение по данному обращению, мы будем считать себя свободными в принятии мер противостояния и защиты чистоты Православной веры, и следовать пророчеству святого Серафима Саровского по словам старца Николая (Гурьянова): «Придет время, - говорил Старец, - об этом предупреждал Батюшка Серафим Саровский, и народ Божий будет защищать Церковь от Владык».
Во всей этой истории более всего поражает даже не пафос письма и не ультиматумы Священному Синоду, а именно незнание собственной традиции, при больших познаниях в традициях масонской и оккультной символики.
В который раз хочется напомнить, что один и тот же символ в разном контексте может иметь совершенно противоположный смысл. Если для сатаниста перевёрнутый крест есть символ поругания Креста Христова, то в контексте христианской иконографии он будет означать мученическую смерть апостола Петра.
Что до звёзд, то христианство свободно от поиска «глубокого смысла» в количестве лучей звезды. Разумеется, восьмиконечной звезде принято придавать смысл «двойного креста», но в целом, в традиционной православной иконографии употребляются разные варианты звёзд - и шестиконечные, и пятиконечные.
Таким образом, остаётся пожелать «ревнителям» духовного разума и трезвомыслия, прежде чем поднимать православный народ на «борьбу с масонством», изучить и собственную символику, помимо сатанинской.

4.) Недалеко от Саровской пустыни находилась Серафимо-Понетаевская женская обитель. Название свое она получила по имени преподобного Серафима Саровского.
Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ «Знамение» Божией Матери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители. Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.
14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, несколько монахинь, находившихся в одной из келий игуменского корпуса, где помещалась икона, вдруг были поражены переменой, совершившейся с образом. Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе стал особенно просветленным, а взор Ее поочередно останавливался на сестрах, с трепетом и благоговением взиравших на чудесное явление. Эти изменения происходили в течение четверти часа, а в 12 часов ночи снова повторились. На следующий день икона с почестями была перенесена в монастырский храм, и скоро огромное множество верующих стали поклоняться святому образу. Многие страждущие по молитвам своим ко Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе получали исцеление от своих недугов.
Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал чудотворность Понетаевской иконы «Знамение». Преосвященный Нижегородский Модест сделал распоряжение поместить икону в храме Живоносного источника в Понетаевском монастыре, где она и помещалась за правым клиросом.
На иконе Богоматерь изображена с воздетыми горе руками. На лоне Пречистой Девы находится Предвечный Младенец, окруженный сиянием.
Точная копия чудотворной иконы «Знамение» находится в скиту Серафимо-Дивеевского монастыря. На чудотворной иконе - шестиконечные звезды.

5.) Шестиконечная звезда (гексаграмма) является столь же древним и почитаемым символом в истории человечества, как и пентаграмма. Первые изображения гексаграммы известны примерно с конца IV тысячелетия. Она была известна в самых разных концах Земли: древнем Египте, Ближнем Востоке, Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Гексаграмма встречается за много веков до Рождества Христова. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах.
Часто эту звезду ещё называют звездой Давида.... Если следовать этому, то Святая Богородица из Рода Давидова, да и Святое Евангелие повествует нам родословную Господа нашего Иисуса Христа, где выводит Христа тоже из Рода Давидова...
6.) ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ОТКРЫТКИ:
otkritki3 otkritki4
otkritki2 otkritki
7.) Первые звезды появились на эполетах российской армии в 1827 г. для обозначения обер-офицеров,штаб-офицеров и генералов в некоторых родах войск. Но менялись правители, и менялась форма.Во всей российской армии только в 1854 году погоны впервые получают функцию определителя офицерских и генеральских чинов. В это время офицеры и генералы получают новую походную шинель и галунные погоны на нее. Погон был солдатского образца (присвоенного полку цвета погон), на который для обер-офицеров нашивались вдоль две полоски галуна особого рисунка так, чтобы между полосками оставался просвет 4-5мм. На погоны штаб-офицеров нашивались одна полоска широкого и две полоски более узкого галуна также с просветами между ними. Галун мог быть серебряный или золотой (по цвету присвоенного полку приборного металла) На генеральский погон нашивалась полоска широкого золотого галуна с зигзагообразным рисунком. Размер звездочек у всех офицеров и генералов был одинаковый.
Listok23
Что касается формы звездочек, то они были пятиконечными.
8.) Святой равноапостольный император Константин I Великий, который остановил преследования христиан и сделал христианство государственной религией Римской Империи, поместил «перевернутую» пентаграмму на свою личную печать.
Listok24
Таким образом, пятиконечная звезда для слуг сатаны имеет один смысл, а для православных христиан - другой. Точно так же как есть еврейская Пасха, есть Православная Пасха. Слово "Пасха" у одних и других одно, но смысловое значение в это слово одни и другие вкладывают разное. Поэтому не следует пугаться, видя иконы и открытки с пяти- и шестиконечными звездами, и видеть эти звезды везде, вплоть до изображения Креста, а помнить, что СИМВОЛИКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ КОНТЕКСТА и изображения сатаны и масонской власти видят в этих звездах только сатанисты и масоны, а для православных и пяти-, и шести-, и восьмиконечная звезда являются равнозначными. Но главным изображением для нас является
КРЕСТ ХРИСТОВ - ВСЕРАДОСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ НАШЕГО ИСКУПЛЕНИЯ ОТ ВЛАСТИ ГРЕХА И ДЬЯВОЛА ИИСУСОМ ХРИСТОМ ГОСПОДОМ НАШИМ. АМИНЬ!

Местная религиозная организация Православный ПриходМихайло-Архангельского храма с. ИшпарсовоСтерлитамакского района Республики Башкортостан «Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»


+ дополнительный материал:

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Звезда с пятью лучами имеет довольно большое количеств названий. Некоторые утверждают, что она является знаком евреев и даже колдунов, однако какое предположение правдиво и что означает пятиконечная звезда в христианской религии поможет разобраться наша статья.

Значение символа в христианстве

Не многие верующие христиане знают что означает пятиконечная звезда +в православии.Звезда с пятью лучами представляет собой один из наиболее древних символов, из тех, которые были известны человечеству и что немаловажно по своей популярности он может сравниться разве, что с .

У еврейского народа пентаграмму ассоциируют с полученным священным Пятикнижием, который всевышний передал Моисею, а вот в символике христианства данная пентаграмма ассоциируется с пятью ран Господа или же в числовом толковании с суммой Троицы (то бишь Отец, Сын и которому возносят верующие), а также с двойственной природой Вседержителя, а именно человеческой и божественной.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Где встречается

Но, также некоторые люди утверждают, что этот символ олицетворяет собой нечистую силу, однако несмотря на это пятиконечная звезда в православии использовалась для оформления храмов, но и священных чудотворных изображений. Вот несколько наиболее известных примеров:

  • пятиконечная пентаграмма имеется в Вифлееме над Собором Христова Рождества;
  • в Вифлеемском Соборе Христова Рождества также имеется и напольная божница (киот) для чудотворного образа в символике которого применяется красная звезда с пятью лучами;
  • на мафории Божьей Матери изображается три пентаграммы, две из которых расположены на плечах, а третья на челе, что в свою очередь является традиционной деталью в богородичной иконографии, олицетворяющими девственность Девы Марии как до, в период и после рождества Христового;
  • на копии изображения «Преображение Господне», написанного Андреем Рублевым также присутствует этот видимый символ, который являет собой преображение Вседержителя и его сошествие в мир, из-за чего расположение пентаграммы приходится лучом вниз;
  • еще одним ярким примером использования символа служит расположенный в Санкт-Петербурге Собор Спаса на Крови, где подобные изображения находятся в изобилии.

Следует отметить, что приведение ассоциаций Всевышнего с этим символом также в некоторых случаях обосновывались и цитатами из священного писания, к примеру: «Я, Иисус, отправил Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в храме Божьем. Я есмь потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая».

Господь всегда с Вами!

Сегодня в канун празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне разгорелся спор - под каким всё же символом сражались и погибали за нашу свободу наши великие отцы, деды и прадеды?
Под чьим символом стоит Кремль?

Любознательность подтолкнула меня просмотреть имеющиеся материалы в интернете.
Не смотря на то, что пятиконечная звезда, пентаграмма считается символом нечистой силы я с удивлением обнаружил это элемент применённый два раза в храме Рождества Христова в Вифлееме.


Пятиконечная звезда над Храмом Рождества Христова в Вифлееме.



Напольный киот для иконы в символике которого используется пятиконечная звезда красного цвета в храме Рождества Христова в Вифлееме.

Можно встретить мнения, что пятиконечная звезда это архаично-традиционное изображение Вифлеемкой звезды, которое встречается в мозаичном украшении:


Красная звезда в Доме Господнем. Мозаичное панно из Америки, Мехико.

Перевёрнутая пентаграмма является символом Преображения Господня в традиционной иконографии:

Постепенно перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). В частности можно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Преображение Господне», написанную им в начале XV века, где Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы.

Здесь надо подчеркнуть, что Андрей Рублев - это один из знаменитейших и наиболее почитаемых православных иконописцев, который, к слову, был причислен к лику святых. Он был автором многих правил, которые впоследствии стали канонами иконописи и тот вклад, который он привнес, до сих пор ощущается в иконописи.

Ассоциации Спасителя с пятиконечной звездой также иногда аргументировалась и цитатами из библии, например: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16).


Копия иконы Андрея Рублева «Преображение Господне»

Три звезды на мафории Богоматери — одна на челе и две на плечах — являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»).
Вторая половина XVIII века.
Дерево, левкас, масло. Оклад: начало XX века. Серебро, чеканка, гравировка, эмаль по скани, драгоценные камни, золочение.
Патриаршая резиденция в Москве.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге изобилует изображениями пентаграмм. Перечисленное - это не исключения, а лишь яркие и известные примеры.

В большинстве крупных храмов, церквей или базилик можно, в том или ином виде, найти изображение пентаграммы.

Данная тема несколько раз обсуждалась в интернете и на форумах.
Есть достаточно хорошие статьи на эту тему, в которых достаточно доказательств того, что пентаграмма является одним из древнейших христианских символов, конечно без серпа и молота.

Не приводя примеров её использования богоборцами, можно сказать, что не зависимо от этого она не может потерять для христианина священного значения.

Если этот символ употребляется двояко, то вероятно ему нужно вернуть былую славу.

Если промыслом Божиим было предначертано нашим родителям и дедам, да и нам самим нести службу, сражаться и умирать под этим христианским символом, то нужно знать, что символ этот православный.

И звёзды над столицей - не символы зла, а символы имеющие широкое значение в православии - ран Спасителя, Преображения Господня, Вифлеемской звезды и Рождества, звезды на мафории Богоматери.

Да, использовали этот символ богоборцы, да - невежи, да - люди желающие истребить православие, но пожалуй никто не может однозначно утверждать, что эти символы употреблялись советской властью исключительно в ритуальных сатанинских целях.

Исторически пентаграмма стала символом великих жертв народов населяющих сначала территорию Российской Империи, затем СССР - жертв невинных и жертв сознательно отдавших жизнь за будущее.

Этот символ, как один из древнейших символов искупительной жертвы Спасителя должен быть реабилитирован и как элемент памятников воинской славы получить христианское значение.

Некоторые знаки и символы различных эпох — например, изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан, — канули в небытие. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции. Множество таинственных символов есть в Православии. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.

Одним из таких символов является пятиконечная звезда, также называемая пентаграмма или пентакль. Сегодня она ассоциируется, в первую очередь, периодом советской власти в России. Ее можно увидеть на многих европейских и российских домах. Многие утверждают, что это сатанинский, колдовской, масонский знак. Тем не менее, пятиконечные звезды можно встретить и на иконах, киотах, в украшении православных храмов. Это не просто украшение, пентаграмма имеет ряд значений в Православии.

Пентакль в христианстве

    Звезда с пятью лучами — один из древних символов. Изначально он не несет значения зла. Наряду с шестиконечной звездой Давида и восьмиконечной звездой — октограммой, звездой Богородицы — это библейский символ. Пятиконечная звезда относится к символике Ветхого Завета, которая по сей день используется и в христианстве, и в иудаизме.

    Пентаграмма ассоциируется с Пятикнижием, называемым в иудаизме Торой — библейскими книгами, написанными пророком Моисеем. Они также почитаются и всеми христианами.

    Также пять лучей звезды означают пять ран Господа Иисуса на Кресте (прибиты ко Кресту были руки и ноги Спасителя, пятая рана — рана от копья).

    Пять концов означают, как и крестное знамение, символику Троицы. Правильное крестное знамение совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы. Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец означают соединение вместе человеческой и Божественной природ во Христе.

    Ассоциации звезды и Господа основываются на словах Книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), где Христос говорит: «Я потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая» (глава 22, стих 16).


Где рисуют и изображают пятиконечную звезду в Православии

Символ пятиконечной звезды встречается нечасто, однако может быть использован в оформлении экстерьера и интерьера храмов, в резьбе киотов (большие напольные рамы для икон).

  • Пентаграмма используется в интерьере и наружном оформлении стен собора Рождества Христова в Вифлееме.
  • Над крестом Вифлеемского храма установлены выкованная пятиконечная звезда, причем ночью она подсвечивается.
  • В самом Вифлеемском соборе Христова Рождества над чудотворным образом Рождества вышита по бархату в киоте золотая пятиконечная звезда.
  • В Иоанна-Богословском храме в Москве, на стенах храма изображены пятиконечные огненные звезды.
  • Знак пятиконечной звезды был богословски осмыслен на иконе «Преображение Господне», став знаком силы Фаворского света и благодати Христа.

    Пятиконечная звезда наряду с восьмиконечной обозначает Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.

Звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы навстречу Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.

Пентаграмма на иконе Преображения

На иконах «Преображения Господня», самой известной из которых является образ, написанный великим иконописцем Андреем Рублевым, изображение Господа Иисуса Христа вписано в пятиконечную звезду, означающую свет Преображение Вседержителя и Его пришествие в земной мир с Небес. Поэтому на иконе Преображения пятиконечная звезда перевернута верхним лучом вниз.

Преображение — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви. Празднуется он ежегодно 19 августа. По своей значимости он стоит наравне с Рождеством Христовым и праздником Святой Троицы — Пятидесятницей. В этот день воспоминается событие явления Иисусом Христом Своей Божественной природы обычным людям — его ученикам. Трое из них стали свидетелями Преображения с виду обычного Человека, Которого они знали как Своего Учителя по имени Иисус, во Всемогущего Бога, освещающего неземным Светом всё вокруг.

Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.

Молитвы в праздник Преображения Господня — это обращение ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.

Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой. Преображение — один из самых любимых народом праздников. Это день, когда каждый из нас вспоминает о том, что стоит попросить, помолиться — и наша жизнь будет освещена Светом и советом Христовым. Не пренебрегайте и беседой со священником: Господь по вашей вере скажет вам через священника именно Свою волю.

Да хранит вас Господь Своей благодатью!