Какой монастырь упоминается в бедной лизе. Нестор Летописец

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 733

г. Москвы

Контрольная работа по литературе

9 класс

Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2013г.

Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»: «… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»? а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань 2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь 3. Какие цветы продавала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши 4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум 5. Возлюбленный Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик 6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом? а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет 7. В финале повести Лиза: а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного б) убивает своего возлюбленного г) умирает от болезни 8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»? а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета. а) экспозиция

1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?

3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Вопросы для работы с текстом

1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям. Могила, умерла, скрывать грусть, взгляд, солнце разбудило природу. 2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза». «Там юный монах – с … лицом, с … взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит … птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и … . Он томится, вянет, сохнет – и … звон колокола возвещает мне … смерть его. На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « …! » Молодой незнакомец стоял под окном».

Творческое задание

В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Кратко напишите ответ.

Ответы.

Тестовые задания с выбором ответа
    б) Москва б) Симонов монастырь г) ландыши в) Эраст в) дворянин в) 17 лет в) кончает жизнь самоубийством г) сравнение а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
    Крестьянство Проигрыш имения Автору Сентиментализм
Вопросы для работы с текстом
    могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою» скрывать грусть – «таить печаль сердца своего» взгляд – «взор» солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение» 2. «Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих . Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его. На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах! » Молодой незнакомец стоял под окном».

Использованные материалы.

    Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с. Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

История московских литературных урочищ берет свое начало с момента возникновения полноценной субъективной прозы, то есть с «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (1792). В основе акта создания такого рода повествования лежит подробное описание субъективного переживания, в том числе переживания полюбившихся мест и «милых сердцу» временных фрагментов - пор дня и времен года. Сентиментальную героиню необходимо было поселить в таком месте, которое волновало бы воображение автора и надолго запомнилось бы будущему читателю - нечто подобное деревушке Кларан на берегу Женевского озера, где по воле Жана Жака Руссо суждено было жить нежной Юлии и страстному Сен-Прё.

Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря не случайно: оно было овеяно легендами. Писатель с молодых лет интересовался древней Москвой и читал анонимные «Повести о начале Москвы», написанные во второй половине XVII века, в которых среди различных вариантов расположения сел боярина Кучки было названо и Симоново. Таким образом, это место косвенно связывалось со строительной жертвой, предшествовавшей основанию будущей столицы. Легенды связывали Симоново и с иными важными событиями русской истории. Так, например, считалось, что преподобный Сергий Радонежский, основавший в 1370 году Симонов монастырь, собственноручно вырыл вблизи монастырских стен небольшой пруд, долгое время называвшийся Лисиным. Тут же, совсем неподалеку, были похоронены герои Куликовской битвы - Пересвет и Ослябя, монахи монастыря Святой Троицы. Так это было или не так на самом деле, в сущности, никто не знал, но именно потому это место было овеяно атмосферой повышенной важности, эмоциональности и загадочности; оно источало урок - воздействие могущественных сил исторической судьбы.

Однако историческая память и связанные с нею легенды, которые «хранит» урочище, сами по себе недостаточны. Работе воображения должна прийти на помощь природа - свойства тамошнего ландшафта. И за этим дело не стало: в Симонове было красиво. Монастырь стоит на высоком берегу Москва-реки, откуда и сейчас открывается величественная панорама южной части города, от Донского монастыря и Воробьевых гор до Кремля; во времена Карамзина был виден также деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Для читателя, сочувствовавшего «сентиментальному» повествователю и глубоко переживавшего легендарно-исторические ассоциации, чрезвычайно важным являлось признание повествователя в том, что он любит там гулять и общаться с природой: «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою» ( , 591).

В конце XVIII века Симоново находилось на значительном расстоянии от города, среди заливных лугов, полей и рощ. Москву было оттуда видно очень хорошо, но она красовалась в отдалении - живая история в обрамлении вечной природы. Карамзинское описание, предваряющее действие повести - сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных сел и монастырей в косых лучах заходящего солнца ( . Локус обладает не только топографической, но и во многих случаях также жанровой определенностью, которая задается социальной и культурной предназначенностью: в храме люди молятся, в парикмахерской бреются, а в кафе пьют кофе с пирожными и сплетничают. С другой стороны, городское урочище может представлять собой топос ), а затем плавный переход от панорамы города и природы к панораме истории. Роль связующего звена между космическими и культурно-историческими стихиями выполняет образ осенних ветров, веющих в стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и надгробных камней. Приведенный ниже фрагмент великолепно демонстрирует искусство писателя, который, мастерски манипулируя чувствами читателя, нагнетает настроения, связанные с переживанием места необыкновенного, печального и величественного - и только тогда переходит к изображению судьбы бедной девушки. Не забудем, что согласно убеждениям гуманистов и просветителей XVIII века именно конкретная человеческая личность - венец природы и конечная цель истории. «Часто прихожу я на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокой травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробовых камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, - печальные картины! <…> Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, - там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ Богоматери обращает неприятелей в бегство. Всё сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, От одного Бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях. Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» ( , 591–592).

Вышеупомянутые настроения «нежной скорби» Карамзин использовал со свойственным ему талантом. Он «утопил» героиню в Лисином пруду. После выхода повести в свет этот пруд незамедлительно стал местом паломничества москвичей, приходивших сюда поплакать над горькой судьбою бедной Лизы. На старинных гравюрах тех лет сохранились тексты «чувствительных» надписей на разных языках, которые москвичи вырезали на деревьях, росших вокруг пруда, который устная молва переименовала из Лисиного в Лизин, например: «В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий! воздохни»; или: «Утопла лиза здесь Эрастова невеста. / Топитесь девушки для всех вас будет место» (цит. по: , 362–363). Симоновский локус приобрел репутацию места несчастной любви. Но мало кто из «паломников» осознавал глубинную поэтическую связь этого образа с куда более сложным образом русской истории, а точнее, истории Москвы. Преподобного Сергия, стоявшего у истоков великого будущего Москвы, и «бедную» Лизу связывало Симоново урочище как особый источник и катализатор поэтичности, locus poesiae ( , 107–113). Однако урок этого места подействовал даже на власть предержавших: во время написания «Бедной Лизы» Симонов монастырь был закрыт по воле Екатерины II, пытавшейся проводить политику секуляризации (поэтому в «Бедной Лизе» монастырь «опустевший», а кельи пустые), но в 1795 году, в разгар популярности Симонова, его вновь пришлось открыть.

Симоновское урочище активно воздействовало на умы и сердца сравнительно недолго - пока жило карамзинское поколение. Уже в пушкинские времена наступает семантическая дезактуализация этого места, и память о нем постепенно угасает. Любопытно, что Лизин пруд как место гибели карамзинской героини упомянут еще в путеводителе 1938 года ( , 122–123), когда Симонова слобода называлась Ленинской (а посреди Ленинской слободы всё еще существовала Лизина площадь!), но к середине 1970-х годов литературному следопыту Александру Шамаро пришлось немало потрудиться, чтобы выяснить, куда и когда именно «исчез» пруд, на месте которого вырос административный корпус завода «Динамо» ( , 11–13).

Примечания:

Герштейн Э. Дуэль Лермонтова с Барантом // Литературное наследство. 1948. № 45–46 (М.Ю. Лермонтов, II). С. 389–432.

Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Русская проза XVIII века. М.: Художественная литература, 1971. С. 589–605.

Осмотр Москвы: Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1938.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Издательский центр Российского гос. гум. ун-та.

Шамаро А. Действие происходит в Москве: Литературная топография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский рабочий, 1988.

Уже более 900 лет россияне черпают сведения о своей истории из знаменитой “Повести временных лет”, точная дата написания которой до сих пор неизвестна. Немало споров вызывает и вопрос об авторстве этого труда.

Несколько слов о мифах и об исторических фактах

Научные постулаты с течением времени нередко подвергаются изменениям, но если в области физики, химии, биологии или астрономии подобные научные революции основаны на выявлении новых фактов, то история не раз переписывалась в угоду властям или согласно господствующей идеологии. К счастью, современный человек имеет массу возможностей самостоятельно находить и сопоставлять факты, касающиеся событий, произошедших много веков и даже тысячелетий назад, а также знакомиться с точкой зрения ученых, не придерживающихся традиционных взглядов. Все сказанное применимо и к такому важному для понимания истории России документу как “Повесть временных лет”, год создания и авторство которой в последнее время подвергаются сомнению некоторыми членами научного сообщества.

“Повесть временных лет”: авторство

Из самой “Повести временных лет” о ее создателе можно узнать только то, что в конце XI века он жил в Печорском монастыре. В частности, там есть запись о нападении половцев на эту обитель в 1096 году, чему был очевидцем сам летописец. Кроме того, в документе упоминается о смерти старца Яна, который помогал написанию исторического труда, и указывается, что смерть этого монаха произошла в 1106 году, а значит, на тот момент человек, сделавший запись, был жив.

Российская официальная наука, в том числе советская, еще со времен Петра Первого считает, что автор повести “Повесть временных лет” — летописец Нестор. Старейшим историческим документом, который ссылается на нее, является знаменитая написанная в 20-х годах XV века. Этот труд включает отдельной главой текст “Повести временных лет”, которую предваряет упоминание в качестве ее автора некоего черноризца из Печерского монастыря. Имя же Нестора впервые встречается в переписке печерского монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином. Этот же факт подтверждает “Житие преподобного Антония”, составленное на основе устных монастырских преданий.

Нестор Летописец

“Официальный” автор повести “Повесть временных лет” был канонизирован РПЦ, поэтому о нем можно прочитать в житиях святых. Из этих источников мы узнаем, что преподобный Нестор родился в Киеве в 1050-х годах. В возрасте семнадцати лет он поступил в Киево-Печерский монастырь, где был послушником преподобного Феодосия. В довольно молодом возрасте Нестор принял постриг, а позже принял посвящение в иеродиаконы. Всю свою жизнь он провел в Киево-Печерской Лавре: здесь он написал не только “Повесть временных лет”, год создания которой доподлинно неизвестен, но и знаменитые жития святых князей Глеба и Бориса, а также труд, рассказывающий о первых подвижниках своей обители. В церковных источниках также указывается, что достигший глубокой старости Нестор скончался около 1114 года.

О чем рассказывает “Повесть временных лет”

“Повесть временных лет” — история нашей страны, охватывающая огромный временной промежуток, невероятно насыщенный разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о одному из которых — Иафету —достались в управление такие земли, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского столпа, однако разгневанный Господь не только разрушил это строение, олицетворяющее человеческую гордыню, но и разделил людей “на 70 и 2 народа”, среди которых были и норики — прародители славян, произошедшие от сыновей Иафета. Далее упоминается об Апостоле Андрее, который предрек, что на берегу Днепра появится Великий город, что и произошло, когда с братьями Щеком и Хоривом основали Киев. Еще одно важное упоминание касается 862 года, когда “чудь, словене, кривичи и весь” отправились к варягам звать их княжить, и пришли по их зову три брата Рюрик, Трувор и Синеус с семьями и приближенными. Двое из пришлых бояр — Аскольд и Дир — отпросились из Новгорода в Царьград и, увидев по дороге Киев, остались там. Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси. Заканчивается рассказ событиями 1117 года.

“Повесть временных лет”: история изучения этого произведения

Несторовская летопись стала известна после того, как Петр Первый в 1715 году поручил сделать копию с Радзивиловского списка, хранящегося в библиотеке Кенигсберга. Сохранились документы, подтверждающие, что внимание царя на этот манускрипт обратил Яков Брюс — личность, примечательная во всех отношениях. Он же передал переложение Радзивиловского списка на современный язык который собирался писать историю России. Кроме того, изучением повести занимались такие известные ученые, как А. Шлепцер, П. М. Строев и А. А. Шахматов.

Летописец Нестор. “Повесть временных лет”: мнение А. А.Шахматова

Новый взгляд на “Повесть временных лет” был предложен в начале ХХ века. Его автором стал А. А. Шахматов, который предложил и обосновал “новую историю” данного произведения. В частности он привел аргументы в пользу того, что в 1039 году в Киеве на основе византийских хроник и местного фольклора был создан Киевский свод, который можно считать древнейшим документом подобного рода на Руси. Примерно в это же время в Новгороде была написана Именно на базе этих двух трудов в 1073 году Нестор создал сначала первый Киево-Печерский свод, затем второй и наконец “Повесть временных лет”.

“Повесть временных лет” написана русским монахом или шотландским принцем?

Последние два десятилетия были богаты на разного рода исторические сенсации. Однако справедливости ради нужно сказать, что часть из них так и не нашла научного подтверждения. Например, сегодня существует мнение, что “Повесть временных лет”, год создания которой известен лишь приблизительно, на самом деле написан не в период между 1110 и 1118 годами, а шестью столетиями позднее. В любом случае, даже официальные историки признают, что Радзивиловский список, т. е. копия рукописи, авторство которой приписывают Нестору, был сделан в XV веке и тогда же украшен многочисленными миниатюрами. Более того, Татищев писал “Историю России” даже не с него, а с пересказа этого труда на современный ему язык, автором которого, возможно, был сам Яков Брюс — праправнук короля Шотландии Роберта Первого. Но эта теория не имеет под собой никаких серьезных обоснований.

В чем главная суть Несторовского труда

Специалисты, придерживающиеся неофициального взгляда на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что оно было необходимо для обоснования самодержавия как единственной формы правления в России. Более того, именно эта рукопись ставила точку в вопросе об отказе от “старых богов”, указывая на христианство как единственную правильную религию. В этом-то и состояла его главная суть.

“Повесть временных лет” — это единственное произведение, в котором рассказывается каноническая версия крещения Руси, все остальные просто ссылаются на него. Уже одно это должно заставить очень пристально заняться его изучением. А еще именно “Повесть временных лет”, характеристика которой принятая в официальной историографии сегодня ставится под сомнение, является первым источником, повествующим о том, что русские государи произошли от Рюриковичей. Для каждого исторического труда очень важна дата создания. “Повесть временных лет”, имеющая исключительное значение для российской историографии, таковой не имеет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать даже конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.


Основание монастыря

Часто в литературе пишут, что монастырь был основан на землях, подаренных Степаном Ховриным монастырю, который затем постригся в монахи под именем Симон - отсюда и название монастыря.
Однако, первоисточником по данному вопросу является Житие Сергия Радонежского. Там говорится, что монастырь был основан в местечке под названием СИМОНОВО. Откуда и название. Связывать же имя монастыря с монашеским именем Ховрина (личности больше легендарной, чем реальной) неправомерно. К тому же нелогично. Обычно, название монастыря происходит от имени основателя, и тогда бы он назвался Федоровским. Серьезные работы, которые рассматривают данный вопрос - В. Кучкин "Начало московского Симонова монастыря" http://www.rusarch.ru/kuchkin1.htm и Д. Давиденко кандидатская диссертация. Но почему-то, из справочника в справичник, из энциклопедии в энциклопедию путешествует версия со Степаном Ховриным.

Часто пишут, что монастырь был основан как военная крепость, но не было никаких археологических работ, подтверждающих это. Наличе крепостных стен в древности - под вопросом. А как военная крепость монастырь упоминается лишь с 17 века. Все, кто хоть раз читал о Симонове монастыре знает, что по легенде он был основан там, где сейчас стоит церковь в Старом Симонове, а через девять лет перенесен на новое место. Впоследствии на новом месте монастырь стал главным, а на старом - зависимым, позже старый монастырь был упразднен, а каменный храм стал приходской церковью. Новый же монастырь назывался просто Симоновым, а не Новым Симоновым. Несмотря на это в 20 веке кто-то окрестил его НОВЫМ. Да и со старым не совсем все понятно. Он действительно существовал в 15 веке. Но где сказано, что он был основан раньше? Смелую гипотезу высказал Д.Давиденко. Он предположил, что монастырь на новом месте был основан первоначально, а на старом - позже основного. Название же старый объясняется довольно просто. Здесь было место по имени СИМОНОВО, Федор же основал монастырь недалеко от него, на новом месте, а на старом месте позже тоже был основан монастырь, и стал он монастырем на Старом СИМОНОВЕ (то есть слово "старый" относится к месту, а не к монастырю).

Лизин пруд

Большинство знают или слышали о повести Карамзина "Бедная Лиза" и о том, что пруд в котором она утопилась был за Симоновской заставой и находился на месте административного здания завода "Динамо". Там находился древний пруд, который был выкопан Сергием Радонежским, он славился в народе своей целительной силой. После выхода повести Карамзина москвичи переименовали его в Лизин, хотя по монастыреским документам он оставался Сергиевым. Уже в 19 веке появилось заблуждение, что Лизин пруд - это какой-то другой пруд, а не Сергиев. Архимандрит Евстафий в своей брошюрке даже приводит сведения, что древний монастырь назывался у Медвежьего озерка (оно же Постылое). Озеро Постылое находилось в Тюфелевой роще, но никогда Медвежьем не называлось, Автор что-то явно спутал. Дело в том, что у Симонова монастыря в древности была небольшая обитель у Медвежьих озер, но это находилось в нынешнем Щелковском районе. И вот кто-то сказал, что Медвежье озерко - это и есть Лизин пруд (например, И.Лукаш http://az.lib.ru/o/oredezh_i/text_0080.shtml) , ч то неверно. Лизиным прудом называли только Сергиев пруд, и никакой другой. Когда его уничтожили - не совсем ясно. Шамаро указывает, что пруд был засыпан в начале 1930-х гг. при строительстве летнего стадиона в Швецовой слободе, но это не так. Стадион был построен в 1928 году не касался пруда. Пруд был уничтожен позднее, он существовал еще в 1932 году. И хотя по воспоминаниям его засыпали так как он был сильно загрязнен, вода в нем в 1932 году была чистая и ключевая. Что подтверждает показания 19 века о том, что пруд никогда не высыхает и наполнен чистой водой.

Улица Швецова слобода

Каждое название имеет свое происхождение. Во всех справочниках пишут, что Швецова слобода (2-й Автозаводский проезд) получила свое имя по домовладельцу. http:///slovari.yandex.ru/dict/mostoponim/article/imu/imu-0023.htm . Однако это неверно. Такого домовладельца здесь не было, а назвали ее в честь милиционера, убитого на Кожуховском мосту после революции.

Тюфелева роща

Название рощи Сытин связал с тем, что в древности там находилась деревня Тухолева, от нее и стала называться Тюхалева. Но сведений о деревни найти не удалось. А название рощи можно просто вывести от слова тухоль-тухлость. Ведь там была болотистая местность с озерами.


Некрополь Симонова монастыря

Некрополь находился в восточной части монастыря. Но Юрий Рябинин утверждает, что кладбище находилось также на территории детского парка http://www.moskvam.ru/2003/05/ryabinin.htm . Непонятно, откуда он взял эти сведения.

Кинотеатр в Симоновке

Как-то раз к властям Симонова монастыря обратились с просьбой дать разрешение открыть кинотеатр в Симоновой слободе, в доме, принадлежавшем монастырю. Власти монастыря рассмотрели просьбу и отказали, так как кинематограф - дело не богоугодное. В отместку за это в трапезной монастыря был оборудован кинотеатр. Но существовал он недолго. Во время войны там находилось общежитие. Кинотеатр же в Симоновском районе так и не был построен.

Роддом в Симоновке

Рабочие Симоновки во время забастовок выдвигали требование открыть роддом в слободе, на что получили ответ: "У нас мужики не рожают!" Установилась Советская власть, но роддом так и не открыли, зато есть своя женская консультация (Ленинская слобода, 3).

Футбол

По воспоминаниям Кухаркина, молодежь, увлекавшаяся спортом, пыталась играть в футбол против Симонова монастыря. Монастырские власти же этому препятствовали. Но футбол в Симоновке прижился, под горою монастыря находится теперь стадион "Торпедо", а носит он имя футболиста, чей памятник стоит как раз в том месте, где до революции хотели играть в футбол.

Симоновская набережная

В 1915 году городские власти проектировали оборудовать новую Симоновскую набережную. Проектировалось ее благоустроить и в 1930-е годы. И скульптуры там поставить, и лестницу к ней с горы сделать. Такая улица есть, наверное, во всех справочниках по проездам Москвы. Есть она на карте (небольшой участок у завода Динамо). Я недавно была там и набережной никакой не увидела. Похоже ее скоро будут уже 100 лет проектировать.

Зинаида Волконская

Вероятно, Зинаиды Волконская любила гулять в окрестностях Симонова монастыря. В то время это было одним из излюбленных загородных мест. К том же на кладбище монастыря был похоронен ее дедушка Татищев. Во второй половине XIX века в Тюфелевой роще поселился Марк Самуилович Малкиэль. Он жил при своем заводе. Какое он имел отношение к Волконской. Да вроде никакого. Только разве что он владел домом на Тверской, принадлежавшим Козицкой, мачехи Волконской. В этот доме и был некогда салон княгини Зинаиды. Так иногда непонятным образом переплетаются судьбы людей и истории домов и местностей.

Карамзин и Рамзин

Все знают Н.М. Карамзина, который любил гулять в окрестнростях Симонова монастыря. Но Симоново связано еще и с Л.К. Рамзиным - директором Теплотехнического института. Он тоже любил эти места. И даже жил здесь в отдельном домике под стражей, наискосок от дачи Бекетова, где живал Историограф.

Два Бекетова - две дачи

В Южном округе в XIX веке находилась дача Бекетова. При чем не одна - а целых две. Да и были эти дачи разных Бекетовых - Платона Петровича и Ивана Петровича. Да к тому же еще и братьев. Так как часто дачи упоминались просто - дача Бекетова, а какого, мол, все знают - в настоящее время из-за этого бытуют различные ошибки. Я сама сначала не могла понять, где же находилась дача Платона Петровича, если современники пишут, что он жил под Симоновым монастырем, а на карте 1818 года она показана за Серпуховской заставой. За Серпуховской заставой действительно находилась дача Бекетова, это был загородный дом Ивана Петровича. Она находилась там, где намного позже основали больницу имени Алексеева. Вот и у Пыляева дача Ивана Петровича описана как загородный дом Платона Петровича. Дача Платона Петровича же была в Симоновой слободе. На картах она не показана, владение это было небольшое. Зато сохранилось ее изображение на гравюре начала XIX века. Сохранилось и изображение беседки Бедной Лизы, которая существовала там вплоть до сноса усадьбы. Путаница происходит и с самими названиями владений. Как только мы услышим - дача, у нас возникает образ загородного дома. Но в XIX веке так называли и просто земельный участок. В большое заблуждение ввели авторы книги "Памятники архитектуры Москвы". В последнем томе к гравюре с изображением дачи Платона Петровича дан следующий комментарий: под гравюрой написано, что дача находилась в Симоновой слободе, но на самом деле она находилась в Тюфелевой роще, где на карте 1818 года показана дача Балашова (он владел земельным участоком "Тюфелева дача"), сам же Бекетов переехал за Серпуховскую заставу, где и показана его дача. Полный абсурд! Никуда Платон Петрович не переезжал, так и умер у себя на даче под Симоновым монастырем. Дача же исчезла в 1899 году, когда на ее месте построили завод "Динамо". Дача Ивана Петровича просуществовала значительно меньше. В 1850-х годах она уже продавалась под заводы.

Два Лихачева - два завода

Так случилось, в Симоновском районе было два завода одного имени - имени Лихачева. Один завод (его все знают) - имени И.А. Лихачева, бывшего директора того же завода, а другой завод - Парострой (бывший Бари) имени В.М. Лихачева. Кто же это был. Скорей всего революционер Василий Матвеевич (1882-1924 гг.). После революции возглавлял Московский совет народного хозяйства. Правда, существовали они в разное время, автозавод стал носить имя Лихачева с 1956 года, к этому времени Парострой имя Лихачева вероятно уже не носил.

Два Астахова

Во время февральской революции 1917 года в Москве произошли трагические события: убили рабочего завода "Гужон" на Яузском мосту Иллариона Астахова. В тот же день был убит еще один Астахов, рабочий завода "Динамо", знаменосец Д.В. Астахов. Это произошло на Воронцовской улице (там была установлена памятная доска).

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный (ок. 1056–114) - монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории .

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие - только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси . В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным », «окаянным », «недостойным рабом Божиим ». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе », даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда ». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца - «Житие преподобного Феодосия Печерского ». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, - пишет Нестор, - чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет » дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы . Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет » - великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть ».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии , показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир - главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем . Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет » нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа - русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? - вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев . Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву . Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов - это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах » (1908 год) и «Повесть временных лет » (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича .

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин , создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов » (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего ».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр , игумен Выдубицкого Киевского монастыря ; игумен Моисей , продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий - автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель - и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете » оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории

Русская летописная история - это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире . В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).